Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Поддать газу?

В последние годы резко увеличилось количество автомобилей, работающих на газе. Специалисты предрекают, что в недалеком будущем этот вид топлива будет использовать подавляющее большинство автовладельцев. И для этого есть несколько предпосылок. Во-первых, ездить на газе выгодно с экономической точки зрения, так как стоит он в разы дешевле бензина. Во-вторых, газ добывается и перерабатывается в нашей стране, и поэтому его стоимость не зависит от воздействия внешних факторов. Но, несмотря на такие преимущества, газ обладает одним недостатком — он более пожароопасен, чем бензин. И, несмотря на то, что количество автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО) растет, в нашей стране до сих пор не отрегулированы требования технической безопасности.[divider]

Выгода диктует спрос

Сейчас в нашем городе и впрямь наблюдается бум на ГБО. Вывески на установку газобаллонного оборудования и техническое обслуживание пестрят на каждом углу. В геометрической прогрессии растет и количество газозаправок. По статистическим данным, сегодня в Актобе на голубом топливе ездят около 40 тысяч автомобилей. Но, по словам автолюбителей, их реальное количество еще больше. А в скором будущем на этом топливе, возможно, будет ездить подавляющее большинство автомобилей. Специалисты отмечают несколько основных факторов, которые влияют на выбор автовладельцев.
Первое. Экономичность. Переоборудование машины позволяет сократить расходы на топливо вдвое.
Второе. Работа двигателя становится более плавной, тихой, ведь пропан-бутановая смесь прогорает в цилиндрах дольше, нагрузка на коленвал и цилиндропоршневую группу снижается.
Третье. Увеличение ресурса двигателя внутреннего сгорания за счет уменьшения нагрузки на основные детали мотора (клапаны, свечи, поршни, гильзы). В результате моторесурс двигателя может увеличиться до 200 000 км.
Четвертое. Вырастает запас хода, ведь установка газобаллонной аппаратуры не исключает использования бензина. Перевод машины на газ и наоборот происходит автоматически: закончилось одно топливо — в двигатель сразу поступает другое.
Пятое. Выброс вредных веществ снижается в разы. Состав пропана и бутана чище бензина: в нем практически нет серы и свинца.
Опытные автовладельцы отмечают, что затраты на установку ГБО окупаются сравнительно быстро. Кроме того, цены на него не скачут из-за снижения или роста нефтяных котировок, сезонного спроса, ремонта НПЗ, введения государственных пошлин и т.д. Газ добывается и перерабатывается в нашей стране, точнее, в нашей области. Поэтому, за редким исключением, он всегда доступен.
Все эти преимущества, конечно же, привлекательны, и многие, если есть возможность, устанавливают ГБО.
В связи с ростом количества машин на газе в нашей стране принимаются соответствующие меры. Так, сегодня машина, оборудованная газовой установкой, должна иметь соответствующую отметку в техпаспорте. Ее наличие могут проверить на газозаправке. При отсутствии отметки владельцу могут отказать в заправке автомобиля.

Равнодушие водителей

Но при этом автомобили с ГБО имеют один явный недостаток — газ более опасен, чем бензин. Анализ случаев возгораний автомобилей с газобаллонным оборудованием провела Ассоциация пожарной безопасности Казахстана. Выяснилось, что в большинстве ДТП пожары возникают из-за утечки газа. Это происходит из-за неисправностей оборудования.
— Впервые я столкнулся со взрывом ГБО, повлекшим гибель людей, в 2007 году. Наверное, все помнят трагедию, произошедшую на трассе возле Кандыагаша, когда погибли пассажиры «ГАЗели». После лобового столкновения транспортных средств люди были еще живы. Но произошла утечка газа, затем пожар, и пассажиры сгорели заживо.
Чуть позже произошел другой случай: автомобиль заправился на газозаправочной станции, проехал буквально 200 метров и неожиданно загорелся. Как выяснилось позже, пассажиры чувствовали в салоне стойкий неприятный запах, но не придали этому значение. Газ накапливался и от короткого замыкания в цепи сразу же загорелся. По счастливому стечению обстоятельств никто серьезно не пострадал, так как люди успели выскочить из машины. Такие случаи не единичны, — говорит председатель ассоциации Дархан Халмуратов.
Возгорания происходят и из-за халатного обращения автовладельцев с ГБО. Как оказалось, некоторые водители не особенно беспокоятся о своей безопасности и прибегают к разного рода ухищрениям. Так, для того, чтобы увеличить емкость баллона, они убирают специальный поплавок, который измеряет давление, или откручивают мультиклапан, который перекрывает обратный выброс газа. Такие ухищрения народных умельцев влияют на всю систему газового оборудования и часто приводят к возгоранию.
Кроме этого, у членов Ассоциации пожарной безопасности вызывает обеспокоенность и деятельность станций по установке ГБО.
— Сейчас этим видом сервиса занимаются практически на каждом углу. Я специально интересовался у людей, которые устанавливают ГБО, есть ли у них какое-то специальное образование или хотя бы разрешение на такой вид деятельности. На меня смотрели, как на человека с другой планеты. Зачем, говорят, это нужно, если все можно посмотреть в интернете. И меня это поразило. Ведь даже у простого электрика есть специальное удостоверение, которое дает ему разрешение на проведение работ с электроэнергией. А для установки ГБО не требуется даже этого минимума, — высказывает негодование Дархан Халмуратов.
Председатель Ассоциации пожарной безопасности отмечает: на газ переходят в основном те, кто наматывает большой километраж. Это таксисты, а также водители автобусов, то есть автовладельцы, занимающиеся перевозкой пассажиров.
— Мне как специалисту страшно от осознания того, что людей возят практически на газовой бочке. Ведь малейшая неисправность в системе ГБО может привести к возгоранию и гибели людей, — говорит он.[divider]

