Штраф платежом страшен

Размеры штрафов за нарушения Правил дорожного движения увеличились вдвое. Насколько это ощутимо для семейного бюджета, уже успели понять почти две тысячи жителей области. Полицейские же констатируют, что благодаря ужесточению штрафов удалось значительно снизить количество нарушений. Смогут ли новшества улучшить обстановку на казахстанских дорогах? К каким результатам пришли местные правоохранительные органы по истечении 15 дней с момента начала их действий? Обо всем этом читайте в нашей Главной теме.

За что и на сколько

С конца апреля в стране увеличены штрафные санкции по 8 видам правонарушений. Ужесточение штрафов за нарушения ПДД в Правительстве назвали крайне необходимой мерой, ведь из-за них, в основном, на дорогах и гибнут казахстанцы.

Изменения в КоАПе не просто увеличили размер штрафов, но и усложнили процедуру их уплаты. В первую очередь водители ощутят возросшие суммы штрафов за самые распространенные нарушения — превышение скорости, остановку в неположенном месте, разворот в запрещенном месте, создание затора на перекрестке. Водителю, допустившему их, придется заплатить вместо прежних 5 МРП (9 260 тенге) 10 (18 520 тенге).

Если же водитель сел за руль в пьяном виде или под действием наркотиков, то ему придется распрощаться с правами на три года. Кстати, с момента вступления в силу изменений в КоАПе водительских прав на этот срок лишились уже 40 (!) актюбинцев. Еще двое попались при повторном нарушении данной статьи и потеряли права на 5 лет, не говоря о том, что им пришлось провести в «кутузке» 15 суток. Всего же за 4 месяца года права управлять авто лишились 877 человек.

— Эти двое были лишены прав по старым санкциям. Недавно у них закончился срок действия наказания. Наши сотрудники снова задержали их за управление авто в пьяном виде, — привел данные начальник управления административной полиции ДВД области Канат Алиев.

Совершенно новая статья — отказ водителя от медицинского освидетельствования. Единственный пока субъект, наотрез уклонявшийся от медосмотра, схлопотал 20 суток административного ареста.

Сурово отнеслись разработчики и к любителям выезжать на встречную полосу. Если раньше нарушитель мог заплатить штраф в 15 МРП и спокойно удалиться, то сейчас нарушение повлечет за собой лишение прав на 1 год. Впрочем, опытные юристы считают этот пункт не-обдуманным. По их мнению, следовало ввести альтернативное наказание в виде увеличения штрафа и разграничения вариантов выезда на встречную полосу.

— 80 процентов выездов на встречную полосу заканчиваются серьезными ДТП, — выражает свою точку зрения начальник управления. – Машины сталкиваются лоб в лоб, люди гибнут или получают увечья. Поэтому я считаю это решение верным.

Наибольшее недоумение у водителей вызвала, пожалуй, статья о запрете выхода водителя и пассажиров из машины без разрешения полицейских и невыход из нее по их требованию. Стало быть: вышел – виновен, не вышел – тоже?

— Дело совсем в другом, — успокаивает Алиев. — Сотрудник полиции должен подойти и представиться. Он либо просто проверит документы и отпустит, либо попросит выйти. Для чего это сделано? У нас бывали случаи, когда мы останавливали машину, водитель выходил для составления протокола, а пассажиры вы-скакивали из салона и начинали провоцировать, конфликтовать с сотрудником.

Так-то оно так. Да только как это будет применяться и выглядеть на практике? Здесь невольно возникают опасения: а не создаст ли это условия для коррупции?

По всей видимости, после жалоб людей с ограниченными возможностями в кодекс внесли дополнительный пункт о запрете стоянки на местах для инвалидов. Таковых в нашем городе насчитывается два – у ТРЦ «Мега Актобе» и на железнодорожном вокзале. И если раньше водители могли безнаказанно парковать там свои машины, то сейчас их накажут на сумму от 50 до 70 МРП.

— Мы открыто можем заявить, что сейчас нарушителей стало меньше. Усиление наказаний привело к повышению ответственности водителей. Оно направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, снижение аварийности на дорогах. Изменения дисциплинируют водителей. Кстати, добровольно оплатить штраф наказанные должны в течение 40 дней. По истечении этого срока будет задействован департамент судебных исполнителей, — предупреждает Алиев.

 

Аварии на дорогах

Полицейские отмечают также снижение количества дорожных аварий, погибших и раненых. Впрочем, когда дело касается человеческих жизней, стоит ли успокаиваться?

— Прошлый год мы завершили с ростом ДТП, — комментирует начальник управления адмполиции. – За год в области погибли 54 человека. Первые четыре месяца 2014 года демонстрируют спад. Так, зафиксировано 173 дорожных происшествия, 17 человек погибли, 220 получили травмы.

