Страна Великой степи

Бактыбай УТЕМИСОВ, профессор Казахско-Русского Международного университета, кандидат исторических наук

Бактыбай УТЕМИСОВ,
профессор Казахско-Русского
Международного университета, кандидат исторических наук

Только история поможет сформировать образ нашего государства.

Президент страны Нурсултан Назарбаев на протяжении всех лет независимости уделяет первостепенное внимание вопросам истории нашего народа и государства. В Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: Рост. Реформы. Развитие» он, обращаясь к историческим истокам нашей страны, сказал: «Сегодня многое зависит от нас, начавших наш Великий Казахстанский путь и идею Мәңгілік Ел». Эти слова еще раз призывают нас к сохранению культурно-духовного кода нации, формированию нового исторического самосознания Казахстанского народа.
Наш Казахско-Русский Международный университет в Актобе в течение всей своей
22-летней деятельности главное внимание уделяет реализации указаний нашего Президента о том, что укрепление межнационального единства на основе исторического сознания, сохранение культурного наследия являются казахстанскими приоритетами.
Можем сказать, что именно на эти приоритеты наш университет был ориентирован с первых лет своего основания. В августе 1998 года Нурсултан Назарбаев, во время своего посещения нашего университета, высказал предложение о его названии и придании ему международного статуса в соответствии с декларацией о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией.
Для реализации этой непростой задачи нужно было создать соответствующую материально-техническую и учебно-методическую базы. Руководство университета, можем сказать уверенно, с этой задачей успешно справилось. Сегодня научно-педагогическая и студенческая общественность КРМУ по праву гордится своим университетом. Гордость университета — это не только архитектура его корпусов, но и образовательно-гуманитарный, духовный уют.
Мнение общественности о гуманитарной направленности нашего университета ценно для руководства вуза, потому что оно соответствует тем задачам, которые ставит наш Президент перед страной. Его слова о том, что «в условиях глобальных вызовов адекватный ответ мы сможем дать только при условии сохранения нашего национального кода» являются императивом деятельности всего профессорско-преподавательского состава КРМУ. Мы хорошо понимаем также, что в современных условиях ключевым фактором развития все больше становится интеграция гуманитарных наук. Поэтому в стенах университета регулярно проводятся научно-теоретические конференции, семинары, научные форумы по проблемам базовых ценностей общества в эпоху глобализации.
Одним из таких мероприятий явился международный научный форум на тему «Интеграция гуманитарных наук как ключевой фактор развития современного общества», проведенный на базе КРМУ в сентябре 2015 года. Обстоятельное обсуждение получили проблемы интеграции гуманитарных наук в свете научной парадигмы ХХІ века, роли и месте ученых в диалоге культурных традиций, но главной темой форума стала проблема отечественной истории в мировом сообществе, в том числе и в Казахстане.
Собственно, именно эта тема, нам думается, вызывает особый интерес для обмена мнениями на страницах печати. В сфере гуманитарных наук сегодня особую актуальность приобрела представленная Президентом проблема достижения общенациональной идентичности. Для сохранения исторической памяти многие народы утверждают неформальные названия своих государств. Нурсултан Назарбаев в своей речи на торжественном собрании, посвященном 550-летию Казахского ханства, напомнил, что «в мире есть много примеров, когда тот или иной народ наряду с официальным названием своего государства использует особое неформальное понятие». В казахстанской общественности таким неформальным названием нашего государства, народным именем страны находит признание идея «Ұлы Дала елі». «Нашу священную землю, — сказал Нурсултан Назарбаев, — издревле называют Великой степью, а нас — детьми Великой степи. Поэтому сегодня и навсегда наш Казахстан — это Ұлы Дала елі (Страна Великой степи). Именно таково народное имя нашей любимой отчизны. Оно отражает и прошлое, и настоящее, и будущее нашей Родины».
Действительно, Страна Великой степи практически зеркально отражает тысячелетия кочевого образа жизни, кочевой культуры, философии, кочевой цивилизации на обширных степных просторах Казахстана.
Можно привести множество других стран, народы которых своим государствам присвоили неофициальные народные названия.
Эти названия присваивались, как говорится, не просто так, не ради красного словца, а преследовали далеко идущие цели. Это, прежде всего, формирование генетического кода нации, народа, общества. Ответов о сущности генетического кода мы больше всего находим у Конфуция, который в мировой философии известен как традиционник. Конфуций был защитником всего, что утвердилось в нации и народе. Советовал беречь всегда национальные и народные особенности, сохранять традиции и обычаи и связанные с ними ритуалы и обряды.
Когда у Конфуция спросили, как достичь единства и сплоченности народа, он ответил: надо сохранять традиции и обычаи. В Японии, Китае и в целом ряде других государств на протяжении веков проблема сохранения и совершенствования генетического кода народа является основой всей идеологической, общественной и воспитательной работы. При этом эти государства стремились как можно меньше допускать влияния извне. Но когда уже достигли упрочения национального генетического кода, когда поняли, что он незыблем и никакие внешние влияния его уже не могут деформировать, тогда они широко открыли свои двери для мира, для перенятия опыта.
