Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

О законопроектах, кризисе и не только

photo_reswmВ первой половине января в Актюбинской области с рабочим визитом побывала группа депутатов Парламента РК, в которую вошли и наши земляки. Над чем работают в Нижней палате Парламента? Какие программы разрабатываются? Какие изменения готовятся к уже принятым законам? На эти и другие вопросы «АВ» отвечает депутат Мажилиса Парламента РК Дания Еспаева.

Напомним, что на протяжении многих лет Дания Еспаева руководила АФ АО «БТА банк», а затем АФ АО «Казкоммерцбанк».
— Расскажите, пожалуйста, о работе комитета, в котором вы работаете, и что сделано за этот год?
— Более 34 лет я работала в сфере финансов, поэтому было принято решение включить меня в комитет по финансам и бюджету. С начала второй сессии наш комитет  возглавил работу по 8 законопроектам, по 41 законопроекту были подготовлены заключения. Мы активно работали над законами, среди которых «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан о гарантированном транспорте из национального фонда Республики Казахстан на 2016-2018 годы», «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан о республиканском бюджете на 2016-2018 годы», «Об объемах трансфертов общего характера между республиканскими и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2017-2019 годы», «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования».
— Какие задачи и вопросы являются приоритетными?
— Конечно, для депутатов хотелось бы отметить важность принятых поправок в части изменения налогообложения. Учитывая, что налоговая политика выполняет не только фискальную функцию, но также регулирующую и стимулирующую, законопроектом предлагаются следующие концептуальные нормы:
— пересмотр действующего минимального порогового значения для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (30 000 МРП) и установленного на 2017 год (3 234 МРП) с целью установления равномерного и поэтапного снижения порогового значения в целях снижения налоговой и административной нагрузки на малый и средний бизнес;
— освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога с доходов, полученных при списании задолженности по вознаграждениям стратегическими партнерами национального оператора в области нефти и газа по системе «carry финансирование» в случае отсутствия коммерческого обнаружения по разведываемым месторождениям, что позволит привлечь инвесторов для расширения разведки и добычи нефти и газа в стране;
— определение дохода по реализации газа национальному оператору в сфере газа и газоснабжения по фактической цене реализации без привязки к себестоимости добычи газа, что позволит обеспечить без-убыточную деятельность предприятий, ввиду того, что реализация газа производится по ценам, определяемым государством в рамках приоритетного права;
— освобождение от уплаты индивидуального подоходного налога физическими лицами, относящимся к социально уязвимым слоям населения, и банков второго уровня от корпоративного подоходного налога в рамках реализации Программы по рефинансированию ипотечных жилищных займов, утвержденной Национальным банком, направленной на сокращение объема неработающих банковских займов, что позволит сохранить социальную стабильность в обществе, а также улучшить позиции казахстанских банков в мировом рейтинге.
— Какие законопроекты готовятся в настоящее время?
— В настоящее время в нашем комитете рассматривается закон «О коллекторской деятельности». Данный законопроект направлен на обеспечение прозрачности коллекторской деятельности и коллекторских агентств, на исключение недобросовестной практики взыскания задолженности. Кроме того, закон предусматривает урегулирование взаимоотношений между кредитором, коллектором и заемщиком, создает прямые нормы урегулирования долга, медиации. На сегодня 5 154 992 гражданина имеют банковские займы на сумму более 5 186,7 млрд тенге. Из них 4 380 645 граждан имеют потребительские займы, из которых
1 079 971 человек с задолженностью 1 564 млрд тенге допустили просрочку в 90 и более дней. Для возврата этих просроченных кредитов банки обращаются к услугам коллекторских агентств. С принятием этого закона коллекторская деятельность подпадает под контроль Национального банка и защищает интересы заемщиков от недобросовестных действий коллекторов.
Говоря о кризисных явлениях в мировой экономике, какие программы занятости существуют сейчас и над каким работают мажилисмены?
Одной из последних принятых программ обеспечения занятости является «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства». В конце декабря 2016 года Министерство здравоохранения и социального развития РК сделало презентацию этой программы для депутатов. По моему мнению, эта программа актуальна и востребована на текущий момент. В ней заложено обучение востребованным профессиям и основам предпринимательства. Для этого предусмотрено создание условий для массового предпринимательства, что включает в себя микрокредитование на селе и в городе, сопровождение бизнес-проектов. На сегодня в Казахстане 2 225 тысяч самозанятого населения, из них более 1 040 тысяч без квалификации. Цель программы — обучить основам предпринимательства, создать условия для получения микрокретитов и начала собственного дела. А также получение квалификации для дальнейшего трудоустройства. Новшеством в данной программе является возможность дуального обучения, модульные курсы от 1 до 6 месяцев с охватом села мобильными обучающими комплексами, а также массовость микрокредитования с низкими ставками на небольшие суммы с охватом села и города. Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет может получить бесплатное профтехобразование на базе ТиПО, население от 25 до 44 лет может пройти краткосрочные курсы проф-обучения и тем самым в дальнейшем обеспечить себя работой или создать собственное ИП.
