По одежке встречают

Женскую красоту творят и демонстрируют по большей части сами представительницы прекрасной половины человечества. Недавно созданная Ассоциация дизайнеров и портных заявила о себе показом собственной продукции на профессиональном уровне. Для демонстрации образцов творчества были задействованы специалисты еще нескольких сфер индустрии моды. Секретами успеха в канун праздника с читателями «АВ» делятся мастера своего дела.

Путь к успеху: из музыкантов — в подмастерья

Ассоциацию дизайнеров и портных Актюбинской области возглавляет член Ассоциации деловых женщин, владелица ателье «Агиля», мастер с 35-летним стажем Агиля Джангазиева. Но мало кто знает, что прежде чем прийти в эту профессию, она окончила культпросветучилище по классам фортепиано, баян и дирижер оркестра клубного отделения. По окончании ссуза была назначена директором Родниковского Дома культуры, через пару лет – художественным руководителем швейной фабрики «Юность». В ее задачу входила организация досуга работниц предприятия и вовлечение их в общественную деятельность. Но после изнурительной работы в цехах все торопились домой.
— А мне самой так понравилось, как на конвейере шьются детские платья, что попросилась в ученицы швеи, — вспоминает те годы наша героиня.
Просьба худрука не была понята и отклонена руководством, поэтому ей пришлось уволиться и устроиться ученицей в ателье индпошива. За шесть месяцев Агиля освоила профессию мастера по легким платьям, а потом приняла предложение перейти в цех мужской одежды, где ей снова пришлось начинать с нуля.
— Естественно, все опять на меня смотрели, как на чудачку. Но меня не интересовали зарплата и карьера: муж зарабатывал прилично, а я была такой любознательной и хотела освоить другие направления, — говорит Агиля Джангазиева.
За неделю каждый мастер должна была сшить по 8 мужских шуб из искусственного меха. Чтобы продвинуть мужскую линию и ликвидировать залежавшийся товар на складе, она предлагает по выходным реализовывать продукцию ателье на колхозном рынке. Но многие предпочли отдыхать. В итоге она зарабатывала вдвойне. А через некоторое время ушла и оттуда, чтобы освоить шитье военной, а потом и кожаной одежды, а также профессию закройщика.
— Я тогда поняла: чтобы стать настоящим мастером, надо все время учиться. Возможно, из-за этого я долго не задерживалась в декретном отпуске. И сколько работаю, столько учусь, совмещая учебу с практикой, — признается Агиля.
Бывало, что наша героиня днем работала на цех, а после, до поздней ночи, над другим заказом.
— Я настолько уставала от такой нагрузки, что супруг настоял выбрать мне что-то одно. В итоге я полностью перешла на кожаные куртки и работала на себя …дома. Круглые сутки, — смеется мастер на все руки. – Могла позволить себе отдохнуть, заняться домашними делами, а главное, шила по 4 куртки в сутки. Так заработала на машину и дачу.

Без команды никак
Со временем Агиля смогла позволить себе арендовать помещение для своего ателье, а чуть позже – нанять помощников. Несмотря на общепризнанное мнение, у нашей собеседницы, в первую очередь, работают ее же родственники.
— Все зависит от порядочности самого человека. Конечно, у меня работают и посторонние люди, и могу сказать: за столько лет ведения бизнеса никто от меня не ушел (хотя были моменты, когда сама увольняла, если мастер не подходил по каким-либо критериям). Всегда ставила на их место себя. Я с ними на равных, запросто сажусь за машинку и шью, — рассказывает предпринимательница.
В первые же годы независимости Агиля Исаевна открыла свою сеть ателье, а также салон красоты в крупных крытых рынках и торговых точках. Был период, когда неутомимая женщина открыла и точку общепита, но все-таки решила вернуться в любимое дело: с 2006 года у нее ателье по коже и меху, которое носит ее имя. Здесь в две смены работают 8 человек.
— Имя свое дала, так как в какой-то момент мои клиенты потеряли меня. Пришлось напомнить о себе таким образом, — поясняет она. – Убедилась, что в нашем городе никто не занимается мехами и кожей.
— Советский индпошив – это только название. Не было там никакой индивидуальности, даже не видели для кого шили. Сейчас мы знаем в лицо каждого клиента. Прежде чем мастер принимает заказ, сначала беседует, выясняет все параметры изделия: направление, цвет, фасон и многое другое, — делится секретами своего бизнеса Агиля Джангазиева.
Чтобы закрепиться на рынке и повысить мастерство, она успела съездить в Украину. За месяц в Полтавском научно-производственном центре ее обучили технологии выделки шкур, пошиву меховых и кожаных изделий, организации торговли, а также работе в команде. Мастер сетует: в стране животноводов тоннами пропадает такое добро, как шкуры.

В союзе
Ассоциация дизайнеров и портных была создана при содействии РПП и совета деловых женщин.
— Несмотря на занятость, в эти организации часто хожу для консультаций, потому что хочу двигаться вперед, — говорит Агиля.
В новую организацию входят 24 ателье.
— На самом деле, в Актобе гораздо больше ателье. Чтобы они узнали о нашем обществе, заявили о себе, мы провели показ мод совместно с модельным агентством. После Aktobe Fashion days многие захотели вступить в наш союз. Звонки поступают и из районов, — уверяет председатель ассоциации. – Скажу больше: интерес проявили и надомницы. Так называемое самозанятое население намерено узаконить свой бизнес, поскольку видят, что с каждым днем все тяжелее брать заказы или объемы, и ситуация сама подталкивает их к легализации.
Кроме этого, члены ассоциации обсуждают свои проблемы, а также проводят мастер-классы для безработных женщин. Также стало известно, что 6 ателье города объединяются в товарищество, чтобы работать в другом направлении и более расширенно. Ассоциация намерена проводить Дни моды на постоянной основе, примерно четыре раза в год. Кстати, в результате сотрудничества модельное агентство заинтересовалось идеей создания своего ателье, в ответ ассоциация дизайнеров и портных – модельного агентства.
— Это уже продолжение продвижения нашего бизнеса. Места на нашем рынке хватит всем, и я не боюсь конкуренции. Никто не заберет мой опыт, имя и золотые руки! – уверена Агиля Джангазиева.

