Новости Казахстана

Ожившие тысячелетия

Фонд Актюбинского историко-краеведческого музея пополнился бюстом синташтинца (эпоха средней бронзы, ХХI-ХVIII века до н.э.), воспроизведенным российским антропологом Алексеем Нечвалодой. Экспонат займет достойное место в экспозиции историко-краеведческого музея, открытие нового здания которого ожидается в 2018 году.

Повод

Кандидат исторических наук, археолог, старший научный сотрудник музея Арман Бисембаев рассказал, что Алексей давно сотрудничает с ними:
— У нас появилась идея обогатить фонд лицами представителей всех эпох, и эпоху должна представлять разновозрастная пара (мужчина и женщина). Думаю, экскурсанту интересно увидеть сразу и наконечник стрелы, и лицо того, кто этим наконечником пользовался, — такой подход оживит экспозицию. На сегодня Алексеем по заказу актюбинцев реконструированы 4 пары. Почему именно этот ученый? Потому что он работает по методу Герасимова, наиболее точно воспроизводящего внешность человека. Уфимский антрополог конкретно высказался по поводу нацеленности работников музея:
— Классическая практика, которая наблюдается в большинстве исторических музеев. Замечу, что мужской и женский черепа, найденные в одном захоронении, часто отличаются: более подвижные, склонные к завоевательным броскам мужчины могут иметь ярко выраженные индо-европеоидные черты, а склонные к оседлости женщины — монголоидные.
Синташтинская культура — ХХI-ХVIII вв. до н.э. — это представители европеоидной расы; в VIII-VI веках до нашей эры появляется монголоидная примесь (в Восточном Казахстане). Казахи являются представителями южносибирского монголоидного типа (когда на древнюю европеоидную основу — возможно, андроновцев — привнесли наслоение монголоиды). Казахи — это микст, вот почему сейчас мы встречаем и светло-глазых, и светловолосых казахов с явно европейскими чертами, и монголоидов — с ярко выраженным эпикантусом, широким лицом. Южносибирский тип (конец эпохи бронзы-эпоха железа) — один из самых молодых, антропологически неустоявшихся типов, к которому, кстати, относятся и киргизы. Но до VIII в. до н.э. здесь — на Южном Урале и актюбинских степях — жили представители европеоидной расы — подтверждение чему находим в могильниках. К народам с устоявшимся типом относятся представители древних антропологических пластов, происхождение которых идет с эпохи, скажем, мезолита — это народы Южной Африки (бушмены, например) или островитяне айны (Японский архипелаг). Антропология казахов достаточно хорошо изучена, и заслуга в этом — Оразака Исмагулова, ученого советской закалки, с глубинным и всесторонним подходом к исследованиям. Сейчас в основном работают палеоантропологи — достаточно молодые люди, приезжающие из Москвы, Уфы, Челябинска.

Вечный вопрос

— То, что делает отдел археологии актюбинского музея, выше всяких похвал: они исследуют памятники на территории всей области, включая плато Устюрт. И много чего еще стоит ожидать с учетом памятников сарматов, эпохи бронзы. Археология, как минное поле: идешь и не знаешь, что тебя ждет. Ей нужно отдаваться, и что касается Армана Бисембаева, я вижу, что в науку он погружен полностью. Впрочем, как и я, — заметил Алексей Нечвалода. — Если говорить о техногенной опасности, которой подвержены исторические и антропологические памятники в ходе разработки залежей полезных ископаемых, то скажу следующее. Если изыскательские партии не затрагивают территорию памятника, то это нормально. Но если происходит конфликт интересов (сносятся курганные насыпи, работы ведутся без разрешения комиссии по охране историко-культурного наследия), то это уже преступление.

Немного истории

— Череп принадлежит мужчине синташтинского периода, добыт в кургане Восточно-Курайлинский-I. Синташтинская культура связывается с древними индоарийскими племенами, которые строили концентрические сооружения (самые известные явления этого порядка — городища Синташта и Аркаим). На территории современного Казахстана названная культура представлена множеством погребальных комплексов. Реконструкция была интересной, так как череп оказался любопытным с антропологической точки зрения: высокоголовый, узколицый, с сильным выступанием носовых костей, что свидетельствует о принадлежности к большой европеоидной расе. А если быть более точным, к ее южному стволу. Работа выполнена из пластика, тонированного под бронзу, и, надеюсь, займет достойное место в экспозиции актюбинского музея.
Движение синташтинцев, по мнению антрополога, наблюдалось из степей Приуралья в сторону Иранского плато и индий-ского субконтинента — с севера на юг. Одновременно шло и разделение языков на две группы — иранскую и арийскую. Ко второй группе относятся языки, на которых сегодня говорят на севере Индии.

