Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Обратная сторона… трубы

На прошлой неделе мы сообщали о проблеме несанкционированных врезок в магистральные и местные нефтепроводы и краж из них нефти. И о том, как и почему это происходит.

Многогранность и сложность решения этой проблемы заставляет еще раз вернуться к поднятой теме.

Что храним — то имеем

Прошлый год стал точкой, переполнившей терпение руководства ТОО «Семсер секьюрити» — основной фирмы, охраняющей нефтепровод и транспортируемые по ним нефтепродукты: количество краж нефти из трубы росло в геометрической прогрессии. Актюбинский филиал «Семсера» не смог сдержать поток криминальных проявлений на охраняемых объектах —  лица, занимающиеся незаконной наживой, продолжали совершать кражи нефти и других ценностей.

В связи с плачевными результатами такой «охранной» деятельности столичное руководство «Семсера» заменило актюбинских охранников мобильных групп и руководителей объектов охраны сотрудниками филиалов товарищества из других городов страны и даже работниками центрального аппарата из Астаны.

Ценой значительных материальных затрат вахтовым методом два раза в месяц более 100(!) человек направлялись в Актюбинскую область на охрану трубопроводов. Это означало, что доверия прежнему руководству филиала уже не было. К тому же слабый контроль над охранниками вел к сращиванию их с преступниками. Двое из них были даже осуждены за соучастие в совершении краж.

Но и «десант» заезжих секьюрити делу не помог. В 2008 году, несмотря на деятельность новой охраны, было зарегистрировано рекордное количество  врезок — 83, то есть в два раза больше, чем ежегодно.

10 апреля руководство актюбинского филиала ТОО «Семсер секьюрити» было полностью обновлено.

— В первую очередь, — говорит и.о. директора филиала Куанышбек Бакытжан, — мы отказались от охранников из Астаны, так как они на состояние преступности на нефтепроводах не повлияли. В начале июня все иногородние охранники были заменены местными кадрами. В это трудное в социальном отношении время нам удалось обеспечить работой более ста человек — жителей Актобе и районов области.

Были заменены практически все руководители среднего звена на более достойные кандидатуры из числа бывших работников правоохранительных органов. Усилен круглосуточный контроль над мобильными группами, стали проводиться негласные проверки несения службы на трассе с целью выявления экипажей, не выполняющих свои обязанности. Охранников, не справляющихся со своими обязанностями, увольняем. Только за последний месяц 18 работников мобильных групп были уволены по отрицательным мотивам.

Но это только одна часть проблемы — неэффективная деятельность  фирмы, охраняющей 648 километров нефтепроводов с различной примыкающей инфраструктурой и 1605 километров газопроводов.

В трех статьях заблудились…

Одним из первых шагов нового руководства областного филиала ТОО «Семсер секьюрити» стало созванное по его инициативе расширенное совещание, на котором оно дало понять, что начинает бескомпромиссную борьбу за порядок на трубопроводах. Среди нескольких основных причин систематических врезок была названа и такая — отсутствие принципа неотвратимости наказания за кражу нефти.

А этому способствует в первую очередь безнаказанность преступников. Судите сами — из 54 уголовных дел только 2 были направлены в суд, остальные 52 прекращены или приостановлены.

За повреждения магистральных трубопроводов, согласно статье 304, предусмотрено до 8 лет лишения свободы. То есть, если, к примеру, тракторист случайно пробьет нефтепровод, то ему светит реальный срок в несколько лет плюс возмещение всех последствий — экологического урона, затрат по восстановлению аварии, экономического ущерба. Преступник же за то же самое фактически несет ответственность только за «тайное хищение чужого имущества» по 175-й статье УК. В конце концов усилиями «заинтересованных лиц» ущерб становится минимальным причем, как правило, ни экологические, ни другие последствия не учитываются. Выяснить прямой экономический ущерб, нанесенный потерпевшей стороне, — задача непростая, механизм подсчета не отработан и даже запутан. К тому же экспертиза, сделанная в некоей лаборатории, «неожиданно» показывает, что украденная из нефтепровода нефть нефтью вовсе и не является, мол  обыкновенный мазут (?!). Одним словом, состав преступления сводится к минимуму и дело приостанавливается, а то и вовсе закрывается.