На Aktobe Fashion days ателье «Агиля» продемонстрировало пальто из меха

Национальный колорит

Основной акцент на «Aktobe Fashion days» был сделан именно на национальных платьях.
— Мы живем в Казахстане, и надо это учитывать. В последнее время наблюдается тенденция: любое современное платье шьют с каким-либо национальным орнаментом. Это меня радует. Если буквально лет 10-15 назад звезды эстрады выходили на сцену в костюмах от мировых брендов, то сейчас — в платьях от отечественных дизайнеров. Казахский орнамент становится привычным элементом и в повседневной одежде, — говорит Руслан Зелетдинов.

Ваш выход!

Кропотливый труд местных дизайнеров и портных был продемонстрирован модельным агентством «Подиум». Оказалось, модельных агентств и школ в Актобе можно насчитать с десяток. Правда, в отличие от портных и дизайнеров они пока не спешат объединяться. Но «Подиум» имеет несколько филиалов по городу, в которых занимается до двухсот детей. Обучение в нем стоит в пределах 15 тысяч тенге в месяц.
— На самом деле, это недорого, если учесть, что будущих моделей обучают профессионалы, которых в нашем городе единицы, — уверяет руководитель Руслан Зелетдинов. — Часть расходов идет на содержание хорошей базы. Еще одна статья — оплата труда профессиональных фотографов. Их работа за фотосессию колеблется от 50 до 150 тысяч тенге. В итоге наш доход составляет меньше 20 процентов.
По его словам, модель должна уметь две вещи: позировать (фотомодель) (дефиле-модель) и ходить. «Подиум» уже подготовил не одного победителя республиканских конкурсов красоты и fashion-показов, которые будут представлять страну за рубежом.
Чтобы костюмчик сидел
Недавно состоявшийся модный показ «Aktobe Fashion days» считается первым официальным, так как его посетило руководство города и области. В нем приняли участие представители почти всех районов.
— Идея масштабного показа принадлежит актюбинскому дизайнеру Малике Дуйсенбаевой. Мы помогли осуществить проект, организовав фэшн-показ, — говорит собеседник.
Особенностью показа моды стало то, что была представлена только местная продукция. Исключение составило одно столичное ателье, но и оно уже на актюбинском рынке давно и продает свои товары в нескольких бутиках. Были несколько дизайнерских работ и из районов. Наравне с современными платьями на подиуме демонстрировалась одежда для беременных, военных и работников прокуратуры.
Кстати, «Aktobe Fashion days» теперь будет проходить два раза в год. Столько же раз и неделя моды «Aktobe Fashion week». Из них 4 дня будут показы не только продукции местных дизайнеров, могут подключиться и брендовые магазины города. Оставшиеся дни посвятят мастер-классам. Отметим, что в них будут задействованы еще несколько модельных школ.

Уложить и накрасить
Для показа модной одежды «Aktobe Fashion days» работала целая команда мастеров, которая делала всем моделям одинаковые прическу и макияж.
— До этого участвовали разные коллекции, и каждый дизайнер моделям своей коллекции делал разный макияж, что порой не сочеталось в ансамбле. На этот раз целых 14 специалистов — hair-стилисты и визажисты — буквально за три часа в течение двух дней показа успевали накрасить и сделать прически 150 моделям. Пошли на такой шаг из-за массовости. Всех девчат посылать по салонам красоты города непродуктивно, кто-то может задержаться, попасть в пробку, всякое может случиться. Поэтому нашли такую команду и заплатили немалую сумму, но такой шаг был оправдан, — поясняет Руслан Зелетдинов.
Кстати, на недавнем показе организаторы столкнулись с проблемой поиска нестандартных, более крупных, моделей.
— Некоторые дизайнеры привезли коллекции большого размера, которые шились для определенного человека, и, к сожалению, пришлось привлекать непрофессиональных моделей, что сказалось на качестве дефиле, — признается руководитель модельного агентства.

Расширяем модельный бизнес
В то же время модельные школы намерены выйти из рамок и расширить модельный бизнес города. Менеджер по рекламному маркетингу считает, что от этого выиграла бы вся индустрия. На деле же бывает, что хозяйка магазина сфотографирует девушку с хорошей внешностью на сотовый телефон и выкладывает в соцсеть за мизерную плату. По мнению специалиста, лучше потратиться на профессионалов по доступной цене и не краснеть за качество перед клиентом.
— Если честно, на сегодня модельные школы зарабатывают не рекламой товаров, а за счет обучения. В идеале 90-95 процентов дохода должно поступать от работы с дизайнерами и модельерами. Хотя потихоньку и модели начинают зарабатывать, — рассказывает Руслан.
Для этого планируется открыть свой Дом моды, ателье и создать свою коллекцию «Подиум». На сегодня модельная школа работает со студентами. Со временем намерены создать отделения для колледжей и школ по проектам «Мисс школа» и «Мисс колледж». По их мнению, если даже не все станут моделями с мировым именем, то наверняка научатся быть красивее, выправят осанку и походку.
— Создание красоты — это целая индустрия, которая должна подстраиваться под местный рынок, — считает Руслан Зелетдинов.

Бренд «Дария» для будущих мам шьется в Актау, но продается у нас

Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