Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Об опасности идеологии салафизма

%d1%81%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b7%d0%bc_reswm_1

Современная ситуация в мире наглядно показывает, что человечество во втором десятилетии XXI века вновь сталкивается с мощным рядом вызовов, которые поставили под угрозу мир и безопасность планеты.

Наряду с политическим преобразованием карты мира, углублением экономического кризиса, нарастанием экологических и техногенных проблем на мировой арене возникло глобальное зло – экстремизм и терроризм, которое запустило свои щупальца в различные регионы планеты, прикрываясь религиозными лозунгами.
Драматические события, произошедшие в ряде казахстанских городов в 2011 и 2016 гг., наглядно показали, насколько опасными для светского государства и его гражданского общества могут стать радикальные группы, руководствующиеся, в том числе идеологией салафизма.
В настоящее время в научной среде развернулась большая дискуссия по поводу салафизма и его сущности.
Стоит отметить, что большинство отечественных экспертов придерживаются мнения, что салафизм – это не только религиозное течение в исламе, последователи которого выступают за очищение мировой религии от различных чуждых, с их точки зрения, примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других традициях тех или иных мусульманских народов, а также апеллирующих к временам Пророка Мухаммада, его сподвижников (сахабов) и последующим за ними поколением – табиинов.
По мнению экспертов, сегодня необходимо рассматривать салафизм как радикально настроенное течение, которое абсолютно не приемлет светскость, светское государство, его общество и ценности.
Представители салафизма категорически выступают против светскости и светского государства, также ополчились против его институтов ввиду того, что это якобы противоречит их вероучению. Однако за этими деяниями прежде всего просматриваются их неприятие и потому противодействие против конституционного строя светских государств, принимаемых в нем законов и стратегического курса высшего политического руководства.
Общеизвестно, что идеология салафизма не признает и не поддерживает законную государственную власть.
Тогда возникает вопрос: что же ими признается?
Изучение идеологии салафизма показало, что данному течению присуще признание как единственной формы государственности — халифата, а шариат – единственный источник правового регулирования.
В контексте вышеизложенного необходимо отметить, что важнейшим элементом идеологии салафизма является специфическое представление о джихаде, который понимается только в одном дискурсе – борьбе за создание исламского государства.
Опасность данного представления о джихаде заключается в том, что сторонники салафизма сегодня начинают вести борьбу как против инаковерующих, так и против тех мусульман, которые, в принципе, не разделяют идеи салафизма.
Следует подчеркнуть, что такое представление о джихаде и других положениях учения салафизма кроется в том, что его последователи буквально трактуют Коран и Сунну и руководствуются при всем этом только собственным мировосприятием, без учета исторического и общественно-политического контекста. Адепты салафизма не рассматривают глубокий и всесторонний смысл, заложенный в текстах источников исламского вероучения как основу трактования процессов и явлений.
Вместе с тем очень важно, что мнения отечественных экспертов о деструктивности идеологии салафизма практически совпадают с точкой зрения ведущих зарубежных экспертов.
Совокупный взгляд зарубежных и отечественных экспертов нацелен на то, чтобы развенчивать идеологию салафизма, которой присуще насаждение идеи собственной модели государственности, а также посягательства на права, свободы и законные интересы человека и гражданина вне зависимости от его религиозной принадлежности и отношения к религии, в том числе к религии ислам.
Практика показывает, что абсолютное и ярое неприятие людьми иных религиозных взглядов приводит представителей салафизма к конфликтам, к насилию.
Для представителей данного течения также характерно подвержение обструкции представителей иных религий и религиозных учений, а также тех людей, кто с ними не солидарен ни во взглядах, ни в действиях.
Для данного круга людей также присуще разделение окружающего мира на своих и чужих, братьев и сестер, ближних и  посторонних, друзей и врагов.
Опасность идеологии салафизма в том, что его последователи, как правило, причисляют к категории врагов самых близких любому человеку людей – родителей, детей, семью, друзей. За этой тенденцией стоит огромная опасность, обусловленная разрывом семейных отношений, родственных уз, потерей преемственности поколений, их традиций и духовных ценностей.
Практически идеология салафизма подвергает подмене такие понятия, как семья, ребенок, мать, отец, родина, вера и т.д., на иные, абсолютно ложные и чуждые ценности.
Как видим из вышеизложенного, в целом опасность идеологии салафизма заключается в том, что она насаждает в гражданском обществе и особенно среди верующего населения смуту, конфликты, насилие, межэтническую и межконфессиональную рознь.
За этими действиями идеологов салафизма стоит разрушение духовных основ процветающих государств, светских демократических обществ и проповедование бесконечного вооруженного джихада – фактора, сподвигающего человечество назад, в средневековье.
Жанна Даулеткызы

Колонка "Взгляд"