Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Особенное такси

В потоке машин, автобусов, снующих по городским дорогам, скромно и неприметно движется микроавтобус, специальнооборудованный для людей с инвалидностью.

В автопарке службы «Инватакси» всего две такие машины. Изо дня в день, в будни и выходные они развозят людей с ограниченными возможностями на учебу, работу, различные мероприятия, а также в поликлиники, аптеки, центр занятости и соцзащиты, ЦОН.

Став одним из пассажиров инватакси, корреспондент «АВ» убедилась: на сегодняшний день такой транспорт предоставляет единственную возможность для людей в креслах-колясках вести активный образ жизни и просто передвигаться по городу.

 

Маршрут «Клиника «Биос» — 11 микрорайон». Машина немецкой марки «Фольксваген» с госномером 075 останавливается в заранее договоренном с корреспондентом месте — на остановке «8 микрорайон». По бокам микроавтобуса шашечки, указывающие, что это — такси. Знакомимся с водителем инватакси Русланом Ганиевым, узнаем, что направляемся согласно маршрутному листу, в сторону больницы «Биос». В 12.00 он привез сюда Орынтая Базарбаева на гемодиализ, пришло время забирать пациента. В этот день Руслан доставил по месту назначения 14 человек. Путевой лист указывал адреса, точное время встречи и доставки пассажиров, их контактные телефоны. Было ясно, что служба «Инватакси» работает без сбоев и накладок, все было точно продумано и рассчитано диспетчером Марал Нуралиной.

За разговорами мы подъехали к частной больнице. Чертыхаясь, Руслан с трудом припарковался у забора, как можно ближе к входной двери клиники, чтобы по узкой тропинке, протоптанной в снегу, можно было провезти инвалидную коляску к машине. Обычно процедуры у Орынтая заканчиваются в 17.00, но в примечании маршрутного листа было указано, что пассажир может задержаться. Нам пришлось подождать его в фойе, на этот раз диализ закончился примерно в 17.40. Руслан подкатил увязающее в снегу кресло-коляску к машине, открыл задний борт, нажал на кнопку подъемника. Орынтай самостоятельно въехал на подъемник, на нем поднялся до уровня пола машины и заехал в салон. Пока мы ждали его, машина основательно остыла. Поеживаясь от мороза, я интересуюсь у Орынтая, как он себя чувствует.

Этого человека я знаю давно, еще с той поры, как был презентован первый социальный дом. Тогда Орынтай в своей новой квартире встречал высоких гостей — Премьер-министра РК, акимов области и города. Встречал их хлебом-солью и песнями на домбре. Сегодня в Орынтае едва можно узнать того жизнерадостного, крепкого парня. В последние годы он сильно сдал, похудел. Я знаю, что он готовится к операции по пересадке почки, общество парализованных граждан недавно выделило ему 150 тысяч тенге на подготовку к оперативному лечению. Вместе с ним к операции готовится его сестра, это ее почку должны пересадить Орынтаю. Именно к ней, в 11 микрорайон, он ехал после процедуры в «Биосе».

— Иногда после диализа давление поднимается, но сегодня я чувствую себя неплохо, — отвечает Орынтай на мой вопрос.

Он казался немного подавленным, рассеянным, через несколько дней ему предстояло ехать в Астану, мысли об этом не давали сосредоточиться на беседе. Тем не менее, он озабоченно-извиняюще спросил: «Долго меня ждать пришлось, да?». И рассказал, что вот уже год он через день приезжает в поликлинику на гемодиализ, и если бы не служба «Инватакси», ему на коляске пришлось бы очень туго.

— На автобусах мы ездить не можем, водители обычных такси нередко отказываются подвозить нас, не хотят терять время на то, чтобы сложить коляску, потом разложить ее. Иногда говорят, что в багажнике места нет, и уезжают. А наша спецмашина вовремя бесплатно отвезет, привезет. Это очень удобно, — об этом же потом в один голос говорили все пассажиры инватакси, с которыми нам довелось проехаться по городу.

Орынтая мы оставили у самого подъезда 9-этажки, здесь его встретил племянник. Им надо было подняться на восьмой этаж. «Лифт работает, не беспокойтесь», — отказался от нашей помощи мужчина в кресле-коляске.

 

Маршрут «5-й микрорайон — улица Рыскулова». На следующий день мы едем на Ибатова, за Розой Акиловой. Ее утром доставили сюда на лечение, женщине пора возвращаться домой, на Рыскулова.

