Певец родной степи

Впервые более подробно о творчестве Молдабая Танирбергенова я узнал от известного искусствоведа Бекболата Тлеуханова на международной конференции в Алматы, посвященной 100-летию замечательного кюйши Камбара Медетова. Он вел эту конференцию от начала и до конца и, узнав, что мы приехали из Мартука, исполнил специально для нас «Песню Молдабая».
При этом он сказал:
— Хорошо известно, что Молдабай из Младшего жуза, однако меня удивляет то, что звучание его песни резко отличается от напевов западных казахов. Это нечто исключительное, уникальное.
Пока я не знаю, с чем связана эта особенность, но радует, что песню сердцем воспринимают во всех уголках Казахстана. Необыкновенная сила мелодии именно в этом.
До недавнего времени известность в народе получило только одно произведение Молдабая Танирбергенова – «Песня Молдабая». Самый искусный исполнитель ее — Бекболат Тлеуханов. Эту песню в свое время нашел и записал музыковед Александр Затаевич, оставивший после себя бесценный труд по сохранению казахских мелодий. А сохранил эту мелодию наш земляк Акимгерей Костанов, пока нам неизвестный. В книге А. Затаевича «1 000 песен казах-ского народа» «Песня Молдабая» зарегистрирована под № 567.
Сегодня получили известность такие песни Молдабая, как «Ағаш аяқ», «Сусар сай», «Балымта», «Кәмшат бөрік», «Қойшының әні». Их отыскал композитор Илья Жаканов. Если более внимательно вникнуть в суть его мелодий – все они светлые, шутливые, иногда насмешливые, словом, всегда угождают настроению слушателей.
Кто же был он, Молдабай Танирбергенов?! Сегодня о нем мы знаем уже значительно больше. Молдабай родился в 1858 году в Бурлинской волости Актюбинского уезда в ауле № 3. Из рода тама, подрода аташал. У Аташала был сын Танирберли (известен как Танирберди). От сына Танирберди сары родился Жолбарыс, от него – Торгай. Отец Молдабая родился от Торгая, но его имя осталось безвестным, поэтому Молдабай был записан Торгаев. Это связано с ранней смертью отца.
В разных свидетельствах, оставленных о Молдабае, говорится, что его дед Торгай, сын Жиентора, внук Есенаман, правнук Мурат – все были незаурядными певцами.
Имя Молдабая было широко известно на Актюбинской земле. Этому способствовал его разносторонний талант: ведь он был и акыном, и композитором, обладал актерским мастерством. На разных праздненствах и тоях он умел поднять настроение людям, меткими и колкими словами смешил их.
Молдабай был настоящим украшением Оренбургской ярмарки. Подняться на такую высоту ему помог наш земляк, потомственный кюйши Усен торе, который в свое время поддержал и Казангапа. Его манера игры была созвучна исполнительскому мастерству прославленного музыканта на берегах Сырдарьи Шаубая. Он был настоящим представителем искусства, но советская система, на свой лад трактовавшая ценности казахской духовности, запрещала пропаганду его творчества. Например, за такое безвинное выражение: «Золотой колпак, латунный берет надвинут ханам на глаза». По этой инерции творчество Шаубая до сих пор не исследовано должным образом.
После обретения независимости постепенно стала восстанавливаться подлинная история нашей страны, вернулись из небытия многие прославленные личности. Возвращается и Молдабай Танирбергенов – легендарный представитель национального искусства.
В последнее время в рамках проекта по духовной модернизации Президента РК Нурсултана Назарбаева в Мартукском районе делается немало, чтобы восстановить историческую память. Не секрет, что Мартукский район является одним из наиболее пострадавших от засилия советской пропаганды. Район был, по сути, на грани лишения родного языка. Только благодаря независимости мы сумели вернуть людям такие имена, как Бокенбай Карабатырулы (Бокенбай батыр), Камбар Медетов, Абдрахман Муртазин. Теперь в их ряду и Молдабай Танирбергенов. Нам предстоит вернуть из прошлого имена певца Акимгерея Костанулы, жырау тама Изима и табына Изима, потомков хана Арынгазы, который встал на путь независимости своей Родины. Их судьбой должны заняться историки и филологи.
Даже самые великие произведения, если они недоступны широким слоям населения, будут со временем забыты. Удивителен наш народ, который сумел донести, передавая из поколения в поколение, бессмертные произведения Биржана, Акана, Ибрая, Мухита, Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа. В этом смысле нашему народу нет аналогов. В условиях безграмотности он запоминал и передавал потомкам полюбившиеся произведения литературы и искусства.
Это подлинные патриоты своей страны. К ним можно отнести и Сейткали Жангалиева, местного поэта, историка и краеведа. Мне довелось учиться у него в школе. Он был очень образованным человеком. Оставил после себя дастаны о тама Есет батыре, табыне Бокенбае, Молдабае Танибергенове. Мои записки основаны на оставленных им рукописных материалах.
Жаксат КАРЫЛГАШОВ,
перевод Муапиха БАРАНКУЛОВА

Новости "АВ"