Самородки из глубинки

У этого отдаленного села свой неторопливый уклад. В заповедной и живописной глубинке и дышится по-другому. Сквозь рощу проглядывают дома, выйдешь на улицу и слышишь, как ветер шумит, ветки берез полощет. А как чудесно звучит тут украинская песня! Она наполняет душу спокойствием и умиротворением.

«Реве та стогне Днiпр широкий»
В селе Шевченко Мартукского района живет большая дружная семья Шартон. Зоя Шартон (в девичестве Белая) — человек, всей душой влюбленный в украинскую песню. Каждая строчка для нее — это возможность выразить себя. Признаюсь, если бы мне предложили сходить на концерт Зои Васильевны, пошла бы не задумываясь.
— Я родилась в семье простых рабочих. Папа, Василий Иванович, — потомственный кузнец, родом все Белые из Полтавы. Мама, Анна Николаевна, — из Кубани, но туда мой дедушка Николай Базай переехал из Херсона. В Казахстане проживает уже пятое поколение нашей семьи. Если посчитать нас сегодня, то выходит 77 человек. С малых лет я росла под звуки украинской песни. Не могу жить без нее, — делится наша героиня. — Она, как друг, зовет и ведет нас вперед. Песня — душа народа. А как народу без души? Кому доверить сердечный разговор? Песням нет забвенья, их любят, передают из поколения в поколение. Услышишь раз — покоя нет, всю жизнь с ней будешь вместе, тебе от роду 20 лет, а песне — 100, а может 200.
Деды в своих разговорах вспоминали, что первые семь беднейших семейств из ближайшей Андреевки, организовавшие 3 февраля 1923 года на месте сегодняшнего села Шевченко земледельческую артель, приехали в 1909 году с Украины, они знали Тараса Григорьевича Шевченко, любили его стихи и песни. Нередко мужчины за тяжелым трудом хором пели «Реве та стогне Днiпр широкий» («Ревет и стонет Днепр широкий»). Потому единогласным было решение назвать поселение в честь великого Кобзаря.
Зоя Васильевна выросла в многодетной семье: у нее есть сестра Лидия и три брата — Николай, Александр, Владимир.
Маленькая Зоя жадно впитывала лирические мелодии, хотела научиться играть на музыкальном инструменте, пробовала, но не сложилось.
— Сколько себя помню, бабушки у нас на завалинках пели. Женщины утром идут на огороды — поют, на грядках под палящим солнцем сорняки вырывают — поют, вечером возвращаются — поют. Раньше в обед коров пригоняли к селу на дойку, все хозяйки соберутся за околицей у плотины, доят и дружно поют. Я бегала следом за старшими и запоминала тексты песен.
Родители дома по праздникам тоже пели. Визитной карточкой семьи всегда была песня, которую запевал отец, участник Великой Отечественной войны: «Я жито выжну, в саду я врубаю, свою кохання сдалека визнаю» («Урожай в поле, в саду уберу и свою любовь издалека узнаю»). Песня способствовала и рождению семейных традиций — многочисленная родня собиралась в их доме, в тесной землянке 1937 года постройки, и устраивала музыкальные вечера. Мама нашей героини замечательно играла на балалайке, дед Николай — на гармошке, дядя Ваня — на баяне, дядя Саша — на аккордеоне. Кстати, он был участником войны и привез инструмент из Германии. Были также родственники, которые играли на гитаре, мандолине, деревянных ложках.
— Помню, как мой брат Николай попросил отца купить ему баян. Жили мы тяжело. Пятеро детей, денег вечно не хватало. Работали родители за трудодни. Осенью дали расчет. Часть зерна отец засыпал в амбар, остальным наполнил мешки и повез их на базар в Медногорск. Продал. Купил одежду детям, продукты и баян за 160 рублей. Немыслимые по тем временам деньги! Зато исполнилась мечта сына, который на слух сразу стал подбирать на баяне мелодии. Он на нем до сих пор играет. Второй брат, Володя, на гитаре хорошо исполняет песни. Служил он на погранзаставе имени нашего односельчанина, Героя Советского Союза Федора Озмителя. Брат Александр играл на баяне в клубе в художественной самодеятельности свыше 30 лет, — рассказывает Зоя Васильевна. — У меня тоже слух есть, но сильной тяги, видимо, не было, потом замуж вышла, быт много времени отнял.
Зато дочь нашей героини Оксана — настоящий самородок, блестяще играет на баяне, преподает в детской школе искусств имени Камбара Медетова.