Вспоминая сейчас встречу с ней, я понимаю, что судьба и профессия предоставили мне очередную возможность познакомиться с хорошим человеком. Жаль, встреча была мимолетной, от одной точки города до другой. Времени в обрез. Но за эти несколько минут можно было понять, какой она сильный, светлый человек. Глаза женщины, как две свечки, излучали радость и покой, милая улыбка озаряла лицо, обозначая ямочки на щеках. Она говорила, тщательно подбирая слова, заглядывая в глаза, словно стараясь передать мне, уставшей и поникшей от каких-то незначительных жизненных проблем, свой свет и тепло. Ей это удалось.

Роза говорит, что пока была на ногах, всю себя отдавала работе: женщинам, роженицам, новорожденным. Болезнь подступала долго и незаметно. Когда спохватилась, было поздно. Год она проплакала. А потом поверила в себя, решила, что должна встать и обязательно встанет.

— Моему сыну тогда было 13 лет, он и моя мама всегда со мной, они — моя опора. Первое время я не хотела вообще выходить из дома, не хотела, чтобы кто-то видел меня в таком состоянии. Впервые я приняла участие в мероприятии общества парализованных граждан только в этом году, в январе меня пригласили на новогодний карнавал. Я живу на третьем этаже, нелегко подниматься, спускаться. Зато спокойно могу ездить по городу на инватакси, спасибо тем, кто дает нам такую возможность, — прощаясь, говорит женщина.

Сопровождающий ее родственник с трудом протискивает коляску в узкие двери подъезда, а мы двигаемся дальше, к следующему пункту назначения.

 

Маршрут «Улица Ибатова — улица Маресьева». В 15.00 нас у своего дома ждет Шахан Жулдасбаев.

Из-за пробок на дорогах мы минут на 10 задерживались, но по мобильным телефонам все время поддерживалась связь и с диспетчером службы, и с пассажирами. Шахан был с мамой, Руслан помог ей подкатить коляску к машине. Он же и завез коляску по пандусу в социальный дом, куда мы привезли Шахана. Водитель инватакси со всеми пассажирами вел себя как заботливый и добрый санитар.

Шахан — молодой, высокий парень. Он едва помещался в салоне, голова чуть ли не упиралась в потолок машины. У этого актюбинца своя история. В ночь с 16 на 17 июня 2007 года он, сотрудник информационно-аналитического центра охраны окружающей среды министерства, ехал с друзьями из Астаны в пригород. На трассе, когда Шахан с товарищем бежал к оставленной на обочине машине, его на полном ходу сбил проезжающий автомобиль. С переломом шейного отдела позвоночника парень больше года пролежал без движения. Благодаря поддержке родных, в первую очередь мамы, он прошел курсы реабилитации в Астане, Новосибирске, стал осваивать лечебную физкультуру.

— Я смастерил дома приспособления для упражнений, год посещал занятия в центре доктора Бубновского у нас, в Актобе, потом занимался в спортивном клубе «РиДК». Ездил на такси, пока не узнал о службе «Инватакси». Недавно мы создали свой клуб активной реабилитации в социальном доме, на Маресьева. Занимаемся на тренажерах, учим других упражнениям ЛФК. Нам бы еще пару-тройку таких инватакси, чтобы люди не сидели дома, чтобы могли заниматься любимым делом, приносили какую-то пользу обществу, — горячо говорит Шахан.

В обществе парализованных он работает менеджером по связям с общественностью. Знания парня, опыт работы в Астане не остались невостребованными. А его воля к жизни, сила духа, упорство помогают другим справляться со всеми трудностями и барьерами.

 

Маршрут «Район Шанхай — Центральный рынок». В небольшом магазинчике инватакси ждет начинающий бизнесмен Болат. Ему 25 лет, с рождения страдает ДЦП. В 17 лет Болат решил, что пора заняться делом.

— Невозможно сидеть дома, ничего не делая. И чувствовать, как четыре стены давят на тебя, внушая, что ты ни на что не способен. Я человек, и должен в этой жизни всего добиваться сам, — говорит Болат Каликбаев.

При поддержке дяди он открыл свое ИП. У него три точки в магазинах — на Шанхае, колхозном рынке и ЗапКазярмарке. За один день Болат успевает приехать из поселка Жанаконыс, где живет с мамой, наведаться в магазины и до вечера поработать за компьютером. Из одного конца города в другой он добирается на инватакси. В очень редких случаях — автобусами. На костылях передвигаться по городу, особенно зимой, очень сложно.

— Когда за мной приезжает инватакси, моя мама не переживает за меня, спокойно отпускает на весь день, — замечает парень.

Дорога была долгой, мы успели вдоволь наговориться. Болат заботился не только о спокойствии мамы. Он, пересыпая речь казахскими пословицами, говорил о детях с инвалидностью, вынужденных заниматься дома. Были бы созданы условия, были бы подъемники на автобусах, дети в колясках могли бы ездить в школу.

