Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Путь к единству

Казахская государственность, возникшая в ХV веке после окончательного распада Золотой Орды, переживала не раз взлеты и падения. Эти процессы были связаны как с междоусобной борьбой за власть между потомками Чингис хана и с родоплеменным делением кочевого народа, так и с необходимостью защищать родные степи от иноземных захватчиков. Особое место в этой связи занимает эпоха правления в Казахском государстве хана Тауке (1680-1718 гг.).

Эпоха хана Тауке — это время, когда практически все земли, населенные казахами, входили в состав единого государства. Тауке произвел реформу управления племенами и жузами, создал единую систему судебной и представительной власти. При хане Тауке был составлен свод законов «Жеті Жарғы», который, по сути, является первой конституцией Казахского государства.
Во времена, предшествовавшие правлению хана Тауке, власть в казахском обществе принадлежала потомкам Чингис хана из рода торе. Только представители торе могли избираться ханами, являлись султанами — правителями племенных объединений и жузов. Однако внутреннее развитие общества и необходимость отражать непрерывно внешнюю агрессию привели к росту влияния гражданской и военной знати — биев и батыров, которые не являлись выходцами из дома Чингис хана. Именно на этих представителей казахов опирался Тауке хан, укрепляя государство. Тауке объединял мелкие роды в союзы, находя затем в представителях новой племенной знати надежную опору ханской власти. Например, именно в ту эпоху возникло в Младшем жузе племенное объединение Жетыру, во главе которого в начале XVIII века встал батыр Есет из рода Тама, впоследствии ближайший спо-движник хана Абилкайыра.
В условиях кочевого общества не могли быть созданы административно-территориальные единицы по примеру земледельческих обществ и государств. Поэтому Тауке воспользовался исторически сложившимся и окончательно оформившимся при хане Хакназаре делением казахов на три жуза. Во главе каждого жуза Тауке назначил управителей из числа авторитетнейших биев, которые вершили суд, собирали налоги в пользу хана и пошлину с суммы судебных исков. Эти налоги и сборы были необходимы для содержания биев, ханских и султанских дружин. В Младшем жузе правителем стал би Айтеке.
Отцом Айтеке был Байбек — внук Сейткула, чьи потомки живут сейчас в основном в Казалинском районе Кызылординской области и в Иргизском районе Актюбинской области. Одним из восьми сыновей Сейткула был знаменитый Жалантос батыр — военачальник и правитель Самарканда при хане Имам кули. Жалантос помогал военной силой отцу Тауке хану Жангиру в борьбе с джунгарами, воевал с Аурангзебом, впоследствии правителем Индии из династии Великих моголов. Созидательная деятельность Жалантоса отмечена строительством в Самарканде медресе – мусульманских духовных школ Шир-Дор и Тилля-Кари. А могила Сейткула, отца Жалантоса и прадеда Айтеке бия, находится в горах Нурата близ Бухары.
Вообще взаимоотношения между Казахским ханством и государствами Средней Азии, а впоследствии между казахами в составе Российской империи и народами Средней Азии требуют серьезного исследования и новых оценок. Ведь до недавних дней даже завоевание земель того или иного народа Российской империей преподносилось официальной историографией как спасение от порабощения другими соседними государствами. Так и присоединение Младшего казахского жуза, начатое в 30-е годы XVIII века, объяснялось тем, что казахам угрожало порабощение не только джунгарами, но и Хивинским ханством.
Но отношения казахов с Хивинским ханством нельзя объяснять одномерно. Дело в том, что даже на картах, изданных в начале нынешнего века, многие территории нынешнего Узбекистана и Туркменистана отмечены как населенные казахами. Ханами в Хиве в свое время становились сын Абилкайыра Нуралы, соперник Абилкайыра за власть в Младшем жузе султан Батыр, его сын Каип. В Хиве находили убежище борец за ханскую власть в Младшем жузе султан Каратай (конец XVIII-начало XIX вв.), сподвижник Исатая Тайманова певец и воин Махамбет Утемисов, который там и погиб. В туркменских кочевьях скрывался после своего поражения руководитель национально-освободительного движения казахов в середине XIX века Есет Котыбаров. В те же годы одним из военачальников Кокандского ханства в борьбе с царской Россией был сын Кенесары Касымова Садык. В Хиву после подавления восстания адаевцев на Устюрте в начале 70-х годов прошлого века ушли повстанческие отряды Исы Тюлембаева и Досана Тажиева. Вот почему безосновательны утверждения нынешних публицистов и демографов о том, что казахская диаспора возникла лишь в результате сталинских репрессий. Кстати, многие годы правителем Ташкента был би Старшего жуза Толе Алибеков, современник Айтеке и один из создателей первой казахской конституции.
Вместе с Айтеке и Толе в разработке «Жеті Жарғы» участвовали правитель Среднего жуза Казыбек, киргизский би Кокым и каракалпакский Сасык би. Это является определением тех границ, до которых простиралось Казахское ханство при Тауке.
Законы «Жеті Жарғы» включали в себя как элементы прежнего обычного права, по которому жили кочевые казахские племена, так и шариатские нормы, пришедшие в Степь после принятия ислама правящей верхушкой Золотой Орды при хане Узбеке. Но были выработаны и новые правовые нормы, связанные с необходимостью упорядочить правила перекочевок, закрепить пастбища за родами и их союзами, заменить обычай кровной мести штрафами, размер которых зависел от социального положения потерпевшего. Каждый казах, способный носить оружие, платил ежегодный налог в размере одной двадцатой части своего имущества. Обязательная судебная пошлина в пользу биев составляла одну десятую часть оспариваемого имущества. Совет биев при хане Тауке был постоянным совещательным органом. Этот совет разрешал правовые вопросы, с которыми не мог справиться тот или иной би единолично. Существовало также ежегодное осеннее народное собрание, на которое султаны, старейшины и правители родов являлись вооруженными. Так формировалось военное ополчение, а явка с оружием являлась своеобразным смотром военных сил государства. Осенние собрания происходили в ставке хана Тауке на холме Култобе к югу от Ташкента. На этих народных собраниях решались вопросы войны и мира, разбирались крупные межродовые споры. Таким образом, султаны из рода Чингис хана при Тауке уже не играли прежней господствующей роли в казахском обществе. Укрепляя единое государство, которое в условиях кочевого быта не могло иметь сильную централизованную власть, Тауке хан опирался прежде всего на возросшую роль родовой знати, биев и батыров из «черной кости».
Однако после смерти Тауке возобновились родовые распри, и началась борьба между чингизидами за положение старшего хана. Следовательно, начала государственности, укрепившиеся во время ханства Тауке, не были достаточно прочными. И виной тому не только слабость наследников Тауке хана. В самой структуре государства, где преобладали патриархально-феодальные отношения кочевого скотоводческого общества, были моменты, которые не могли обеспечить прочность этих начал. Изменения в социально-экономическом положении биев не могли прекратить родовой вражды. Законы Тауке не уничтожили кровной мести. Тауке стремился через своих наместников-биев, ставших во главе трех казахских жузов, и путем объединения собраний старейшин укрепить экономические и политические связи между жузами и племенами. Кодифицировав обычное право казахов, введя постоянно действующие органы власти, Тауке удалось упрочить государственную власть. В этом процессе активное участие принял и Айтеке би, предания о котором живы на нашей земле и сейчас.
Тауке хан, Айтеке би и другие виднейшие государственные и политические деятели той эпохи настойчиво прокладывали путь к единству казахов в рамках централизованного государства. И не их вина, что не удалось довести начатое дело до конца. Начала государственности были расшатаны после смерти хана Тауке нашествием джунгар, борьбой за ханскую власть между старшей и младшей ветвями чингизидов и другими причинами. Но в народной памяти время хана Тауке, биев Айтеке, Толе и Казыбека всегда сочеталось с понятием о мирной жизни без внешних войн и междоусобиц. А это — непреходящие ценности, которые не потеряли своей значимости и сейчас, когда мы возрождаем, спустя века, казахскую государственность на основе равенства прав всех населяющих нашу республику народов, провозгласили принципы правового государства и равноправных отношений со всеми государствами, которые этого пожелают. В особенности опыт внутренней и внешней политики хана Тауке ценен для построения новых отношений с соседями Казахстана — Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Китаем. Восстанавливая свою подлинную историю, мы должны учиться у нее. Учиться мудрости у своих предков.
Газета «Актюбинский вестник»,
3 июня 1993 года

Колонка "Взгляд"