Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Прораб на сцене

Капитальный ремонт областного драматического театра имени Тахави Ахтанова, длившийся более года, близится к завершению. Через месяц-другой его двери распахнутся для зрителей.
Театр начинается с вешалки
А если быть точнее, с фасада. Лицо областного драматического театра имени Тахави Ахтанова преображается, обретая черты неоклассицизма. Капитальный ремонт подчиняет единому стилю и внутреннее убранство здания.

В театр словно вдохнули вторую жизнь. Внешняя красота отразится и на постановках в новом сезоне, наполнив их творческим подъемом, считает директор театра Женисбек КАЛКАБЕКОВ.
Более года идет ремонт в областном драмтеатре. За это время казахская и русская труппы, работу которых никто не отменял, продолжали репетировать новые спектакли. В сложных условиях, можно сказать, не совместимых с творчеством, скитаясь от одного порога к другому, актеры театра смогли показать две постановки, посвященные 65-й годовщине Великой Победы — «Прикосновение» и «Соловьиная ночь». Как говорит Женисбек Абитбекович, обе были поставлены не на самом высоком уровне, и на то были свои причины.
— Во-первых, шла параллельная работа на военную тематику, не хватало костюмов, реквизитов, декораций. Во-вторых, и это главная причина — отсутствие собственной сцены. Где мы только ни ютились: и в планетарии, и в Доме дружбы, и в филармонии, и у коллег в театре «Алакай». В приюте нам никто не отказывал, но и удобств не создавал. Оно и понятно: у каждого своя работа, свои репетиции. Кроме того, еще одна немаловажная причина «сырых» постановок — натянутые отношения в коллективе. Возможно, по этой причине решила уйти из театра режиссер русской труппы Асия Файзуллина.
— Кем вы думаете заменить ее?
— Многие современные театры работают без главного режиссера. Будем приглашать со стороны. В новом сезоне зрители смогут увидеть оригинальную работу московского режиссера-постановщика Славы Виттиха, с которым уже есть договоренность.
— Мы слышали о болезни прежнего директора Магзума Бахытжанова. Как он сейчас чувствует себя и вернется ли в театр?
— Да, к сожалению, Магзум Сафиевич перенес инсульт, сейчас его состояние удовлетворительное. Он остался работать в театре в качестве художественного руководителя.
— Не ремонт ли довел директора до больничной койки?
— И ремонт в том числе. Много было проблем на тот момент.
— На какой стадии сейчас идут ремонтные работы и когда нам ждать их завершения? Не кажется ли вам, что это дело неоправданно затянулось?
— Не кажется. Часто ремонт и реставрация театров планируются на несколько лет. В Минске, к примеру, ремонт длился пятнадцать лет, Большой театр уже более 17 лет обновляется. Главное — сделать все красиво и качественно. Остались отделочные работы. Началось строительство газовой котельни, это кардинально изменит температурный режим театра в зимнее время.
— Значит, теперь зимой у вас будет тепло?
— Должно быть тепло.
Далее разговор зашел о перспективах, работе актеров, которые, по мнению директора, должны не только репетировать, выступать, но и заниматься самообразованием, устраивать творческие встречи, конференции. О том, что в области нет профессиональных театральных критиков, «а без критики, компетентного взгляда со стороны нам нельзя». После беседы Женисбек Абитбекович провел небольшую экскурсию по театру, где в это время кипела работа строителей-отделочников из ТОО «Окси Билд».

Коктейль «Джульетта», пожалуйста…
Фасад, как мы уже отметили, изменится. Станет он хуже или лучше прежнего — уже не вопрос. Во всяком случае издали будет видно, что это — здание культуры. Колонны, арки, витражные окна, мраморные скульптуры по обеим сторонам в пустующих сейчас нишах. Кассы у входа утепляются, так что билеты отсюда будут продаваться круглый год. Войдя в холл, вы увидите, что здесь стало просторней. И не сразу поймете, что исчез потолок над входом. Это вырубили пол со второго этажа, прямо над парадной лестницей, чтобы было «больше воздуха». Лестницу вы тоже не узнаете — она стала мраморно-зеленой, торжественной. Зеркала в фойе тоже исчезли.
Преобразились стены, потолки, полы, двери помещений на двух этажах. Появились новые канделябры, люстры на лепных стенах и потолках. Отовсюду сквозит классика и строгость линий. Но это все вы увидите сами уже нынешней осенью. Зал, который раньше был репетиционным, станет малым. На его сцене можно будет развернуться экспериментальным, молодежным  театральным коллективам.
Чтобы сохранить единство стиля и оригинальность здания, директору пришлось немало повоевать с подрядчиками.
— Дизайн разрабатывался ТОО «Арт-Лайн», до этого над эскизами работали москвичи. Но не все было продумано до конца. Например, с первых дней работы здесь я возмутился уже готовым ремонтом в туалетах, которые выглядели похуже, чем в сельском клубе.  После моих доводов рабочим пришлось полностью все переделывать. У нас единственный в области театр, имеющий хорошую акустику. Происходит это за счет ломаного потолка, он состоит из восьми основных частей. Если его, по замыслу дизайнеров, сделать плоским, звук станет гулким, как в пустом ведре. Это недопустимо. Мне говорили, что возникнут проблемы с установкой люстр, но я настоял на своем, — горячится Женис Калкабеков.
Сцена не претерпит особых изменений. Обновят пол, отремонтируют механизм поворотного круга, поменяют технику, отвечающую за свет, звук, и — все на этом.
— В современных театрах множество новинок. Не зря в Минском театре оперы и балета ремонт длился 15 лет, там сейчас одна из лучших сцен в мире. Три сцены сменяют одна другую, кроме того, сцена может превращаться в бассейн, в каток, могут появляться и исчезать оркестровая яма, ступеньки для хора. И много еще чего, — говорит наш собеседник.
Да-а-а… Нам до этого еще далеко… Зато у нас будет свое театральное кафе. Как во всех больших городах. Оно разместится на первом этаже. Зал, в котором можно будет поставить моноспектакль или организовать телепередачу наподобие кабачка «13 стульев», рассчитан на 20 человек. Со временем, мечтает Женис Абитбекович, можно будет и летник открыть. И угощать посетителей салатом «Маска», например, или коктейлем «Джульетта».
Планы у директора — далеко идущие. Организация международного фестиваля имени Тахави Ахтанова. А почему бы и нет? Себя показать, на других посмотреть. Тем более что в обновленном театре появятся все условия для приема гостей. А еще дальше — строительство нового театра в микрорайоне — для казахской труппы. На сегодняшний день это предел мечтаний. Но это реальная задумка. Она по плечу такой развитой в плане экономики и культуры области, как Актюбинская.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"