Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сквозь призму сердца

Как начиналось послевоенное преображение Актюбинска и как решалась государственная задача по обеспечению горожан квартирами – в беседе с заслуженным строителем Казахской СССР, кавалером орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени Юрием Троицким. С его участием с 1960-го по 1998 годы в Актобе построено более половины объектов соцкультбыта и более 70 процентов жилищного фонда.[divider]

Родом из Актюбинска
Юрий Иванович – коренной актюбинец, родился в 1938 году. Мужская школа № 2 по улице Сталина (ныне Алтынсарина) к сентябрю 1945 года приняла первых послевоенных школьников, а до этого в 1941 году здесь располагался штаб 312-й стрелковой дивизии, позже – эвакогоспиталь. Класс, где учился наш собеседник, был первым послевоенным выпуском школы № 2. После школы – факультет промышленного и гражданского строительства Куйбышевского инженерно-строительного института.
– Деды мои с семьями приехали из Самарской губернии в 1905 году, чтобы работать на станции Актюбинск, так как оба были железнодорожниками, – рассказывает Юрий Иванович. – Жили мы по улице Карла Либкнехта, 90 (сейчас Шернияза), а так как рядом были стадион «Динамо» (ныне стадион при ДЮСШ № 2 – ред.) с катком, подъяр и гора на Кирпичном с лыжными трассами, то занятия спортом заполняли все свободное время: баскетбол, зимой – лыжи и коньки, летом – велосипед.

Начало пути
Распределившись в родной город в 1960 году, Юрий Троицкий получил должность прораба в управлении «Жилстрой» треста «Актюбстрой».
– Первые семь двух – и трехэтажных домов, которые я строил, располагались между улицей Маресьева и проспектом Победы, в 8 и 9 кварталах, – вспоминает собеседник. – Следующими объектами стали общежитие мединститута на Ленинском проспекте (ныне Абилкайыр хана) и школа на 520 мест рядом, сейчас СШ № 34 – с них начался главный проспект города.
В 1962 году меня направили в Кандагач и Эмбу возводить усилительные подстанции для линии связи Москва-Байконур-Ташкент, в 1963-м мы начали возводить в Актюбинске гостиницу «Илек» (сдали в 1964-м). Потом были гормолзавод, кинотеатр «Октябрь», Дом профсоюзов на улице Маресьева, Дом Советов. Когда в 1965-м были возведены два этажа Дома Советов, меня перевели на должность главного инженера в строительное управление № 2, строящее объекты соцкультбыта. Мы построили ДК химиков, все городские ПТУ, все школы, детские сады и магазины в 1, 2, 3 и 4 микрорайонах.
Замечу, что, когда начиналось возведение Дома Советов, вокруг была степь. И вдруг в этой степи выросли микрорайоны, рестораны «Арман», «Жастык», педучилище, столовая «Ласточка», первые 9-этажные кирпичные дома (в районе магазина «Электрон»), стадион, бассейн «Чайка», кафе «Спорт» (нынешний ресторан «Рахат»)! Интересным объектом стал радиоцентр в поселке Курайли с 205-метровой мачтой. Дело в том, что до 1970 года радиовещание велось из Оренбурга, а с вводом в эксплуатацию нового радиоцентра появился свой сигнал и Актюбинская радиостанция заработала в полную силу и самостоятельно. К новому радиоцентру прилагались и два 16-квартирных дома, которые также возвело стройуправление № 2.
В 1971 году Юрия Троицкого перевели главным инженером на Актюбинский домостроительный комбинат.

Абилкайырхана, 1. Вид со двора. Начало 60-х. | Фото из личного архива Юрия ТРОИЦКОГО

Человек и город
К началу трудового пути прораба Троицкого население Актюбинска насчитывало около 100 тысяч человек, а по мере развития региона увеличивалось буквально на глазах.
– Три года я был главным инженером ДСК, потом 25 лет его первым руководителем, – продолжил рассказ Юрий Иванович. – Что связано с этим предприятием?
История послевоенного экономического развития СССР состоит из двух этапов: восстановление предприятий, находящихся на линии фронта, и развитие тех, которые были эвакуированы в тыл, а также строительство жилья и объектов соцкультбыта, необходимых для полноценной жизни граждан. Этап восстановления народного хозяйства был завершен в кратчайшие сроки. Кстати, от него Актюбинску, помимо нескольких промышленных гигантов, осталась в наследство Махамбетовка. Замечу, что нынешняя Махамбетовка – малая часть той, где бараки ютились почти впритык к заводу ферросплавов. Но пора, когда строители коммунизма жили в бараках, сколоченных на скорую руку, прошла, и наступили 50-е годы, когда партия и правительство приняли решение обеспечить отдельным жильем каждую семью. После восстановления народного хозяйства встала задача создания индустрии жилищного строительства, а ускорить ее решение можно было, создавая конструкции новых домов в заводских условиях и собирая по адресу. Для переселения граждан из лачуг создавались строительные и проектировочные НИИ, которые разрабатывали новые дома. Не скажу, что они были комфортными: кухня 4,5 квадратных метра, совмещенный санузел… На деле же это был хоть и трудоемкий, но дальновидный план: разрабатывались технологии, новая организация труда, ГОСТы, обучались специалисты и т.д. В стране был запущен сплошной поток строительства, когда на домостроительных комбинатах изготавливали конструкции и из них возводили на стройплощадке жилые дома.
В Актюбинске производство железобетонных панелей началось в 1960 году – на полигоне под башенным краном. Первые 7 домов возводились в течение трех лет, и это был 5 квартал в районе ДК химиков (самый первый дом, 4-этажный, стоит на углу улиц Есет батыра и Красногорской).
Строитель Троицкий уточняет, что Актюбинский ДСК был создан в 1963 году, и возглавил его Лев Николаевич Мологин, родоначальник домостроения в нашем городе:
– Люди стали работать в тепле, в крытом помещении. Мы производили дома серии 464, которая постепенно усовершенствовалась. За время работы на ДСК я несколько раз занимался переоборудованием производства на выпуск более усовершенствованных конструкций: квартиры строились улучшенной планировки. А в 1975 году началось строительство домов серии 121: кухня 10 квадратных метров, ванную и туалет перенесли в район спальни, стал больше коридор. Первый экспериментальный дом серии 121 стоит на Есет батыра, возле поликлиники «Ветеран». 6-й микрорайон (квадрат между Абилкайыр хана/улицей Братьев Жубановых и проспектом 101-й Стрелковой бригады/улицей М. Оспанова) полностью состоит из таких домов.
По мере развития областного центра стал вопрос увеличения производственных мощностей ДСК. Технологическую часть Актюбинскому комбинату разрабатывал Московский ЦНИИЭП жилища, а строительную часть – Казпромстрой НИИпроект. В 1978 году началась реконструкция ДСК, и в 1982 году завод без остановки производства и снижения мощности перешел на новые технологии: стали выпускаться панели 5 – и 9-этажных домов серии 121, а мощность возросла до 120 000 квадратных метров жилья в год. Первая панельная 9-этажка сдана в 1982 году на углу нынешних улиц Оспанова/Ибатова.
– Получается, я активно участвовал в возведении первого кирпичного 9-этажного дома в Актюбинске и первого крупнопанельного, – продолжил собеседник. – А лебединой песней комбината стал 11 микрорайон. Когда мы рассматривали проект, сделанный «Актюбгражданпроектом», я озадачился: ну как сделать арки, повороты строений? Да и грунтовый слой проблемный… Завершили строительство за 5 лет! Комбинат был высокорентабельным, мы заключали договоры со многими НИИ, осваивали самые передовые технологии. Профессия строителя любого уровня была не только почетной, но и высокооплачиваемой, а Актюбинский ДСК стал одним из ведущих в Казахстане. По объемам лидировал Алматинский, но по технологиям и инновациям – Актюбинский. У нас была собственная проектная мастерская из 50 человек, и почти всегда на комбинате присутствовал сотрудник Московского НИИ, отслеживающий внедрение того или иного производства. Всего на строительном комбинате работало 1 500 человек.

Дом за 18 суток
В 1983 году предприятие стало именоваться проектно-строительным объединением «Актюбгражданстрой», но аббревиатура ДСК осталась в сердце каждого актюбинца. ДСК строил микрорайоны в Алге, Хромтау, Октябрьске (ныне Кандыагаш), Новотроицке Оренбургской области, Гурьеве, Кульсары, и даже в Байконуре один дом построен из актюбинских панелей. Щебень поставлялся из Мугоджар, песок добывался земснарядом на Илеке, цемент поставлял вышеназванный Новотроицк. Вся техническая база была своя, вплоть до железнодорожных платформ для перевозки конструкций! Технология монтажа была продумана так, что погрузка изделий на панелевозы соответствовала порядку монтажа на объекте. 90-квартирный дом монтировался за 18 суток! Завод и стройки работали круглосуточно, без выходных и ссылок на время года. Устроиться работать на Актюбинский ДСК стремились многие, а в квартире его директора телефон всегда находился у изголовья – жизнь кипела!
– Крановщиц башенных кранов называли птичками, и они выполняли ювелирную работу, – с упоением рассказывает Юрий Иванович. – Панель нужно так подать, чтобы не смахнуть монтажника и чтобы она как влитая вошла. Карта монтажа, расписанная на 18 суток, строго отслеживалась.
Почему не стало ДСК в Актобе? В 90-е народ активно стал уезжать, появился рынок вторичного жилья. Директор Троицкий договорился о поставке готовой бетонной продукции с Башкирией, о строительстве домов из актюбинских конструкций в Оренбурге, но тут подскочили таможенные пошлины, оплата за перевоз по железной дороге, дело стало нерентабельным. Завод, построивший более двух миллионов квадратных метров жилья, пришлось закрыть. И это при том, что к 1990 году в Актюбинске было уже около 250 000 жителей…

Слово профессионала
– Строительное движение в Актобе возобновилось в начале 2000-х, но в силу отсутствия генплана стройка велась за счет уплотнения городской территории, – рассуждает Троицкий. – До 2014 года я был в составе Актюбинского градостроительного совета и сейчас рад, что началось активное строительство новых микрорайонов. Желаю нынешним строителям слышать от горожан только слова благодарности. Хочется, чтоб Актобе стал еще красивее, а удобнее он делается, особенно с вводом новых транспортных развязок. Дело в том, что город вытянут вдоль железной дороги и реки Илек, а значит, нужно постоянно строить новые мосты и путепроводы – это дорого. Я считаю, раз мы станем городом-миллионником, дешевле развивать микрорайоны в сторону Бестамака.
У нашего любимого города большое будущее, желаю ему процветания!
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аслана Мусенова

Колонка "Взгляд"