Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

ОРИГИНАЛьные замыслы

В художественно-рекламной мастерской «Оригинал» работают творческие люди, мастера на все руки. Они разрабатывают логотипы, занимаются дизайном и оформлением интерьеров, делают таблички, стенды,  объемные и световые вывески. Они могут выполнить портреты, нарисовать картины и предложить вам изделия прикладного искусства. Один из творцов этой небольшой мастерской — дизайнер Владимир Аралбаев. В соавторстве с Бахытгереем Жапаром — председателем Актюбинского филиала Союза дизайнеров РК — они разработали и представили свои идеи на конкурс «Арайлы Ақтөбе». По их мнению, нашу область должны представлять не грандиозные здания или нефтяные вышки, а то, «что вечно под Луной» — цветущие на нераспаханных землях тюльпаны и вымирающие как вид степные красавцы — сайгаки.

— Во-первых, эти цветы и животные — неотъемлемая часть природы нашего края, а во-вторых, увековечивая в сувенирах, мы могли бы их поддержать постоянным напоминанием, — говорит Владимир Аралбаев.

Посоветовавшись с коллегами, он решил принять участие в конкурсе «не из-за честолюбивых замыслов», а чтобы не остаться в стороне от такого важного дела, как поиск бренда. Владимир предлагает свое видение конкурсных условий. Главное, чтобы членами жюри в большинстве своем были не чиновники, а профессионалы, специалисты в области искусства. Например, Ануар Отеген-Тана (наш собеседник вспоминает, как известный художник заведовал впервые открывшимся в 1977 году художественно-оформительским отделением культпросветучилища, среди первых выпускников которого числился и сам Аралбаев. — Прим. авт.), или Марат Бекеев (он, кстати, тоже закончил это отделение училища).

— Я считаю, что конкурсантов нужно обезличивать, то есть судить представленную продукцию, не зная имен. Таким образом исключается субъективный подход и появляется дополнительный шанс для молодых, неизвестных мастеров, — делится соображениями Владимир.

В аннотации к своим эскизам он пишет: «Возможность использования предложенных брендовых изображений не ограничивается сувенирной продукцией. В полиграфии можно использовать выбранный вами рисунок в трехмерной графике, в анимации — как объемно- или плоскорельефные. То есть возможности использования и трансформации этих изображений практически безграничны». Предложенные дизайнерами стилизованные изображения тюльпана и сайги, лаконичные, оригинальные, совершенные по форме и содержанию, могут, по мнению авторов, украсить городские баннеры, появиться на билбордах в трехмерном изображении, красоваться на футболках и кепках, на юбилейных или спортивных медалях, значках, авторучках, зажигалках и т.д.

Город  юности нашей

АБК — это инициалы директора предприятия Абдрахманова Бахитжана Кабиевича. Вместе с сыновьями Ахметом и Сериком они уже десятый год ведут семейный бизнес.

На конкурс «Арайлы Ақтөбе» полиграфисты планируют выставить красочные календари, открытки и фотоальбом.

— Мы гордимся своим городом, и непременно покажем его во всей красе, — уверяет Серик Бахитжанович, — но вместе с тем в альбоме будут присутствовать снимки города нашего детства, юности. Помните, были такие замечательные кинотеатры, как «Октябрь», «Казахстан», «Мир». Они остались только в памяти актюбинцев. Хотелось бы на страницах наших изданий оживить прошлое, рассказать историю становления и расцвета Актобе. У нас не так много памятников архитектуры, и, дополняя город современным колоритом, задача нынешнего поколения —  сохранить неповторимый облик нашего общего дома.

Думается, гостям города, землякам, разъехавшимся по городам и странам, будет приятно увидеть Актюбинск 70-х. Мысленно пройтись по его зеленым улицам, посетить последний сеанс в кинотеатре «Октябрь», посидеть в кафе «Океан»…  Такую возможность они получат, листая  календарь или альбом, выполненные патриотами города из местной типографии.

Здесь, в его цехах, работают более 30 сотрудников.

— Наша типография располагает новейшим японским и немецким оборудованием, мы можем выполнять заказы высокого качества в довольно сжатые сроки, — рассказывает директор ТОО.

Его слова подтверждаются многочисленными наградами и благодарственными письмами, среди последних достижений — диплом и медаль, врученные на выставке «Бизнес-услуги-2009», за высокое качество как «Лучшему в сфере услуг» предприятию.

Узоры из жаркамыса

Заявки на участие в конкурсе, к сожалению организаторов, большей частью поступают от городских дизайнеров и художников. Творческие личности из районов пока не проявляют активности, хотя, как известно, много талантливых мастеров и рукодельниц проживают именно в глубинке. К их числу относится Несибели Байбосынова, которая предложила использовать ее эксклюзивный казахский орнамент как элемент брендового символа Актобе.

Несибели апай живет в поселке Жаркамыс Байганинского района. Больше тридцати лет она проработала в школе преподавателем труда. Сейчас она, отличник просвещения РК, на заслуженном отдыхе, но ни минуты не сидит без дела. И вышивает, и вяжет, и ткет, и плюс ко всему сборники рекомендаций пишет. О том, как можно использовать национальный орнамент в изображении домашних животных, издревле окружающих казахский уклад: лошадей, коров, коз, овец. Несибели апай защитила авторское право на свои творческие замыслы, и теперь делится ими с подрастающим поколением, воспитывая в них патриотизм посредством познания искусства.

На конкурс «Арайлы Ақтөбе» будут представлены нарядные подушки, одеяла, покрывала, выполненные руками искусной мастерицы. Расшитые яркие узоры, рисующие то грациозную пару лебедей, то степные цветы, то нарядную юрту и животных, несомненно, украсят любую гостиную.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"