Мастер

В практике выпускника биологического факультета Уфимского государственного университета, научного сотрудника отдела этнологии Института истории, языков и литературы Уфимского научного центра РАН около сотни восстановленных обликов древнего человека, в том числе первого имама на территории нынешней Башкирии Хусейн-бека:
— Я не веду статистику, но запоминаю яркие работы. Например, череп из погребения ямников могильника Кумсай (Уил-ский район, Актюбинская область). Мужчина с массивным костяком, высокого роста и с очень массивным черепом был погребен в сидячей позе — облик получился ярким. Мы лепим облик, абстрагируясь от эмоциональной окраски, но на последней стадии, особенно если работаешь с черепом исторической личности, возникает идея создания образа. И здесь приходится лепить атрибутику. Например, женщину ведь не оставишь без волос — приходится думать об облике, и это порой сложнее и дольше по времени, чем воспроизведение лица.
Собеседник знает, что создание обликов у кого-то получается лучше (например, у основоположника метода Михаила Герасимова), у кого-то сложнее. Нынешнего синташтинца я оставил лысым, потому что череп очень интересный, а прическа, борода нивелируют формы. Труднее с женским черепом — женщину нужно романтизировать, и приходится обращаться к специалисту по костюмам (палеоэтнографу). Бывают удачи, когда археолог вместе с черепом поднимает очелие (что часто встречается в славянских и финно-угорских погребениях). В Казахстане, в Челябинской области чаще встречается, что череп из одного погребения, украшения – из другого; добыто все разными авторами, но культура одна. Образ успешно воссоздается, но момент для антрополога вполне кровопускательный, эмоционально затратный, так как переживаешь, как будет смотреться образ, восстановленный до мелочей.
От антрополога не ускользают мелочи — он беглым взглядом отличит европеоида от монголоида, но для большинства людей череп остается просто черепом, и в экспозиции музея важно не только представить образ, но и прикрепить табличку, на которой указаны эпоха, культура и т.д.
— И тем не менее я против обвешивания реконструкций артефактами, пусть даже добытыми в ходе раскопок: смотрится диковато, превращая работу антрополога в подставку для украшений, — делится Алексей. — Поэтому лучше то, что носил древний человек, восстанавливать скульптурно, а украшения его эпохи выставить отдельно.

Археологическая классификация исторических эпох на территории Западного Казахстана (Южного Урала)
Ранняя бронза, энеолит (ямная культура, первые курганы). В Актюбинской области представлена могильниками Кумсай, Тока тобе.
Средняя бронза, синташтинцы (самый известный памятник — Аркаим). В Актюбинской области имеется только один памятник — Восточный Курайли-I.
Андроновцы и срубники. Эти памятники разбросаны по нашей области, но ими выделяется русло Жаман-Каргалы.
Ранний железный век, ранние сарматы (прохоровская культура). Эта культура больше других встречается в Актюбинской области.
Средние сарматы (III век до н.э.), период распада Причерноморской Скифии (сусловская культура). Разбросаны по всей области.
Поздние сарматы (шиповская культура) — рубеж эпох. Встречаются на всей территории области.
Гунно-сарматы, I век н.э. Представлены во всей области.
Тюрки. На территории Актюбинской области их памятники встречаются редко и в основном в Мугоджарах.
Огузо-печенеги. В Актюбинской области встречаются редко (вдоль русла Эмбы, Уила, Ори).
Кипчаки. Памятники есть по всей области.
Золотая орда. В области памятников много.
Ногайская орда — Казахское ханство. В Ногайскую орду входила Атырауская область и западная часть Актюбинской. В нашей области памятники встречаются вдоль русла Жаман-Каргалы; далее Мугоджар Ногайская орда не распространялась.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *