Память и признательность

 

Так сложилось, что современная многонациональная семья Казахстана — это результат нескольких миграционных волн, когда в республику в разные годы были депортированы целые народы. Так, только в начале ХХ века в Казахстан прибыло 1,1 миллиона человек из России, Украины и Белоруссии, в 1930-е годы в ходе коллективизации сюда были сосланы 250 тысяч раскулаченных крестьян, и еще порядка 1,2 миллиона человек из всех уголков СССР переселено на строительство промышленных объектов. Были в истории страны и несколько депортаций народов.
И то, как все эти люди смогли устроиться и выжить, — огромная заслуга всего народа Казахстана. Поэтому учреждение данного праздника — это дань уважения и благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие и принявшим этих людей как родных.
Помнить и гордиться своей историей — один из основных посылов Дня благодарности в Казахстане, а цель — сохранение и укрепление межэтнического согласия в Казахстане, воспитание в подрастающем поколении дружелюбия, уважения друг к другу, привития толерантности.
Какое содержание актюбинцы вкладывают в этот праздник и почему так важно вернуть из небытия имена людей, канувших в Лету, — об этом наша Главная тема.

«Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана — 1 марта — ежегодно отмечать как День благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие и принявшим этих людей как родных. Это еще больше сблизило бы нас. Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу».
Из выступления Нурсултана Назарбаева на ХХII сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 апреля 2015 года

Тысяча благодарностей
В преддверии 26-й годовщины Независимости РК в Актобе открылся новый памятник — стела «Қазақ халқына мың алғыс», олицетворяющий благодарность казахскому народу.
Монумент стал одной из достопримечательностей областного центра. «Қазақ халқына мың алғыс» — одна из традиций новейшего времени: в нескольких регионах страны имеются аналогичные памятники, разные по эстетическому решению. Первые два появились в 2012 году в самой восточной точке Казахстана (близ поселка Уштобе у подножия горы Бастобе) и самой западной — в Уральске. Идея памятников «Қазақ халқына мың алғыс» принадлежит корейцам, на чью долю тоже выпала страшная участь депортации. Представители этносов, депортированных в Казахстан и выживших благодаря участию в их судьбе коренного населения, поддержали корейцев.
Возможно, актюбинская стела отличается от других масштабностью и величавостью, но не это главное. Главное — в ее содержании: сооружение символизирует Память, без чего невозможно будущее страны.

Преамбула

— Когда в 2015 году обсуждалось учреждение Дня благодарности, я участвовал в работе научно-практической конференции, проводимой Институтом истории государства, — вспоминает член Лиги историков РК, член экспертно-аналитической группы АНК Актюбинской области, профессор Нуртаза Абдуллаев. — Директор института Буркитбай Аяган на одном из круглых столов предложил мне озвучить свое мнение по этому поводу. Я ответил, что такой праздник есть в Канаде и США, отличающийся смысловыми оттенками и проходящий в преддверии Рождества и Нового года. Безусловно, я поддержал идею введения Дня благодарности в Казахстане, тем более что он предваряет Наурыз. Главное вот что: народ должен проникнуться смыслом нового праздника, ведь в отличие от канадского или американского наш — особый. Сегодня во многих странах, в том числе соседних или дружественных нам, внутриполитическая ситуация непростая, и наш Президент, принимая решение, советовался с научной общественностью. Это было необходимо потому, что мы — многонациональное и многоконфессиональное государство.
Главным постулатом независимого Казахстана стали мир и спокойная обстановка внутри страны. И одной из граней приближающегося праздника считаю благодарность за то, что живем в мире. Мир нужно укреплять и беречь, праздник должен быть не на бумаге, а в реальности, тогда наши духовные и общественно-политические убеждения дадут общекультурный эффект, в том числе в деле воспитания подрастающего поколения.
Когда на Западе я видел чистоту на улицах, спокойное, а не раздраженное общение, взаимное уважение, я понял, что это один из элементов благодарности людей природе, самой жизни, людям. В поддержку слов Президента о культурном коде нации скажу, что наш День благодарности призван помочь в его формировании.
Духовно содержательные люди всегда благодарят Бога за каждый шаг, вдох и выдох, восход и заход солнца; все остальное — временно в этой жизни. Благодарность — в списке вечных ценностей, и подменять ее сиюминутными эмоциями не стоит. Почему общенародный праздник? Как работающий со студентами скажу, что лекции, читаемые тет-а-тет и на большую аудиторию, разные по качеству: в первом случае кто-то один просто получает информацию, во втором — рождается некая аура. Так и День благодарности: каждый казахстанец привносит в него свое содержание, отчего праздник делается многогранным.

Грань Арутюна Микаеляна

Председатель совета старейшин армянской общины «Урарту» Арутюн Микаелян в Актюбинской области проживает с 1981 года. Инженер-механик, выросший в Ереване, он приехал на стройку на Чилисайский рудник, да так и остался в Казахстане.
— Жизнь моя мало чем отличается от жизни людей, выросших в СССР, — говорит о себе Арутюн Микаелович. — Отец мой — инвалид I группы Великой Отечественной войны. В 1932 году эмигрировал в СССР из Греции, как многие армяне, спасаясь от геноцида. Что интересно, несмотря на пережитое, в нас не было озлобленности. Но было нетерпение к лицемерию, лжи — они явления разрушающие, противоречащие морали, этике. Настроения в обществе меняются, но я знаю, что в общей массе людей всегда имеется кто-то с твердой внутренней убежденностью, имеющий последователей, и эта убежденность сильнее всего. История показывает, что великие державы рушатся на фоне внутреннего загнивания, идущего от нездоровой идеологии. Почему учение Иисуса Христа завоевало народы, хотя исходило от одного человека с горсткой последователей? Потому что Римская империя, преследующая первых христиан, имела далеко не человеколюбивую политику.
Идеология равенства, пришедшая с советской властью, внедрялась жестокими методами, от которых пострадало старшее поколение. Казахская земля стала одним из краев, куда ссылали людей, подвергшихся репрессиям. А люди, живущие здесь, находили силы, чтобы помочь выжить всем. В Казахской ССР нашли приют люди, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны. Традиции, складывавшиеся десятилетиями, нашли отражение в независимом Казахстане: Ассамблея народа Казахстана, Дома дружбы, этнокультурные объединения и воскресные школы — показатели искреннего стремления государства и исполнительной власти к культурному и языковому многообразию общества, от чего общество только выигрывает.
Поэтому День благодарности я вижу только сквозь грань признательности казахскому народу за равные гражданские права и свободы для всех этносов, проживающих рядом. Ни один народ, проживающий в Казахстане, не ассимилировался, не растворился, сохранил свою идентичность.
На хачкаре — крестном камне — армяне Актобе сделали такую надпись: «Непоколебимой вере армян в Бога и во Всевышнюю справедливость посвящается». Освящали его настоятели Армянской апостольской церкви из Ташкента и Астрахани. Как же не быть благодарным этой земле за возможность свободы волеизъявления?

С позиции учителя

Стаж педагогической работы замдиректора по воспитательной работе СШЛ № 23 г. Актобе и члена совета общественного согласия АНК области Валентины Дубовенко — около 30 лет, а мнение учителя опровергнуть трудно:
— Пусть День благодарности мы отмечаем только в третий раз, но в огромной казахстанской семье — 17 конфессий и 130 этносов, живущих в мире, дружбе и согласии!
В Актюбинске родились мои родители, я, поэтому, безусловно, Казахстан — моя Родина, а в Актобе — мои корни. Бывает, возвращаюсь из отпуска и, едва переехав границу, готова припасть к родной земле: я дома!
Этническая принадлежность в Казахстане не имеет значения, и 1 Марта — день, когда все вместе мы озвучиваем всеобщее спасибо стране, традициями которой гордимся.
Я всегда активна в общественной жизни и прививаю эту позицию школьникам. На недавнем диспуте «Молодежь против коррупции» я отметила, насколько искренне старшеклассники выступают против взяточничества, чинопочитания, кумовства. Они свое будущее видят только при условиях высокого профессионализма, честной работы и достойной оплаты труда.
Школьный фестиваль дружбы народов, прошедший в преддверии Дня благодарности, показал полиэтнический состав классов и уважение ребят друг к другу. С каким восторгом все хлопали в такт кавказским танцам, пробовали блюда армянской кухни, подпевали юным артистам, исполняющим казахские народные песни!.. Ну как не быть благодарной за радость в детских глазах — радость, идущую из их сердец? Я уверена, что эту благодарность разделяют все мои коллеги и воспитанники. С праздником, дорогие соотечественники!

Вторая родина

Когда в 1955 году юная Алла Писарева, уроженка Калуги, распределилась в Казахстан, она и не предполагала, насколько изменятся ее окружение, быт и особенно существенно — культура.
Отработала молодой экономист положенные 3 года в Уральске, и Совнархоз перевел ее на Актюбинский ликеро-водочный завод.
— Я попала в чисто украинскую среду, — вспоминает Алла Вячеславовна. — Директор завода, весь коллектив бухгалтерии были украинцами, рабочие — в основном украинцы и немцы, несколько осетинцев. На квартире я жила у украинцев Тимошенко (с их дочкой Надей мы позже стали кумовьями), моих сыновей потом нянчила украинка Федосья Тимофеевна Рябчич. И, хотя замуж я вышла за русского парня, темирца Юрия Шапкина, в семье украинская культура по сегодняшний день присутствует наполовину: я, дети, внуки любим ее за замечательную кухню, за удивительные песни, за верных друзей, интересные обычаи.
В начале 2000-х, после знакомства со Сталиной Сергеевной Балюра, я стала посещать этнокультурное объединение «Оксана» и петь в украинском хоре. Я знаю песни, которые сами украинки не слышали: эти песни с пластинки, которая была у моих родителей в Калуге.
Я благодарна судьбе за то, что попала в Казахстан, который стал мне еще одной родиной, обрела еще одну культуру и в полном смысле слова породнилась с украинцами и казахами — через невесток.
Друзья детей — немцы, русские, татары, казахи, украинцы, у всех браки интернациональные. Мне 80 лет, большинство друзей умерли, но я не одинока.
Татьяна ВИНОГРАДОВА