Против любителей сделать врезку и «присосаться» к чужой нефтетрубе, откачать десятки тонн «черного золота» и затем продать его, возбуждались уголовные дела и по статье 190 — «незаконное предпринимательство», которые заканчивались тем же результатом.

Получалось в итоге, что преступники, заслужившие как минимум, несколько лет тюрьмы, отделывались 240 часами общественных работ или одним годом условно.

Почему такое происходит? Кто заинтересован в этом? Подобные вопросы до банального риторические…

«Терминальный» след

Не секрет, что главный рынок сбыта похищенной нефти — имеющиеся в области шесть нефтяных терминалов и два мини-завода по переработке нефти, которые принимают сырую нефть в неограниченном количестве в любое время суток и без документов. Практически они, как признают сами представители различных правоохранительных органов, находятся вне их контроля.

Если раньше похищенная нефть шла на имевшиеся в бескрайней актюбинской степи сотни так называемых «самоваров» — кустарных установок по перегонке нефти, то теперь в моде терминалы: частные ненасытные нефтехранилища, готовые принять в свои чрева дешевую ворованную нефть в любом количестве.

Оборот нефти в них фактически не контролируется — сейчас можно изготовить любую накладную, которая будет выглядеть правдоподобнее оригинала. На руку ловкачам и продолжающийся в течение почти двух лет мораторий на проверки субъектов бизнеса. Хотя и он не преграда, если есть признаки преступлений, требующие незамедлительной проверки. Но это право не используется.

Под прокурорским оком

Ситуация с незаконным изъятием нефти из магистральных нефтепроводов стала предметом обсуждения и на «круглом столе», проведенном начальником областного управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК Кайратом Рамазановым.

Выводы, сделанные его участниками, охватывают весь комплекс проблем, способствующих совершению преступлений, и предлагают их решение путем внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые документы.

Это и регулирование  деятельности терминалов и мини-НПЗ, и введение специализированных накладных в виде бланков строгой отчетности, и создание единой базы оборота нефти, и привлечение к ответственности лиц, способствующих краже нефти — водителей и владельцев машин.

Что касается последнего. В области в частной собственности числится 169 большегрузных нефтевозов. При расследовании краж выясняется, что задержанные нефтевозы взяты в аренду, а водители — нанятые люди.

В результате ни один организатор краж не привлечен к ответственности, ни одна единица техники не конфискована. Вот это и называется: отсутствие принципа неотвратимости наказания.

Кстати, на «круглом столе» было предложено включить в ряд объектов, подлежащих государственной охране, магистральные нефтегазотрубопроводы, как стратегически важные объекты добывающей отрасли.

Предложение очень актуальное. Как тут не вспомнить, что в Китае, к примеру, за повреждения магистральных нефтепроводов предусмотрена смертная казнь.

Изучая вопрос, работники прокуратуры, как сказала начальник орготдела УКПС и СУ Жанар Абдысамат, проводили опросы, другие исследования проблемы  и выяснили, что в большинстве случаев краж нефти замешаны сами охранные структуры, а также работники нефтяных организаций.

Борьбе с несанкционированными врезками, по словам юриста Актюбинского филиала АО «КазТрансОйл» Нургуль Шалмановой, препятствует несовершенное законодательство и отсутствие заинтересованного взаимодействия всех правоохранительных структур.

И вновь продолжается бой…

Нелегальной отраслью нефтеиндустрии назвали на совещании систему краж нефти из трубопроводов, в которой задействованы большие связи и «крутятся» большие деньги.

Сейчас «Семсер» активизирует свою работу в противостоянии с этой преступной индустрией и стремится завоевать доверие своим профессионализмом. Помимо этого в текущем году планируется внедрение волоконно-оптических кабелей для регистрации деформаций, вибраций и других механических воздействий на трубу. такая система будет внедрена в качестве пилотного проекта на нефтепроводе «Жанажол-Кенкияк».

Но успешной деятельности «Семсера» будет недостаточно без решения тех проблем, о которых говорилось выше.

Радует одно: если за первые три с половиной месяца было зарегистрировано 18 фактов краж нефти из трубопроводов, то с 16 апреля текущего года не произошло ни одной кражи. Значит, можем, если захотим.

Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Колонка "Взгляд"