Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Основы модернизации сознания

Широко обсуждаемая в обществе и за рубежом статья Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», на мой взгляд, является полипрофильным программным документом в деле обучения и воспитания молодого поколения казахстанцев. В реальности документа с таким содержанием в обществе заждались. У казахов издревле бытует мудрость: «Мың қосшыға бір басшы», т.е. кочевая цивилизация требовала соподчиненности пирамиде правления в силу объективных обстоятельств. Если так, то размышления, выводы и советы, прозвучавшие из уст Главы государства, являются программной установкой членам общества.
Думаю, никто не может не знать, что мы живем в мире, где идет новый, во многом неясный, исторический цикл, а потому найти себя в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, просто невозможно. Поэтому важнейшая задача каждого соотечественника — сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. В этом отношении публикация посвящена актуальным проблемам казахстанской реальности. В статье Президент акцентирует внимание на главном недостатке западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям современности. Автор считает, что причина заключается в том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации с ограниченным учетом их особенностей, т.к. в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.
В статье достаточно аналитически акцентировано внимание на условия модернизации. И в первом ряду модернизации нового типа поставлено сохранение своей культуры, собственной национальной изюминки — этнических особенностей. Как показывает мировой опыт, при игнорировании хотя бы ее толики модернизация становится не более чем иллюзорными размышлениями. Но это не означает консервацию всего в национальном самосознании — и того, что дает обществам уверенность в будущем, и того, что ведет к прошлому.
В этом смысле новая модернизация, по выводу автора статьи, должна быть далека от недооценки исторического опыта и традиции каждого этноса, а напротив, должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием достижения поставленной цели обновления. В действительности, без опоры на национально-культурные корни модернизация оставалась бы обычной нравоучительной публикацией. А это значит, что история и национальные традиции должны быть равноценны. Это та платформа, которая сможет соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Очевидно, исходя из этого, Президент подчеркивает, что важнейшая миссия  духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания. В этом отношении автор акцентирует внимание на следующих векторах модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
Важнейшим в этом ряду автор статьи считает конкурентоспособность. В реальности не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Это означает, прежде всего, способность государства производить оптимальное по цене и качеству внутренних и мировых рынков товары, вполне отвечающие запросам потребителей. Безусловно, здесь имеется в виду не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальное творчество, теоретически и практически качественные трудовые ресурсы.
Вполне объективно заключает Президент, что, во-первых, эволюция, а не революция неотложно выдвигает задачу конкурентоспособности человека, во-вторых, не наличие минеральных ресурсов, которые станут фактором успеха. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных движения вперед.  В этом аспекте безусловным определяющим темпов и новаций эволюционного процесса объективно становятся такие факторы, как компьютерная грамотность, владение языками международного общения, открытость культуры. Данным выводом Президент как бы подтверждает логичность и актуальность задач очередного Послания народу Казахстана по программам «Цифровой Казахстан»,  трехъязычия,  культурного и конфессионального согласия. На наш взгляд, все они являются фундаментом подготовки соотечественников к жизни в XXI веке. Отсюда следует вполне выверенный вывод и о том, что это неотъемлемая часть конкурентоспособности вообще, каждого соотечественника в частности.
Впервые за последнее время в статье дана всесторонняя оценка понятию прагматизм. Как свидетельствует мировой опыт цивилизации, модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов личности. В истории нашего этноса предостаточно примеров подлинного прагматизма. Аборигены наших просторов из века в век бережно хранили и передавали из поколения в поколение свойственный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, оптимально и прагматично используя ее ресурсы.
Тем не менее за достаточно короткий исторический период в середине прошлого века нерациональное использование окружающей среды привело к проблемам Аральского моря, превращению заметных площадей некогда плодородных земель в зоны экологического бедствия. Как подчеркнуто в статье, крайне нерациональное отношение к окружающей среде превратило прежний национальный прагматизм в безбрежную расточительность, безответственное отношение к национальному богатству.
В статье Президента особо подчеркнута необходимость для успешной модернизации внимательного и углубленного изучения навыков казахов. Отсюда следует, что прагматизм — это точное знание исконных национальных и личных ресурсных возможностей, их экономное расходование, умение планировать свое будущее в строгой связи с параметрами менеджмента и маркетинга в условиях жесткой конкуренции. В реальной жизни прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, верхоглядству, показухе и заимствованной рекламе. По опыту мировой цивилизации основными составными современной культуры являются умеренность, оптимальный достаток, разумность во всем, рациональность. Практически для достижения реальных целей необходимо строгое соблюдение рациональности с акцентом на повышение уровня образованности, соблюдения здорового образа жизни и профессионализма, достижения оптимального поведения. Когда планы каждого не сориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные,  популистские идеологии, ведущие к внутреннему сопротивлению, духовному кризису, апатии и беспределу.
В мировой истории предостаточно примеров, когда целые нации, ведомые иллюзорными программами, превращали благие намерения в несбыточ-
ность. И в этом аспекте Президент в статье, как глубокий аналитик, ссылается на крах трех главных идеологий прошлого века — коммунизма, фашизма и либерализма. В действительности, периоды радикальных идеологий канули в Лету. Современной личности нужны ясные, понятные, строго обоснованные, устремленные в будущее ориентации на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов каждого члена общества, общества в целом. И как здесь не согласиться с выводом в статье о том, что «реализм и прагматизм — базовый лозунг перспективы современного Казахстана»?
Важная, ответственная и в то же время сложная задача — довести до населения области основные положения данной статьи. Об этом шел обстоятельный разговор и на ученом совете университета, где определен план действий подразделений коллектива.

Нуртаза АБДОЛЛАЕВ, профессор АРГУ им. К. Жубанова, член пропагандистской группы акима области.

Колонка "Взгляд"