Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

IMG_0788
С 24 сентября в течение трех дней мусульманский мир будет отмечать Курбан айт.
О значении главного праздника ислама и о том, как совершить жертвоприношение во имя Творца рассказали в областной центральной мечети «Нұр Ғасыр».
Праздник милосердия
Для чего нужен Курбан айт? Есть ли польза от этого праздника для личности и для общества в целом? Что нам дает жертвоприношение?
В дореволюционном Казахстане он был самым главным национальным праздником.
Курбан айт стирает грани социального неравенства, снимает напряженность в обществе и укрепляет дружбу. Пренебрежение богатыми бедных, неуважение бедными богатых, и зависть, в конце концов, могут привести к конфликту, росту преступлений и коррупции.
Безвозмездная раздача мяса жертвенного скота бедным, обездоленным и сиротам в дни празднования как раз будет способствовать устранению этих негативных явлений.
Курбан айт — это безалкогольный праздник и самый подходящий момент для привития подрастающему поколению навыков здорового образа жизни. Фазыл Абдижалелулы, врач

 

В этот день Айт намазы во всех мечетях начнется ровно в 8 часов. По словам наиб-имама областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Серикжана Еншибая, Курбан айт — это самый большой праздник для мусульман, поэтому в ряде исламских стран выходные длятся до недели. И в эти дни все улицы украшаются, каждая семья отмечает праздник.
— И мы стараемся отметить праздник на высоком уровне, — говорят имамы. — В этот день перед областной мечетью после намаза с десяти часов будут проводиться состязания по национальным видам спорта. Также будут установлены юрты с накрытыми дастарханами. В городской мечети будет дан ас.
Кроме того, подчеркнули священнослужители, этот праздник — лучший повод примириться с близкими, с кем вы в обыденное время были в ссоре. В эти дни можно и нужно посещать своих родных, друзей, дарить им подарки.
У казахов есть даже традиция, связанная с этим — айттык. Это когда люди ходят к родственникам и поздравляют с праздником. Естественно, хозяева накрывают айт дастархан и непременно, кроме угощения, дарят гостям подарки — айттык. По этому поводу в исламских странах есть своя традиция — все дети, которые находятся вдалеке от дома, во время Курбан айта должны отложить все дела и в обязательном порядке посетить родительский дом. Не проведав родителей в священный праздник и не поздравив их, можно запросто получить взамен благословения осуждение от окружающих.
* * *
Приступать к обряду жертвоприношения необходимо после молитвы. Не будет считаться жертвоприношением, если скот режут до Айт намаза или же через три дня после Курбан айта.
— Само слово «курбандык» (жертвоприношение) означает «приближение», «приблизиться». Совершив жертвоприношение, правоверный приближается к милостыне Аллаха, и его молитвы и пожелания будут услышаны и приняты Аллахом. В эти дни ни в коем случае никто не должен сомневаться, что его молитвы не будут услышаны Аллахом, — пояснил наиб-имам областной мечети «Нұр Ғасыр» Серикжан Еншибай.
Жертвоприношение во время Курбан айта в Актобе будет организовано в двух местах — за зданиями областной и городской мечетей, где можно будет купить скот, а также заколоть его.
По словам главного имама городской мечети Бахытбека Тажимбета, у людей бытует мнение, что при покупке скота для жертвоприношения не стоит торговаться.
— Возможно, такую легенду придумали сами торговцы. Поэтому мы просим их не повышать цену, — обращается к торговцам имам.
Но жертвоприношение обязаны принести все правоверные, кто имеет такую возможность.
— Есть три вида поклонения Аллаху. В первую очередь, своим телом, когда пятикратно читаешь намаз. Также поклоняешься Ему внутренне, держа уразу. Что касается Курбан айта, то человек поклоняется Аллаху своим имуществом, пожертвовав скот и раздав его, — пояснил Бахытбек Тажимбет.
Сам пророк Мухаммед также приносил жертву от своего имени, от имени своих детей и приверженцев. К примеру, он обратился к своей дочери Фатиме: «Фатима, я собираюсь от твоего имени принести жертвоприношение, поэтому приходи и посмотри. Аллах простит все твои грехи, пока кровь от него еще не достигнет земли, так как ты выполняешь волю Аллаха».
Человек, от имени которого делается жертвоприношение, должен в это время держать животное или касаться его. На худой конец, если он боится, должен присутствовать и наблюдать за процессом. Бывает, человек выезжает по каким-либо причинам, хотя изъявляет желание принести жертву, в таких случаях близким разрешается сделать жертвоприношение от его имени.
— Но желательно, чтобы раб Божий сам резал скот, — отмечают священнослужители.
* * *
Итак, во время Курбан айта можно принести в жертву барана, козу, корову или верблюда. Мелкий рогатый скот (овца или коза) режется от имени одного человека. Если позволяют возможности, можно принести жертву от имени каждого домочадца или сразу несколько животных от одного, количество не ограничивается. Что касается крупного рогатого скота, то корову или верблюда могут резать, объединившись до семи человек.
— Главное условие: у всех должна быть мысль об исполнении воли Аллаха. Если кто-нибудь из них сдает деньги с целью, чтобы запастись мясом, то и у всех остальных, будь то один или шесть человек, это не будет считаться  жертвоприношением, — отметил наиб-имам. — Для Творца не нужны кровь или мясо животных, главное — чистое сердце, покорность правоверных. Для этого во время процесса не забудьте повторять «Аллаху Акбар». Дни Курбан айта называются днями возвеличивания Всевышнего, поэтому не только после каждого намаза, но в целом в праздничные дни в обязательном порядке нужно восхвалять Аллаха.
Возраст мелкого рогатого скота должен быть от одного года, если скот крупный, можно колоть и полугодовалого. Корова должна быть двухгодовалой, верблюд — пятилетним. Скот должен быть здоровым, не годятся для жертвы хромые, слепые и прочие. Есть ли у животных рога или нет, самец или самка, значения не имеет.
В то же время нелишне будет учесть некоторые правила. К примеру, нож должен быть острым, и его нельзя точить на глазах у животного. Одна из четырех ног у животного должна быть свободной, не привязанной, и надо дождаться, чтобы вытекла вся кровь.
Также напомним, мясо животного делится на три части — родственникам, соседям (обездоленным, малоимущим) и самим себе. Кстати, мясо разрешается раздать как в сыром, так и в вареном виде. Можно прибегнуть к услугам мясников, хотя правоверный может обойтись и без их помощи.
Следует обратить внимание, что труд мясника должен оплачиваться отдельно, то есть нельзя ему отдать часть мяса или шкуру в виде оплаты. Вырученные от продажи шкуры деньги тоже нельзя отдать мяснику как оплату или использовать для своих личных целей: они тоже садака. Он также вправе сам распоряжаться, оставить в мечети часть или целиком, или же вовсе забрать все с собой.
Как сообщили в мечети, поступившее к ним мясо будет распределяться по социальным учреждениям и нуждающимся, список которых предоставят местные власти.

Пятый столп
Около 180 правоверных актюбинцев находятся в эти дни в Мекке, где выполняют пятый столп ислама — совершают хадж. Правда, точных данных, сколько актюбинцев выехало для паломничества в эти дни, нет.
— Может, и больше, но не меньше, чем в предыдущие годы. При квоте 5 тысяч человек на Казахстан, из нашей страны в Мекку выехало примерно 4 800 человек, — говорит главный имам городской мечети Бахытбек Тажимбет.
В начале 2000 года Духовное управление мусульман Казахстана просило 5 тысяч квот, но паломничество совершали 2-2,5 тысячи мусульман. Число паломников начало расти примерно с 2010 года, хотя еще не достигло разрешаемых 5 тысяч мест.
Известно, что из актюбинцев среди паломников главный имам Кандыагашской мечети Нуриддин Баймурзаев, который получил такой подарок от акима области во время уразы. За счет Духовного управления мусульман Казахстана хадж совершают еще два известных актюбинца — имам мечети поселка Шубарши Темирского района Жансеит Калменов и устаз (учитель) актюбинского медресе Саламат Картабаев. Имам Айтекебийского района Мухитдин Болатулы выехал на средства спонсоров. Помимо них, в Мекке находится и главный имам Актюбин-ской области Абдимутали Дауренбек, который выступает в качестве гида.
Паломничество в Мекку является обязанностью для мусульман, которые имеют возможность поездки. Но правоверный не должен откладывать поездку на потом, до следующего Курбан айта.
— Достаточно совершить хадж всего лишь раз в жизни, — поясняют священнослужители. — Следующие поездки — это воля самого верующего и не считается грехом. Само понятие хадж имеет еще значение — захотеть ездить туда вновь и вновь. Поэтому многие после первого паломничества мечтают побывать на священной земле еще и почувствовать ауру, когда в один момент стекаются около пяти миллионов человек со всего мира. Правда, будет считаться грехом, если правоверный начнет хвастаться кратностью паломничества. Это в исламе считается одним из больших грехов.
Основными условиями совершения паломничества, во-первых, является состояние здоровья самого паломника. Во-вторых, его семья не должна нуждаться ни в чем во время его отсутствия. В-третьих, паломник и его семья не должны иметь долгов.
Статус кажы обязывает человека быть воспитанным, показывать себя с образцовой стороны не только словом, но и делом. Кажы не должен сквернословить, не может не только убить птицу или насекомых, ему не разрешается даже содействовать процессу. Главным условием принятия в кажы является то, что человек не должен совершать плохие действия до паломничества и после.
Подготовил Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"