Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Независимое правосудие — социальная стабильность

vii-%d1%81%d1%8a%d0%b5%d0%b7%d0%b4_reswm

После обретения Казахстаном Независимости в 1991 году встал вопрос о формировании судебной системы суверенного Казахстана. У нового государства не было абсолютно никакой законодательной базы и никакого практического опыта в организации деятельности судов в соответствии с общемировыми демократическими стандартами.

Благодаря особому вниманию Президента страны в настоящее время мы имеем современный суд. Все суды оснащены материально-технической базой, реализована стопроцентная аудио-видео фиксация процессов. Судебная система Казахстана тесно интегрирована в международное судейское сообщество, на которое распространяются стандарты ООН, Совета Европы и других международных организаций по соблюдению судейской этики. Однако всему этому предшествовал кропотливый, огромный труд.
К примеру, в течение 1991-1997 годов была создана законодательная база для работы правосудия нового государства, где красной линией проходил основополагающий постулат о независимости судов и судей.
После сформирования политического каркаса была заложена материально-техническая и финансовая основа. Главой государства для эффективной работы по реформированию судебной системы с участием судейского корпуса была заложена практика проведения съездов судей Казахстана. Съезды проходили с участием Президента, где он советовался с судьями, как дальше двигаться, что необходимо решать в первую очередь.
Для судебной системы это были важнейшие идеологические мероприятия. На данных съездах Президент подводил итоги и достигнутые успехи судебной системы, задавал новые ориентиры, направления развития, формировал тренды. От съезда к съезду Президент не уставал и постоянно говорил о независимости судей, ее укреплении, справедливости решений, повышении грамотности и ответственности судей перед обществом.
С 1996 года проведено шесть съездов, сейчас идет подготовка к седьмому.
На первом съезде, в 1996 году, Нурсултан Назарбаев отметил, что «нам надо, наконец, выкорчевывать из сознания тот прежний стереотип, будто суд – это некий придаток госаппарата, непосредственно ему подчиняющийся. В условиях разделения властей суд как самостоятельная ветвь единой государственной власти сам становится ее органом, независимым при отправлении правосудия. Он подчинен  только закону. Без независимого правосудия невозможно достичь уважения к закону и обеспечить социальную стабильность в обществе».
На первом съезде было учреждено Республиканское общественное объединение «Союз судей РК» и принят Кодекс судейской этики. Это были ключевые корпоративные профессиональные инструменты по улучшению судейского корпуса.
На IV съезде Президент поставил перед судебным сообществом пять задач. Среди них: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.
На сегодняшний день все поставленные задачи на VI съезде уже выполнены. Так, приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы, кодекс Об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальный кодекс. Особое внимание уделяется реализации поручения Президента о вхождении судебной системы в 30-ку стран по критерию «Независимость судов». Разработана Дорожная карта по повышению индекса независимости судебной системы. Принята новая методика проведения мониторинга деятельности судов, позволяющая исключить неправомерное влияние на судей внутри самой судебной системы. Повсеместно получило развитие электронное судопроизводство. Широко внедряются досудебные (медиация, партисипативная процедура) и альтернативные формы разрешения споров. Из года в год растет число дел, оконченных в порядке  медиации.
10 декабря 2015 года центральный совет Союза судей принял постановление о созыве VII внеочередного съезда судей в ноябре 2016 года в Астане, на котором планируется принять новый Этический кодекс судей.
Его принятие обусловлено возросшим требованием общества к морально-нравственному облику судьи, требует пересмотра норм и положений, регламентирующих этическую основу поведения судей в профессиональной деятельности, обществе, семье и быту.
Принятый 20 лет назад в 1996 году Кодекс судейской этики заметно устарел. Ныне действующий Кодекс состоит всего из девяти статей и, естественно, не охватывает многие аспекты этического поведения судей. Отсутствие четких запретов является одним из условий, порождающих те или иные нарушения. Кроме того, жизнь не стоит на месте. Она вносит все новые и новые коррективы в этические правила поведения судей. Поэтому сейчас актуальным вопросом является разработка и принятие нового Кодекса этических принципов и правил поведения судей.
Предварительно проект был одобрен на первом заседании Международного совета при Верховном суде с участием зарубежных юристов и получил заключение экспертов Венецианской комиссии. Данный проект был разработан центральным советом, с учетом мнений и пожеланий судейского корпуса. В нем учтен международный опыт принятия таких актов. Проект состоит из пяти глав и 33 статей.
Проект Кодекса в настоящее время размещен на сайте Верховного суда, и с ним может ознакомиться каждый. Седьмой съезд судей примет Кодекс в окончательной редакции. Полагаю, что принятие Кодекса повысит доверие общества к судебной ветви власти и в целом повысит имидж судебной системы.
Азамат КАБУЛЬДИНОВ
судья суда города Актобе

Колонка "Взгляд"