— Что вы можете рассказать о реализации новой государственной программы «Нұрлы жер» касательно Актюбинской области и РК в целом?
— Основным направлением программы «Нұрлы жер» является поддержка ипотечного рынка, стимулирование выдачи ипотеки банками второго уровня под сниженные ставки. То есть население, желающее приобрести в кредит жилье, получит субсидирование процентной ставки в размере 7%, и таким образом процентная ставка по ипотечному кредиту не будет превышать 10% годовых. Дальнейшее строительство кредитного жилья для вкладчиков ЖССБК, строительство социального жилья для социально уязвимых слоев населения из числа очередников. В целях развития ИЖС подведение за счет государства необходимой инфраструктуры. При строительстве ИЖС будет предусмотрен единый архитектурный стиль в областных центрах. Путем применения технологии ДСК и тем самым обеспечения доступности стоимости жилья. Предусматривается стоимость квадратного метра по ИЖС не более 120 тыс. тенге за один квадратный метр. Акимат области уже предусмотрел на эти цели участки земли.
Что дали вам встречи с населением региона? Какие в целом интересы актюбинцев лоббируются вами в Мажилисе Парламента?
Мной были посещены объекты здравоохранения, сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, а также районы нашей области. При каждой встрече мной в первую очередь было рассказано о проводимой работе фракции нашей партии по защите интересов бизнеса, обсуждены вопросы обязательной регистрации граждан по месту жительства, проблемы субсидирования кредитов сельхозпроизводителей, проблемы обеспечения лекарственными препаратами медицинских учреждений.
Что взято на заметку? Что уже удалось решить?
При встрече с отечественными товаропроизводителями мной была взята на заметку проблема доступа их продукции к торговым прилавкам. С их слов, для увеличения реализации своей продукции они вынуждены платить бонусы до 20% торговым организациям за выставление на продажу произведенной продукции. Таким образом, наши предприятия не могут попасть на рынки соседних областей. В связи с прекращением субсидирования по программе «Агробизнес-2020» считаю необходимым соблюдение обязательств государства в рамках программы «Агробизнес-2020».  Необходимо в 2017 году возвратить те суммы субсидий, которые не были выплачены в прошлых годах, или же в счет этих невыплаченных сумм снизить процентную ставку по займам на последующие годы для возмещения этих субсидий.
— Ваша точка зрения в отношении миграционного законодательства в плане регистрации, ведь сейчас по этому вопросу идут бурные обсуждения, причем взгляды на эту тему неоднозначные.
Партия «Ақ жол», членом которой я являюсь, подготовила ряд предложений по исправлению сложившейся ситуации с временной регистрацией граждан.
Первое. Срочно разработать и ввести электронную регистрацию через веб-портал e-gov, чтобы люди не унижались и не теряли время в очередях.
Второе. Сократить перечень документов для временной регистрации, убрать из них сведения и документы, не касающиеся места проживания (место работы, наличие недвижимости и т.д.).
Третье. Организовать мобильные группы регистрации в местах организованного прибытия иногородних – на вокзалах, в аэропортах и на междугородных автобусных станциях.
Четвертое. Цель закона — не штрафы, а оформление временной регистрации граждан. Поэтому сегодня сотрудники миграционной полиции должны не преследовать, а помогать гражданам с оформлением временной регистрации, при необходимости – прямо на месте проживания. Для этого они должны быть обеспечены необходимыми документами, бланками и наделены соответствующим правом на оформление временной регистрации.
Пятое. Нужно ввести переходный период для первичной регистрации, в пределах 3-4 месяцев. В этот период штрафы не должны применяться.
Все это регулируется подзаконными актами: постановлениями Правительства и приказами министерств.
Шестое. Считаем актуальным рассмотреть вопрос о персональной ответственности должностных лиц Министерства информации и коммуникаций, Министерства внутренних дел, государственной корпорации «Правительство для граждан» и других исполнительных органов за срыв реализации Закона, приведший к ущемлению прав наших граждан.
— Говоря о создании сельскохозяйственных производственных кооперативов, насколько ситуация в нашей области отличается в ту или другую сторону по сравнению с другими регионами?
Создание сельскохозяйственых коопераций я считаю правильным, так как в первую очередь это дает возможность доступа к средствам господдержки лицам, имеющим личное придворовое хозяйство. Во-вторых, обеспечивает полный сбыт продукции сельхозпроизводителя. Необходимо отметить положительный опыт нашей области в этом направлении. Актюбинская область одна из первых начала выдавать займы сельхозкооперативам в рамках Программы «Ынтымақ» на приобретение молоковозов и рефрижераторов. Услугами фонда воспользовались 42 сельхозкооператива.
Записал
Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"