— А как быть инвалидам — жителям районов, сел? Они, порой, кроме своего двора, ничего не видят. Им надо приезжать в город, обходить медкомиссию, например. Но у них нет такого инватакси, как им добираться? — риторически вопрошал Болат.

У Болата большие планы в бизнесе.

— На что ты тратишь заработанные деньги? — мой вопрос звучит несколько бестактно.

Болат откровенно отвечает, и я опять впитываю в себя простую житейскую мудрость:

— Отдаю все маме. Я не имею права как-то безрассудно потратить заработанное. Мне эти деньги нелегко достаются. И понимаю, что должен нести ответственность за себя, за маму, братьев, сестер. Вообще, никто не должен бросать деньги на ветер, если он на самом деле заработал их своим трудом.

Оставив Болата у Центрального рынка, мы поехали в район новостроек «Болашак», в офис общества парализованных граждан Актобе. По дороге Руслан незлобливо поругивал других водителей.

— Вот так едешь иногда с пассажиром, бывает, в больницу везешь колясочника, он стонет на каждой кочке, поэтому едешь медленно, 30-40 километров в час. А тут сзади сигналят, обгоняют и обязательно подрезают. Видят же — спецмашина, нет, им все равно, они спешат, — ворчал Руслан.

Он уже пятый год работает в обществе. Мужчину все устраивает, единственное, что его заботит, — замена шин. Уже середина зимы, а он ездит с нешипованными шинами, это опасно, не дай Бог, гололед.

Под впечатлением всего увиденного и услышанного я как бы про себя говорю:

— Тяжело это — каждый день с утра до вечера развозить людей с инвалидностью.

— Да нет, не тяжело, — простодушно отвечает Руслан. — Бывает, с пятого этажа надо спустить человека в коляске, если он еще и весит много, тогда да, тяжело. А так — я справляюсь.

— Хочется каждому помочь, но не знаешь — чем, — продолжаю я свою мысль.

— Да я помогаю, как только могу, — говорит о своем Руслан.

 

Маршрут «8-й микрорайон — улица М. Оспанова». Везем Шолпан Истбаеву в сопровождении мамы к стоматологу.

Красивая девушка 23 лет с длинными волосами, большими выразительными глазами. Она сидит на переднем сиденье инватакси, мы с ее мамой беседуем в салоне.

Когда приехали на Оспанова, Шолпан приветливо улыбнулась мне и прошла в клинику. Пока она была в кабинете врача, мы говорили с ее мамой. У девушки ДЦП, ей сложно ходить. Несмотря на это, Шолпан наравне с другими детьми окончила 11 классов, затем поступила в университет имени К. Жубанова на факультет экономики. Сейчас, имея специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит», работает програм-мным менеджером в обществе парализованных граждан.

— Шолпан в четыре года могла читать, в шесть лет знала таблицу умножения, — рассказывает Айнагуль. — Она с маленьких лет была упорной, настойчивой. Дочка любит быть в гуще событий, не хочет, чтобы ей помогали, все сама, своими силами.

— Ни разу дочка не сказала: «Почему я не такая, как все? За что мне это?». Жизненные испытания она принимает со смирением, у нее огромная сила воли, на десятерых хватит. Когда училась в вузе, сама ездила на занятия, не позволяла мне быть рядом. Кстати, все четыре года ее возили в инватакси, сейчас тоже на работу отвозят и привозят. Не представляю, сколько денег у нас ушло бы на такси, не будь этой службы, — продолжает Айнагуль.

В свободные минуты Шолпан сидит за компьютером, играет на пианино (она закончила музыкальную школу), общается с друзьями и подругами. Она отзывчивая, добрая, чуткая.

— В нашей семье никто не произносит слово «инвалид». Моя Шолпан такая же, как все, — задумчиво говорит женщина. — И даже не такая, как все. Она у меня — особенная. Она — мой советчик, моя лучшая подруга. Я учусь у дочери преодолевать трудности, не искать легких путей, идти вперед наперекор всему.

 

Проект «Инвалидам — достойную жизнь» стартовал в 2008 году. Тогда фонд «Сәби» вместе с аукционным домом Christie’s организовал в Лондоне выставку-продажу картин казахстанских художников.

Аукционерам удалось собрать 1 миллион долларов, еще полмиллиона позднее добавили частные благотворители. На эти деньги фонд закупил в Германии

35 микроавтобусов, оборудованных специальными подъемниками. Стоимость одного автомобиля — от 40 до 50 тысяч долларов. По условиям проекта после передачи машин местным объединениям инвалидов фонд снимает с себя ответственность за их финансирование.

