Символ независимости

Дата сдачи проекта: 16 декабря 2011 года Архитектор: Сагындык Жанболатов Высота: 20 метров Ширина: 13 метров Высота скульптур: 4,4 метра Размеры рельефного панно: 7 х 3,5 метра

Три месяца и три дня потребовались группе архитекторов во главе с Сагындыком Жанболатовым на проектирование Триумфальной арки «Мәңгілік Ел», ставшей символом Независимости Казахстана и одной из достопримечательностей столицы. О создании проекта «Вечерней Астане» рассказал его автор.
— Сагындык Смаилович, как появилась идея создания Триумфальной арки?
— В честь 20-летия Независимости Казахстана проводился конкурс архитектурных проектов, посвященный знаменательной дате. В то время я работал главным дизайнером в управлении архитектуры. Тогда у нас, группы архитекторов, и зародилась идея создания Триумфальной арки по типу монумента к 1 000-летию России, который находится в Новгороде.
Нурсултану Абишевичу идея очень понравилась, и он дал задание разработать два варианта арки: один — классический, другой — на наш выбор. Елбасы набросал на листке бумаги эскиз арки, кстати, я оставил его на память. Изначально на ней планировалась надпись «Қазақ еліне — жиырма жыл». Идея «Мәңгілік Ел» пришла потом.
Мы первым делом начали разрабатывать классический вариант.
В конкурсе участвовало много талантливых архитекторов, например, Владимир Гладких. Каждый проект Глава государства изучал лично.
Увы, при первом показе мой эскиз не попал на конкурс. В тот же вечер мне позвонил первый заместитель акима Астаны Сергей Хорошун.
— Где ваш эскиз? — поинтересовался он и попросил доработать до следующего дня и обязательно показать. На следующий день к 10 утра в Астану прилетал Нурсултан Абишевич.
На презентацию чертежи мы внесли отдельно. А сам проект выглядел как большая, красивая фотография, на которой была прорисована дорога и окружающий ландшафт. Помню, когда Президент вошел в зал, его внимание сразу привлек наш эскиз. Это и решило дело.
— Как долго шла работа над проектом?
— Мы проектировали арку три месяца и три дня. Как говорится, кочевники все строят быстро. Сделали арку высотой 20 метров. Эта цифра символична — она знаменует два десятилетия Независимости страны. Хотя я бы сделал ее выше.
Долго обсуждали место строительства арки. В конечном итоге выбрали улицу, которая носит название Мәңгілік Ел.
Расположение Триумфальной арки тоже не случайно. Одна ее сторона направлена на восход, другая — на закат солнца.
— Вы большой поклонник символизма, в каждый свой эскиз вкладываете определенный сакральный смысл. Заложен ли он и в Триумфальной арке?
— Разумеется. Любое архитектурное здание должно нести некую мысль. К примеру, в Индии каждый изгиб, каждая форма любого значимого сооружения и тем более памятника наполнены смыслом.
Триумфальная арка — не просто здание. Это символ. Подобные строения встречали в городах победителей, через них проходили воины, увенчанные славой.
Но у нас другой посыл: нам не нужны тяжбы и конфликты, это символ независимого государства, в котором народ живет в мире и стремится к новым достижениям.
Один из приемов — цвет. Здесь использована краска с мягкими хамелеоновыми свойствами. Когда ярко светит солнце — она белая, в пасмурный день или вечером становится серой. Все зависит от угла падения света. Арка словно драгоценный камень, переливающийся под лучами солнца.
Казан, установленный рядом с аркой, в древнетюркской мифологии символизировал единство и власть. При его создании мы опирались на образцы скифских времен. Каково же было наше удивление, когда получился казан, в точности повторивший образец, находящийся в Туркестане, и даже с масштабом один к одному.
По бокам арки на постаментах стоят люди. С одной стороны — мужчина и женщина, а с другой — древний и современный воины. В руках древних воинов мечи и щиты.
Угловые башни украшены казахским орнаментом и выкрашены в два цвета — светло-бежевый и темно-бежевый.
Наверху красуется гордый степной беркут.
Все элементы степной жизни, движения в веках мы постарались перенести в архитектуру.
И последнее, не менее важное — это надпись, которая украшает Триумфальную арку. Слово «Мәңгі» означает вечность. В свое время я участвовал в проекте «Аллея тысячелетия». Еще тогда мной было предложено название «Мәңгі ел», но оно, увы, не прошло. Во всех тюркских языках есть это слово. Оно посвящено стране, людям, народу, мечтающему о свободе, величии, достижении неприступных вершин, желании оставить после себя след в истории.
Егор СЕРЕГИН

