Шаги дуального обучения

26e679bdfa4279235815ad8c44c684f6_resize_w_1140_h_696_reswm_1

Как известно, дуальная система профессионального образования получила мировое признание. Это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
— устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;
— воздействует на личность специалиста, создает новую психологию будущего работника;
— придает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
— заинтересовывает руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника.
Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.
В Актюбинском колледже связи и электротехники созданы экспериментальные площадки дуального обучения по трем основным техническим специальностям.
Для этого были определены производственные базы, заключены трехсторонние договоры между предприятиями, учебным заведением и палатой предпринимателей, разработаны учебные планы и программы по предметам, определены преподаватели учебного заведения предприятия, ответственные за проведение занятий по дуальной системе обучения.
На первом этапе в качестве базовых предприятий были определены:
— АОДТ АО «Казахтелеком», Актюбинский филиал АО «Kaz-TransCom», ТОО «ТрансТелекомСвязь»;
— АФ АО «Казпочта»;
— ТОО «БатысСпецАвтоматика».
Учитывая специфику специальностей, по которым проводится подготовка специалистов, максимально используется материально-техническая база колледжа. Например, по специальности «Радиоэлектроника и связь» в колледже имеются оснащенные современным оборудованием лаборатории линейных сооружений связи, оптических систем передачи, цифровых коммутационных систем, а также создается учебный полигон ВОЛС.
Численность контингента, охваченного по дуальной системе обучения, составляет 98 человек.
Определены преподаватели колледжа и специалисты предприятия, ответственные за проведение занятий по дуальной системе обучения. Преподаватели А. Умарова, А. Шакирова, Г. Масабаева прошли по линии корпоративного университета «Самрук Қазына» г. Астана стажировку по дуальной системе обучения на предприятиях АО «Казахтелеком» и АО «Казпочта»; А. Каржауова, А. Бегалиева, Н. Тулемисова, Л. Шункова,
Т. Новикова — обучение по программе Проекта институционального развития (ПИР) на курсах учебного центра (Республика Беларусь).
По специальности «Радиоэлектроника и связь» практические занятия проводятся на почтовых отделениях города Актобе, для этого привлекаются ведущие специалисты почтовых отделений связи. Количество студентов, распределенных на отделения связи, не превышает 2-3 человека, поэтому для них создаются все условия для получения действенных практических навыков и умений. По мере накопления практических знаний им предоставляется возможность самостоятельного обслуживания клиентов под наблюдением наставника.
По другим специальностям опыт проведения занятий на предприятиях показывает необходимость расширения и разнообразия рабочих мест. В связи с этим с предприятиями АО «АЗХС», ТОО «Максимус», ТОО «Байнур», с которыми заключены договоры на прохождение производственных практик, ведутся переговоры о заключении договоров по дуальному обучению.
Дуальная система обучения уже давно получила мировое признание. Она широко распространена в Германии, и экономические успехи этой страны красноречиво свидетельствуют о ценности дуального обучения.
Вместе с тем внедрению дуального обучения на сегодняшний день мешает масса проблем, решение которых за пределами компетенций учебного заведения и предприятия и зависит только от вышестоящих соответствующих органов и т.д.

Талгатбек КАРИМСАКОВ,
замдиректора по УПР Актюбинского колледжа связи и электротехники

Новости "АВ"