Между тем в 23 авариях, случившихся с начала года, пострадали 23 ребенка. Большинство из них получили серьезные увечья: черепно-мозговые травмы, переломы конечностей, разрывы внутренних органов.

Последний такой случай произошел совсем недавно. 10-летний ребенок попал под колеса автомобиля на перекрестке у нового путепровода по улице Әз Наурыз.

Главной причиной детского травматизма сотрудники органов называют низкую дисциплину водителей и самих пешеходов. Немаловажная проблема — отсутствие в Актобе подземных или надземных пешеходных переходов.

По мнению ветерана здравоохранения Избаскана Аймагамбетова, их наличие существенно снизило бы число аварий.

— В Актобе построили только один подземный переход. Но он не пользуется большой популярностью. В то же время есть другие, более оживленные места. Например, возле торгового центра «Нурдаулет», «Казпочты», автовокзала, железнодорожного вокзала, колхозного рынка. Мне кажется, что будь там переходы, то ДТП было бы гораздо меньше.

Кстати, административная полиция неоднократно поднимала вопрос о строительстве подземных и надземных пешеходных переходов. Однако из-за пролегающих инженерных коммуникаций возведение первых во многих местах практически невозможно. А вот надземные переходы установить можно.

— В скором времени в городе заработают так называемые «интеллектуальные» перекрестки, способные фиксировать даже незаметные для обычных камер правонарушения. Сейчас же мы используем обычные видеокамеры и метод патрулирования в потоке, — заключил Алиев.

 

Статистика

С начала года в области произошло 173 ДТП, погибло 17 человек, 220 ранено.

23 аварии произошли с участием детей. К счастью, погибших нет.

 

Справка «АВ»

С 30 апреля по 14 мая в области наложено 1 788 штрафов на сумму 16 миллионов 658 тысяч тенге. 126 человек оплатили штрафы на месте, пополнив казну на 1 миллион 128 тысяч тенге.

 

Знаете ли вы, что…

Самые высокие штрафы в Финляндии и Швейцарии. К примеру, штраф за несоблюдение скорости в этих странах составляет от 1 500 евро (379 тысяч тенге), за непристегнутый ремень безопасности — 135 евро (34 тысячи тенге), за движение на за-прещающий сигнал светофора — 90 евро (22 770 тенге).

Одной цифрой

За 4 месяца водительских прав лишились 877 человек.

С начала действия изменений прав на вождение на 3 года лишены 40 водителей.

 

Против «лома» есть приемы

Берик СЕРЕЕВ, директор Актюбинского областного профессионально-технического учебного центра республиканского общественного объединения «Отан»:

— На мой взгляд, эти изменения в Кодекс об административном правонарушении следовало ввести давно. Вы вспомните, какие раньше были мизерные штрафы. Между тем обстановка на дорогах ухудшается. Ежегодно в дорожных авариях, как на войне, гибнут тысячи людей, сплошь и рядом правила дорожного движения игнорируются, причем нарушители – люди всех возрастов. И я надеюсь, что вследствие ужесточения количество нарушений и ДТП уменьшится.

Основные нарушения, которые совершают наши водители, — выезд на перекрестки, неправильный обгон, превышение скорости, нарушение правил остановки или стоянки, выезд на встречную полосу.

Думаю, верным шагом стало особое ужесточение за вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянений. Я считаю, если человек выпил, обкурился и сел за руль, то должен считаться вне закона. Это ведь потенциальный преступник на дороге.

В Казахстане культура вождения, поведения на дороге оставляет желать лучшего. Но, думаю, постепенно исправить ситуацию можно. Вспомните, как люди раньше воспринимали наказания за загрязнение общественных мест, и как обстоит дело сейчас.

Насчет баталий, развернувшихся между казахстанцами по поводу изменений, думаю, все поправки правильные и своевременные. Насколько я знаю, вопрос о внесении изменений в КоАП рассматривался год. В Парламенте сидят опытные юристы, поэтому уверен, что все в норме. А уж остальное зависит от совести водителей и честности работников правоохранительных органов. Это две составляющие успеха.

Что касается предложения запретить видеорегистраторы, то, на мой взгляд, это лишнее. С их помощью при необходимости можно доказать свою правоту, также они помогают при объективном выяснении обстоятельств дорожных происшествий. Просто надо разработать правила их установки таким образом, чтобы устройства не мешали обзору водителя.

 

Водитель, за тобой следят

Актюбинские водители перестают пренебрегать камерами видеонаблюдения. Они убедились: немалая доля нарушений ПДД выявляется именно с помощью этих устройств. В итоге нарушители несут законное наказание, а местная казна пополняется.