Увидеть и влюбиться

Главный город страны прочно и навсегда вошел в жизнь казахстанцев, став для них символом Независимости, стабильности и благополучия. Председатель областного профсоюза работников здравоохранения Лаура Жазыкова делится с читателями «АВ» значением столицы для нее:
— Впервые я приехала в Астану в преддверии Нового 2003 года. Тогда усиленными темпами шло строительство новых правительственных зданий и жилых массивов. Город, устремившийся ввысь кранами, окруженный неприглядными металлическими заборами, за которыми не смолкал шум строительной техники, казался мне неприветливым и слишком суетливым. Сегодня, вспоминая тот первый свой приезд, я удивляюсь, насколько изменилась Астана.
Например, появилась Триумфальная арка. На торжественном ее открытии с участием Президента страны Н.А. Назарбаева мне посчастливилось побывать в составе актюбинской делегации в декабре 2011 года. Если вы знаете, Триумфальная арка в Париже строилась 30 лет, а астанинские архитекторы и строители возвели нашу за 3 месяца!
Астана для меня давно стала родным городом, и не только потому, что в столице живут мои дети и любимый внук. С каждым годом Астана становится все краше, появляются новые театры, парки, интересные архитектурные сооружения, и это восхищает и радует. Я достаточно часто бываю там по служебным и семейным делам, но в каждый приезд стараюсь узнать новости города, посмотреть какие-то достопримечательности. Всегда с гордостью убеждаюсь: наша столица стала центром мировых событий, притягивающим взоры всего мира. Особенным событием для меня, да и для всех казахстанцев стала Международная специализированная выставка «ЭКСПО-2017», которую я посетила в прошлом году. Размах выставочной площадки, уникальность построенного в виде огромной сферы казахстанского павильона «Нұр Әлем», представленные экспонаты удивили и переполнили сердце чувством гордости за нашу страну. Лично мне особенно интересно было ознакомиться с казахстанским павильоном, с разработками отечественных ученых в сфере возобновляемых ресурсов и зеленой энергетики. Честно говоря, гордость брала, когда с экранов казахстанские изобретатели рассказывали о своих предложениях и инновациях. Даже не верилось, что у нас в Казахстане, и не только в Астане, но и в других городах, имеется свой костяк серьезных ученых, которые при поддержке Елбасы и Правительства занимаются полезным и очень нужным трудом. Уверена, наши ученые также внесут свою лепту в развитие инновационной современной медицины!
Рада, что в июне прошлого года на выставке побывало еще 139 человек, работники отрасли здравоохранения и члены Казахстанского отраслевого профсоюза работников здравоохранения. Многие из них, особенно врачи и медсестры из аулов, впервые посетили столицу Казахстана, поднялись на Байтерек, прогулялись по набережной реки Есиль, посетили мечеть «Хазрет Султан» и увидели «Хан Шатыр». Конечно, все они были восхищены красотой нашей столицы, многие возвращались домой в Актобе с твердым намерением самостоятельно привезти в Астану детей на каникулы.
В канун двадцатилетия столицы хочется пожелать ей дальнейшего процветания и успехов. Радостно видеть на улицах этого города много молодых и преисполненных надеждами лиц — за этим городом и за этой молодежью наше будущее, пусть оно будет светлым!
Записал Санат РАШ

Новости "АВ"