В июле 2010 года ОО «Общество защиты парализованных граждан г. Актобе» было подарено 2 автомобиля: Volkswagen Caddy и Volkswagen Transporter.

Всего за 4 года фондом «Сәби» было закуплено 52 автомобиля для 16 городов РК.

 

Из первых уст

Марал НУРАЛИНА, диспетчер службы «Инватакси»:

В день инватакси обслуживает от 14 до 17 человек. У нас гибкий график, мы работаем индивидуально с каждым пассажиром. Если надо — звоним в больницы, поликлиники, договариваемся о переносе времени процедур. Радует то, что медики всегда идут нам навстречу.

С 2005 года все расходы по эксплуатации спецмашин оплачивало ТОО «Автопарк». С сентября 2012 года мы получаем финансирование из средств госбюджета, реализуя социальный заказ городского отдела занятости и соцпрограмм. В бюджет этого года мы внесли свои предложения по содержанию службы «Инватакси», рассчитали смету. Начиная со второго квартала, на 9 месяцев нам необходимо более шести миллионов тенге. Сюда входят расходы на заработную плату водителям, закуп ГСМ, замену масел, шин, текущий ремонт, оплату за техобслуживание, эмиссию в окружающую среду, страховку, деньги на стоянку, мойку. Кроме того, мы учли расходы на мобильную связь. Сегодня по госзаказу финансирование поступает только на зарплату водителям, приобретение ГСМ и мелкий ремонт. Все остальные расходы общество по мере возможности покрывает за счет внутренних резервов.

 

Асхат ШАКИРОВ, инвалид 1 группы, житель Мартукского района:

— Меня пригласили на карнавал, организованный обществом защиты парализованных граждан. Из поселка Мартук я приехал в обычном микроавтобусе, а так как вес у меня солидный, три человека с трудом смогли поднять меня в салон, усадить в кресло. Такая же история была у ресторана «Кара алтын», где проходило мероприятие, — три человека помогли мне выйти из машины.

После карнавала я задержался на день в гостях у родственников. И все ломал голову, как бы мне добраться домой. В этот день хозяин дома был на работе, мне требовалась помощь, чтобы спуститься с третьего этажа и добраться до остановки такси, направляющихся в Мартук.

Я обратился в общество защиты парализованных, мне предложили сделать заявку на инватакси. Через некоторое время за мной приехали, помогли спуститься и на удобном, комфортном инватакси, куда я заехал без посторонней помощи прямо в коляске, довезли до остановки. Там водитель инватакси помог мне пересесть в легковую машину. Так я добрался домой.

Мне очень понравилась спецмашина, жалко только, что их в городе всего две. Побольше бы таких инватакси, мы бы почаще могли выезжать, встречаться с друзьями, общаться, принимать участие в различных интересных мероприятиях.

 

Куралай БАЙМЕНОВА, председатель ОО «Общество защиты парализованных граждан г. Актобе»:

— В нашем городе первая спецмашина появилась в 2005 году по инициативе Изтургана Сагиева (основателя компании «Емшан») и нашего общественного объединения. Проект успешно действует по сей день, в 2010 году парк пополнился двумя немецкими машинами «Volkswagen» с гидравлическими подъемниками, подаренными ОФ «Сәби».

21 декабря прошлого года в Алматы состоялась встреча министра труда и социальной защиты Серика Абденова с руководителями социальных НПО. В особом ключе обсуждалась тема доступности транспорта для нужд маломобильных групп населения, в первую очередь — людей с инвалидностью, пользующихся колясками. На встрече была презентована служба «Инватакси». Министр прежде всего поблагодарил каждого из нас за большую работу на местах и сказал, что служба «Инватакси» будет приведена в соответствие со стандартами оказания услуг инвалидам. Таким образом, инициатива бизнеса и НПО в скором времени обретет нормативно-правовую базу. Сегодня финансирование деятельности службы производится по линии государственного социального заказа. Но большой проблемой остается нехватка специализированных машин. На наш город требуется 5, а на область — 10 машин. В области проживает более 20 000 людей с инвалидностью, 7 процентов из них нуждаются в услугах службы «Инватакси».

Я выражаю большую признательность Елеусину Наурызбаевичу Сагиндикову, депутату Сената Парламента РК, и Асель Тасмагамбетовой, президенту фонда «Сәби», за оказанное содействие в реализации проекта «Инватакси». Надеюсь, что руководство области и города и впредь будут поддерживать очень важную, нужную и уже налаженную работу по оказанию транспортных услуг гражданам, не имеющим возможности пользоваться общественным транспортом.

 

Телефон службы «Инватакси»: 24-97-76, заказы принимаются в рабочие дни с 10.00 до 17.00.

Заявку следует подавать за сутки до поездки.

 

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"