Советы специалистов
Чтобы избежать возгорания, специалисты советуют при возникновении запаха газа немедленно принять меры по установлению и устранению неисправности. Если ГБО функционирует правильно, никаких посторонних запахов, связанных с газом, в салоне быть не должно.
Если запах газа в салоне появился вскоре после установки ГБО, это может свидетельствовать лишь об одном — газовое оборудование установлено с нарушениями, скорее всего, имеется негерметичность в соединениях, в самом ГБО или комплектующие очень низкого качества.
Если запах газа чувствуется в выхлопе, это может свидетельствовать о неправильно отрегулированной газобаллонной установке. Каждое поколение ГБО имеет свои отличия, некоторые из них требуют калибровки в процессе эксплуатации спустя определенное время. Меняйте газовый фильтр каждые 5-10 тысяч километров пробега.
Если вы обнаружили запах газа в салоне во время движения автомобиля, немедленно остановитесь, перекройте вентили на газовом баллоне, проветрите салон, а дальнейшее движение продолжайте на бензине. Причем следует понимать, что ехать вам надо не домой, не по делам, а на СТО, где смогут найти место утечки газа и устранить ее быстро и безопасно.
Ну и последнее: берегите себя и будьте всегда бдительны![divider]

Нерегламентирующий регламент

Как оказалось, любое газобаллонное оборудование должно дважды в год проходить испытания. Такая практика применяется во всем мире. В качестве примера можно привести соседние страны. К примеру, в Узбекистане на газозаправке с водителей обязательно требуют свидетельство о прохождении испытания ГБО. Если срок документа истек, то вам откажут в заправке. В России такое свидетельство требуют при ежегодном техническом осмотре.
У нас же этот момент упущен. Хотя нормативные акты существуют, газобаллонное оборудование в Казахстане не проходит испытаний.
— Наша ассоциация, выявив истинное положение дел в этой сфере, начала заниматься поиском документов, регулирующих эксплуатацию ГБО на транспорте. Мы столкнулись с техническим регламентом Таможенного союза. Казахстан, как известно, входит в эту организацию. В нем говорится, что автомобили с ГБО должны проходить периодическое освидетельствование, по срокам совпадающее с испытанием баллона. Получается, что не реже одного раза в два года ГБО должно испытываться, так как за это время оно изнашивается. Но у нас почему-то пренебрегают этим регламентом, — отмечает Дархан Халмуратов.
Ассоциация пожарной безопасности несколько раз поднимала эту проблему. Но результат пока неутешителен. Все согласны с техническим регламентом Таможенного союза, но вводить его требования в практику ни одно ведомство не спешит.
Поддерживают инициативу Ассоциации и в областном департаменте внутренних дел. По словам начальника отдела управления административной полиции Еркина Утегенова, ГБО в данное время проверяется только во время технического осмотра, но на недостаточном уровне. Там не проводят соответствующих испытаний, так как отсутствуют лаборатории. Поэтому выявить неисправность во время техосмотра технически невозможно.
Чтобы выправить ситуацию, необходимо законодательно обязать автовладельцев проводить испытания ГБО. Но пока этот вопрос не находит должного решения, и неизвестно вообще, когда ситуация сдвинется с мертвой точки.
Жантас МАКСУТОВ

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"