Хочется белым березам низкий отвесить поклон
Листаю с собеседницей семейный альбом и ловлю себя на мысли: «Сколько в лесу стволов зеленых из-под земли поднялось? Там когда-то девчонкой стояла Зоя Шартон, только у бывшей девчонки есть уже свои сноха и зять, внуки».
— Край мой — единственный в мире, здесь так вольно дышу, порой к роще зеленой спешу, хочется белым березам низкий отвесить поклон, чтоб заслонили дорожку, ту, что ведет под уклон, — вздыхает Зоя Васильевна и тут же переключается на позитив. — Раньше в день святой Троицы молодежь шла в лес, веселилась, танцевала, пела. Играла милая гармонь, не жалея свои меха. Смех слышался звонкий, ведь по украинскому обычаю весной счастье раздают.
В Шевченко благодаря песне парни знакомились с девушками, рождались молодые семьи. Такое ощущение, что переливы гармошки звучали везде.
— Вечером, после танцев в клубе, молодежь обязательно встречалась на центральной улице, которая идет через березовую рощу. По «шоссейке» прохаживались девушки, поодаль шли парни, отслужившие в армии. Молодицы пели «…А мне от солдата на этой неделе письмо почтальон не принес», аккомпанировала на баяне подруга Валентина Крамор. Хлопцы в ответ напевали протяжно: «Ой, Днiпро, Днiпро…». Потом та, кто бойчее, предлагала попробовать спеть вместе. Дружно пели: «Заблудились в сердце две дорожки. Ночью на селе темно кругом. За окном в одном конце поет гармошка, вторит балалайка на другом». Глядишь, под такие страдания и сладился дуэт, — делится воспоминаниями Зоя Васильевна.
Кстати, так и она познакомилась со своим супругом Виктором Августовичем. Живут душа в душу вот уже 41 год.
— Звуки украинской свадебной песни всегда очень волнуют. Мне было 15 лет, когда я впервые участвовала в обряде. Замуж выходила Маша Луговая. Помню, баба Дуня Дубровна велела всем девчатам подняться на лавку. Когда вошел жених и поднес гильце — круглый хлеб, в середине которого воткнута сосновая либо березовая ветка, наряженная конфетами, каждая из нас торопилась оторвать себе конфетку, что означало ухватить будущее замужество и семейное благополучие. Невеста в свою очередь вручала жениху свое гильце, которое наряжала с подружками дома. Молодые менялись караваями и ставили их на праздничный стол. После завершения свадьбы гостям обязательно раздавали по кусочку гильце. А ветку втыкали под стреху (крышу), чтоб молодожены жили счастливо. Так вот на лавке девушки согласно обряду исполняли запев: «Мене мати як заря, рано замуж отдала….». Жизнь раньше была тяжелой, участь молодушки незавидная. И смысл песни таков, что попала невестка в большую семью, вставать ей приходится чуть свет, идти по воду. Возвращаясь, она под тяжестью ведер облилась водой. Войдя в дом, молодая жена услышала, как свекровь, лаская сына, спрашивает: «Почему он водку не пьет, почему жену молодую не бьет?». На что он отвечает: «От водки голова болит. А если жену бить, она будет меньше работать. И он брал не наймочку (прислугу), а хозяюшку». Под этот жалобный запев девушки невеста и взрослые женщины плакали. Все взято из жизни, связано с многовековой традицией и свидетельствует о нелегкой женской доле, — рассказывает собеседница.

Зажечь тех, кто рядом
Зоя Васильевна восемь лет проработала дояркой, а потом 33 года заведовала сельским клубом. Вместе с ней клубную работу прошли и все дети, племянники. Много времени уходило на творчество, была создана вокальная группа бабушек и детский коллектив «Родничок». Завклубом Шартон первая в районе провела «Праздник русского самовара», «Рождение человека» и конкурс «Играй, гармонь!». Впечатляет тот факт, что в последнем из маленького села участвовало 33 гармониста! Клуб был переполнен. После Зоя Васильевна с дочерью заняли 1 место в районном конкурсе гармонистов. Сейчас она поет с мужем и 71-летней подругой Марией Яковлевной Кузьменко, первоцелинницей, приехавшей из Черниговской области и вырастившей в Шевченко четырех прекрасных дочерей.
Как отметил аким Кызылжарского сельского округа Арман Ахметов, Зоя Васильевна, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает активно участвовать в жизни села. В целом вся большая семья Белых–Шартон – образец для подражания, играет ни с чем не сравнимую роль в воспитании подрастающего поколения.
Есть у многочисленной семьи нашей героини задумка: к 1 Мая организовать выступление ансамбля. Кроме украинских, члены семьи поют и казахские, и русские, и немецкие песни. Несмотря на то, что каждый из них сделал свой профессиональный выбор (в основном рабочие специальности), все любят песню.
— Любая украинская песня повествует об отдельной жизненной истории, и ты ее проживаешь. Я пою в группе, с подругой Марусей вечерами на улице, когда ждем скот с выпаса, корову дою и тоже пою. Эти народные песни пели до нас, мы поем и наши дети, внуки будут петь. Иногда ко мне приходит вдохновение, и я пишу частушки. Накануне Дня единства народа Казахстана сочинила следующее: «Много наций в Казахстане поселилось давно. Ох, спасибо Президенту за заботу и тепло!».
…Вот такая она, глубинка — настоящая, искренняя, певучая. Закончив общение и получив большое наслаждение, я поехала домой. Всю дорогу слушала диктофон, из которого звучали песни в исполнении шевченковцев. Хочется надеяться, что они будут выступать на концертах, мероприятиях областного масштаба, чтобы как можно больше земляков открыли для себя большой мир хороших, добрых песен, впитавших историю края.
Елена ОНИСЬКОВА, Мартукский район

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *