Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

РАПиР требует поправок

С начала года общественное объединение «Региональная ассоциация предпринимателей и работодателей «Атамекен» стали «бомбить» ее члены. Они требуют, чтобы исполнительный директор ОО Амантай Бекниязов поставил вопрос ребром перед НЭПК «Союз «Атамекен» о внесении поправок в закон «О государственных закупках РК», вступивший в силус 1 января 2010-го.

В результате повсеместного внедрения в практику организации госзакупок товаров, работ и услуг (ТРУ) методом е-торгов как заказчики в лице госорганов, так и поставщики ТРУ столкнулись с рядом проблем. А именно с демпингом цен со стороны недоброкачественных поставщиков. Согласно правилам, утвержденным постановлением Правительства РК, при закупках приоритет отдается не качеству, а цене. При этом зачастую в качестве поставщиков заявляются индивидуальные предприниматели, не имеющие соответствующей материально-технической базы и не гарантирующие качество поставленных ТРУ. Практика уже показала, что конкурс может выиграть поставщик, осуществляющий свою деятельность в другой области или регионе, что, соответственно, отражается на качестве услуг. По мнению членов ОО, из-за несовершенства данного нововведения страдают добросовестные предприниматели, специализирующиеся на рынке товаров и услуг на протяжении долгих лет и имеющие безупречную репутацию.

Цена НЕ соОТВЕТствует качеству

Представители малого и среднего бизнеса столкнулись с тем, что при проведении е-госзакупок путем отбора ценовых предложений производится автоматический контроль по предлагаемым ценам, и практически полностью игнорируются факторы, определяющие качество поставки.

Шишки на своем лбу уже «набили» директор ТОО «ТКМ-Service» Каиржан Танатаров, замдиректора облцентра санитарно-эпидемиологической экспертизы (АОЦСЭЭ) Нариман Нияров, директор ТОО «Уникос» Асет Отарбаев, директор «Даму-Групп» Сабит Ермагамбетов и начальник отдела госзакупок облуправления здравоохранения Алмат Ермагамбетов. Об этом они заявили представителям СМИ на прошлой неделе в ходе пресс-конференции по обсуждению проблем организации и участия в
е-госзакупках, организованной по инициативе РАПиР.

Представители государства — администраторы бюджетных программ и предприниматели — поставщики ТРУ считают, что большая часть субъектов МСБ, участвующих в конкурсах, некомпетентны, не имеют представления о своей правовой ответственности, в силу чего не соблюдают требования по качеству предлагаемых ТРУ. Многие из них даже не читают представленную на сайтах информацию по требованиям к потенциальному поставщику, условиям поставки, техническую спецификацию и т.п.

— Складывается такое впечатление, что они, просто сидя дома за компьютером, заходят на сайт и заполняют заявку, не представляя при этом, как на деле будут оказывать услуги или поставлять товар, — убежден Каиржан Танатаров.

Он привел случай, когда индивидуальным предпринимателем, работающим в одиночку, было внесено ценовое предложение об обслуживании компьютерной и организационной техники госорганизации всего за 200 тысяч тенге в течение года. Им не было принято во внимание, что орган имеет подразделения по всей области, и необходимо обслуживать все терподразделения. Указанная сумма не покрывала даже командировочных расходов. Но его предложение признали победителем, так как оно было минимальным. В итоге — сбои в работе техники, угроза исчезновения базы данных.

— Закон позволяет проводить закуп путем проведения тендера для небольших поставок (менее 4000 МРП). Но отрицательным фактором является длительность и сложность процедуры, нецелесообразной для закупа небольших объемов ТРУ, — говорит Танатаров. — Поэтому необходимо внести дополнения и изменения в акты, регламентирующие закуп на основе ценовых предложений: необходимо в механизм закупа на основе ценовых предложений включить как обязательное условие соблюдение потенциальными поставщиками квалификационных требований. В случае предоставления ими недостоверной информации к ним надо применять меры адмнаказания, а также внесение поставщика в «Реестр недобросовестных поставщиков».

Увы, сейчас к ним можно применить санкции только по решению судебных инстанций, что является длительным и не всегда результативным процессом. Теряется время, распыляются бюджетные средства, не решаются задачи, поставленные перед госорганизациями. Школы, интернаты и больницы рискуют остаться без продуктов питания, а в организациях простаивает оргтехника.

Существенные недоработки есть как в самом законе, так и в механизмах его исполнения. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития нормативно-правовой и технической базы в сфере размещения и исполнения госзаказов.

