Нужный билет не нужен

Есть категория пассажиров маршрутного автотранспорта, обязательно требующая билет. Зачем? В нашем актюбинском случае это советский пережиток. К такому мнению пришла давно, а убеждаюсь в своей правоте с прошлого года. Осенило, когда на пути то и дело обнаруживала рулоны выкинутых билетов. Змейкой они валялись на дороге, во дворах, на пустырях среди травы. Еще одно доказательство получила на днях в автобусе маршрута № 48. Ранним утром в салоне оказалось человек десять. Контролер ловко собрал с нас по 80 тенге, затем стал раздавать билеты, но быстро запутался, и они достались не всем. Самое интересное в том, что билеты оказались детскими, по 40 тенге, но это не смущало контролера. Днями раньше его коллега раздавал по два билета на положенную для взрослых сумму. Еще раньше контролер другого маршрута, не делая секрета, откровенно делилась, что билетов не хватает, а без них ей непривычно работать, потому набирает при случае рулоны с запасом.
К чему эти рассуждения? Если пассажиры не обилечиваются, что случается зачастую, если билеты иной раз раздают в шахматном порядке, порой несоразмерно оплаченной сумме, то напрашиваются другие принципиальные вопросы. Исходя из чего тогда определяется план для каждого автобуса, рассчитывается, сколько автобусов выйдет на конкретный маршрут, выясняется, какую сумму дотирует городской бюджет? Выходит, что с потолка или в зависимости от аппетита учредителей предприятий-перевозчиков, потому и не было внятного, аргументированного ответа в момент подорожания, кроме того, что в других городах дороже, что бензин подорожал, запчасти, инфляция.
Билет достался нам в наследство от минувшей эпохи, а понятие «себестоимость», кажется, кануло в Лету. Если ситуация иная, то рада услышать контрдоводы, экономические выкладки.
Во всей истории, на мой взгляд, не пассажиры должны быть озабочены отсутствием билетов, а руководители автопарков и городского акимата. Как иначе можно определить рентабельность услуги, получить настоящую выручку? Ну да, выручка есть, помним, как ее считали пять часов. На дворе капитализм со своими расчетами, здесь главное — маржа. Спекулятивная. Выиграет в итоге коммерсант, а кто отстаивает интересы налогоплательщиков, возмещающих льготы?