У работников центра оперативного управления, куда стекается информация со всех камер слежения и поступают тревожные звонки от горожан, весьма непростая служба. Шутка ли – тщательно следить за десятками изображений, передаваемыми камерами, суметь зафиксировать нарушение, выслать наряд полиции на место.

Каждый день на дежурство заступают 12 человек. Из-за непосредственного контакта с техникой в постоянном напряжении зрение и слух. Более того, им надо быть своего рода психологами, суметь разговорить горожан, позвонивших по 102, чтобы выяснить все обстоятельства.

По словам заместителя начальника ЦОУ УВД Актобе Талгата Муханова, до прошлого года за охраной общественного порядка, безопасностью на дорогах следили 48 камер. Сейчас их количество увеличено до 118. А уже в ближайшие месяцы в распоряжение центра должны предоставить еще 30 устройств.

Помимо камер, в центр выводятся сведения со скоростемеров. Правда, они регистрируют нарушение автоматически с помощью собственных компьютеров.

— Сейчас мы работаем в онлайн- режиме. Иными словами, сотрудники центра выявляют нарушения и сразу направляют на место происшествия наряд полиции, который составляет административный протокол. А раньше мы фиксировали нарушение и направляли материал в суд, — поделился подробностями работы Талгат Конысбаевич. — Новый метод более действенный. Судите сами: камеры регистрируют только машины, а не их владельцев. За то время, пока материал будет рассмотрен, машину можно переоформить, продать и так далее. И как результат — «теряется» хозяин, не говоря уже о потере времени. А сейчас наказание следует сразу, по факту.

Кстати, если правонарушитель не согласен с тем, что его «подловили» и настаивает на собственной невиновности, то разрешить конфликт помогает запись. И, как отмечает замначальника центра, к такой возможности актюбинцы прибегали уже не раз.

— У нас мало мониторов, и вывести все изображения с камер не получится. Поэтому мы просматриваем их поочередно. Все записи архивируются и хранятся. По опыту могу сказать, что, в основном, актюбинские водители попадаются на пересечении сплошных линий, выезде на встречную полосу, разговорах по телефону за рулем и за непристегнутые ремни безопасности. Например, в первом квартале мы выявили более трех тысяч нарушений только при помощи камер. Здесь и те, что касаются правил дорожного движения, общественного порядка и т.д, — продолжает Муханов.

Камеры установлены в общественных местах, где есть вероятность совершения преступления, на перекрестках. И если раньше насчитывалась пара-тройка «проблемных» зон, то сейчас места возможных преступлений меняются. Искоренить это возможно, вот только необходимо поставить больше камер, расширить охват, считает полицейский.

Пока заместитель начальника центра не заметил уменьшения числа нарушителей в связи с повышением размеров штрафов. Быть может, это лишь начало, и дело сдвинется с места.

— По-моему, не все водители поняли, что штрафы действительно возросли и больно ударят по карману. Вероятно, все еще впереди. Вспомните, сколько нам потребовалось времени, пока автолюбители и их пассажиры не стали добровольно пристегиваться. Очень сложно поймать за руку пешеходов, переходящих в неположенном месте. Но мы над этим работаем. Кстати, стали замечать интересную вещь – раньше, когда актюбинцы не знали о камерах, нарушений было больше. Сейчас они уже знают, что видеоустройство может зафиксировать их и чем чревато нарушение. В большей степени правила нарушают приезжие люди, — подытожил Талгат Муханов.

 

Дело в цвете?

Чаще всего в аварии попадают машины серого, серебристого и черного цветов. К таким любопытным выводам пришли эксперты одной из казахстанских страховых компаний.

Специалисты АО «Страховая компания «Kompetenz» проанализировали дорожно-транспортные происшествия за прошлый год с участием легковых автомобилей и определили, какого цвета автомашины чаще всего попадают в аварии.

Так, исследование показало, что наиболее аварийными являются автомобили столь любимых казахстанцами серого, серебряного и черного цветов. Хотя бы единожды в ДТП попадала фактически каждая пятая машина из этой группы. Эксперты объяснили это тем, что такие авто менее заметны на рассвете и в сумерках, плохо видны во время движения ночью, сливаются с трассами.

Также, по статистике компании, несмотря на свой яркий цвет, довольно часто в ДТП попадают автомобили красных оттенков. Именно их нередко выбирают молодые неопытные водители, часто женского пола.

А вот менее аварийными эксперты назвали автомобили белого, ярко-оранжевого, желтого и фиолетового цветов.

Баян САРИЕВА

 

 

Новости "АВ"