От библейских сюжетов до наших дней

В АРГУ имени К. Жубанова проходит выставка уникальных работ современного итальянского художника Луиджи Казалино.
На выставку в Актобе художник прислал 70 графических работ — экслибрис, графика и perfeliche (поздравительные открытки), выполненные в технике офорта. В их числе портреты Абая, Кудайбергена, Ахмета и Газизы Жубановых, Данте, Бетховена, Моцарта, Рафаэля, экслибрис-логотип Актюбинского АРГУ, сюжеты на библейские темы, изображения литературных героев.
Открывая выставку, проректор АРГУ имени К. Жубанова по науке и инновациям, профессор Рахым Бекназаров заметил, что заслуга в этом преподавателя профессионально-творческого факультета университета Марзии Жаксыгариной:
— Организуемые ею выставки и деятельность в целом обеспечивают вузу прочную связь с европейским творческим миром. В народе говорят: «Талантливые люди поцелованы Богом». А я дополню, что талантом нужно пользоваться грамотно. Мы же призваны помогать молодежи в развитии, а потом вами гордиться. И лучший пример грамотного пользования талантом — Димаш Кудайбергенов, благодаря которому о Казахстане сегодня больше известно в мире.
— Первая выставка Луиджи Казалино в Казахстане состоялась в 2001 году, когда специально к 10-летию Независимости он сделал 25 работ, — рассказала кандидат культурологии, член Союза художников РК Марзия Жаксыгарина. — Этой выставкой, через культуру, мы хотели заявить о Казахстане в мировом пространстве. Портрет Абая, который сегодня тоже представлен, выполнен для Мухтара Шаханова, потом к 100-летию Кудайбергена Жубанова у мастера появился его портрет, потом было 100-летие Ахмета Жубанова. Обратите внимание, насколько стилистически точно выполнен казахский орнамент на портрете Абая! Значит, мастер пребывал в поиске, работая над ним, впрочем, как и над всеми остальными.
Работы итальянского художника уникальны по всем параметрам — техническим, стилистическим, художественным с точки зрения самобытности. Посетить выставку можно в течение месяца, вход свободный.

 

Из биографии мастера
Рассматривая работы, трудно поверить, что он художник–самоучка. Родился 8 мая 1941 года в древней Новаре. И почти сразу осиротел. Мальчик с 5 месяцев до 7 лет воспитывался у женщины, которая одна растила трех дочек. До 18 лет Луиджи жил в сиротском приюте, поэтому уже с 14 лет стал работать: плотником, механиком, каретником, в библиотеке, в больнице, в компании по производству жареной кукурузы, а с 1964 года — в крупном банке. Все годы парень рисовал, интересовался искусством, и к 33 годам к нему пришла художественная зрелость. В 1982 году Луиджи выиграл конкурс, объявленный банком, и отправился в Милан для художественного оформления книг, которые банк подарил клиентам на Рождество.
Возможно, отсутствие образования сыграло ту важную роль, что творчество Луиджи Казалино самобытно и не представляет следования определенной изобразительной школе, хотя сам художник об этом сожалеет. В одном из писем мы читаем: «У меня нет определенных примеров для подражания в искусстве, я всеяден. Мне нравятся иконографические произведения разных мастеров: Беат
Лиебанский, Пьеро делла Франческа, Лукас Кранах, Эрнст Фукс и т.д.». Среди современных художников он выделяет работы Андерса Цорна, Костантина Калиновича и многих других.
Миланский конгресс 1994 года, который проходил во Дворце Палаццо делле Стеллини, стал решающим в судьбе художника. Он увидел работы граверов, увлекся гравировкой, и в настоящее время у Луиджи насчитывается не один десяток офортов.
С 1995 года и по сегодня в послужном списке Казалино более 100 выставок, а на 40 из них он назван лауреатом или дипломантом в различных номинациях. Скажем, в 1999 году получил медаль международной выставки экслибриса и графики, посвященной 100-летию К. Жубанова, а в 2006-м — посвященной 100-летию Ахмета Жубанова (Актобе).
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Новости "АВ"