Золотой томат

Безусловным лидером по внедрению е-закупа является Шалкарский район. Почти все госучреждения, получив е-ключи, объявляют  тендера посредством Е-правительства. И все бы прекрасно, если бы не одно большое «но». Заезжие дельцы «благодаря» нововведению будут поставлять сюда не простые томаты, а золотые. Причем в буквальном смысле этого слова.

Как сообщил аким Шалкарского района Рахат Сыдыков, этим воспользовались некоторые аферисты, которые начинают демпинговать. К примеру, неизвестные фирмы выигрывают тендера, называя самую низкую цену на свои услуги.

— Однажды засомневавшись, мы начали проверку, — говорит Рахат Сыдыков. — Выяснилось, что фирма, зарегистрированная в органах юстиции, неизвестна налоговикам.

В Правительстве от нас требуют, чтобы мы поддерживали отечественного производителя. Но как я поддержу своего шалкарского предпринимателя, когда поставку помидоров на один только пришкольный интернат в селе Бозой выиграла фирма из Северо-Казахстанской области? Если посчитать расходы только по транспортировке, то этот томат для меня станет зо-ло-тым! Я уверен, глава фирмы даже не знает, где находится наш Бозой.

В этой связи аким района за усовершенствование
е-торгов.

— Может, надо ввести отдельный пункт для местного услугодателя? — задается вопросом аким района. — Ведь по этому поводу будет возникать еще много недоразумений. Надо помнить о том, что у любого процесса есть обратная сторона медали. Что я могу, к примеру, сделать, если поставку хлеба в детсад выиграет неизвестная фирма из Актобе или Алматы, когда в самом Шалкаре работают
4 мини-пекарни?

Как видим, географическая удаленность не позволяет отследить качество поставляемого товара, вносить в срочном порядке корректировки или замечания, что препятствует оперативному взаимодействию поставщика и покупателя.

С 81-го на 46-е

Электронные госзакупки позволяют исключить возможность коррупционных правонарушений и сегодня именно этот портал «электронного правительства» (www.goszakup.gov.kz) стал одним из самых посещаемых в РК, констатирует «Казинформ».

1 марта на правительственном часе в Мажилисе Парламента РК депутатам была представлена информация о ходе внедрения «электронного правительства». Председатель Агентства по информатизации и связи Куанышбек Есекеев, рассказывая о ходе работ по развитию информационно-коммуникационных технологий, отметил значительное продвижение страны  в рейтинге глобальной подготовленности к Е-правительству — с 81 на 46 место.

По состоянию на 23 февраля, на  веб-портале электронных госзакупок зарегистрировано 43 285 участников, в том числе 19 491 заказчик, 17 782 организатора и 23 347 потенциальных поставщиков. На указанный момент было опубликовано 581 613 лотов. При этом по 138 572 лотам имеются утвержденные итоги. Средняя суммарная условная экономия по закупкам методом ценовых предложений составила 5 620 315 874   тенге, или 23,78 процента.

Законом «О госзакупках РК» предусмотрено пять способов осуществления госзакупок. Наиболее простым из них является способ запроса ценовых предложений, который в 2008 году Минфином и его подразделениями был впервые запущен и реализован в электронном формате. В 2009 году закупки таким способом стали проводиться всеми госорганами и госучреждениями во всех регионах. С 1 января 2010 года
Е-формат стал обязательным и единственным для госзакупок, проводимых методом запроса ценовых предложений.

Автоматизированная интегрированная информсистема «Электронных госзакупок» является неотъемлемой частью Е-правительства, призванной консолидировать нужды заказчиков и поставщиков в единой информационной среде.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на антикоррупционном форуме НДП «Нур Отан» в ноябре 2008 года озадачил Правительство шире использовать возможности электронного правительства и в целом — современных технологий в управлении.

Ведь главной целью при его создании было максимальное исключение личных контактов граждан с чиновниками при оказании последними госуслуг. Электронный способ осуществления госзакупок позволяет исключить возможность коррупционных правонарушений в этой сфере, повысить прозрачность процедур, что должно способствовать добросовестной конкуренции и открытию доступа предприятиям МСБ к госзаказам.

Единый оператор в этой сфере — ТОО «Центр электронной коммерции», входящий в состав АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», модуль «Электронный конкурс» был разработан по заказу Минфина РК.

Колонка "Взгляд"