Проблемы формирования народной идентичности, утверждения генетического кода постоянно находились в поле зрения многих и европейских государств.
В Европе эта задача реализовалась в основном на базе идеологии консерватизма. Фактически конфуцианство и консерватизм очень схожие по своим принципам идеологии. И в той, и в другой идеологии главная суть – сохранение того, что признано обществом. Многие государства Европы, такие как Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Ирландия, Швейцария, для сохранения генетического кода своих народов использовали принципы идеологии консерватизма. Но особое положение среди них занимает Англия — страна «Туманного Альбиона». Как известно, в этом государстве нет утвержденной, написанной в виде печатного издания Конституции. Все законы, принятые и принимаемые, основаны на национальных народных традициях и обычаях. То, что в этой стране вместо Конституции действуют национальные обычаи и традиции, — это феномен, это явление, которому нельзя не удивляться. Но зато вековые традиции обеспечили незыблемость национальной идентичности.
Что выиграли эти народы, которые веками не жалели своих сил, чтобы в неизменном состоянии сохранить свой генетический код? Они научились видеть мир своими глазами, через призму своих интересов. После этого никакие внешние экспансии не подвергнут их деформации, не смогут расшатать.
Для примера можно вновь взять Англию. Страна идеологии консерватизма, сохраняя все, что достигнуто, скрупулезно охраняет сложившиеся в обществе духовные, социальные, экономические, политические отношения. Англичане свой язык превращают в международный. Наподобие предприимчивых японцев, написав историю своего государства, они приступили к написанию истории других государств.
Между тем участники научного форума, о котором мы говорили выше, из всех обсуждаемых тем на главное место выдвинули проблему отечественной истории. В основе работы всех приведенных нами государств, которые формировали и формируют свой генетический код, всегда находилась проблема отечественной истории как учебной дисциплины, как исторической науки. Эти государства никогда не упускали из поля зрения вопросы преподавания, финансирования изучения своей истории.
Во многих этих странах отечественная история находится в ведении (подчинении) не определенного ведомства (как Министерство образования), а в подчинении правительства. Думается, что это результат понимания, что отечественная история — это единственная среди всех учебных дисциплин, которая подлинно обеспечивает патриотическое воспитание молодежи и общества.
Участники форума с большой озабоченностью отмечали, что в Казахстане отечественная история как учебная дисциплина вы-глядит как наука, выпавшая из поля зрения.
В первые годы независимости (90-е) истории Казахстана в вузах было выделено 75 часов. Но позже по непонятным причинам их сократили до 45 часов. Кафедры истории Казахстана в вузах то открываются, то закрываются. Государственные экзамены по истории Казахстана переведены на тестирование. Хотя нет официального запрета на проведение госэкзамена устно, но из-за ограниченности количества часов проведение его в устной форме стало невозможным. На основе тестирования стало трудно оценивать объективно знание студента.
Раньше, когда еще не было введено тестирование, на лекциях информация о жизни и деятельности выдающихся исторических личностей оказывала на студентов сильное эмоциональное воздействие.
Тестирование как форма контроля знаний студентов в вузах Казахстана было введено в 2003 году в связи с требованиями Болонской конвенции, в которой инициаторами выступали Италия, Франция, Англия, США и другие западные страны. Но они вскоре отказались от этой затеи как от неэффективной формы контроля за знаниями студентов. В казахстанских же вузах упорно сохраняют тестирование, вероятно потому, что это наиболее упрощенный метод проведения экзаменов и всех других форм контроля.
И что же мы получили? Мы получили то, что для студентов самой трудной работой стало отвечать устно. Они совершенно беспомощны в формулировании своей мысли. По единодушному мнению участников научного форума, студенты в казахстанских университетах, в том числе и грантники, в течение четырех месяцев семестра не могут устно связать даже четыре фразы. Если мы такие большие охотники перенимать метод других стран, почему мы не перенимаем то, как у них относятся к своей отечественной истории!
Участники научного форума привели множество примеров о том, что в университетах большинства стран, в частности, России, Германии, Индии, Турции, отечественную историю студенты изучают на первых курсах, но сдают госэкзамен на последнем. В промежутке проводятся многие другие занятия в ранге дисциплин, как, например, письменные сочинения по отечественной истории, которые используются для проведения собеседований. На их основе определяется уровень готовности студента сдавать государственный экзамен.
В Индии по отечественной истории существует несколько учебных дисциплин. По каждой из них студенты сдают государственный экзамен. В Турции две учебные дисциплины: до Ататюрка и после Ататюрка. По каждой дисциплине студенты сдают госэкзамены отдельно. Во всех этих странах госэкзамены по отечественной истории проводятся в устной форме с применением широких форм собеседования.
Казахстанские историки, сравнивая статус отечественной истории в других странах со статусом ее в Казахстане, отмечали ощущение некоего расхождения между желаемым и действительностью. С одной стороны, всем своим обществом вроде бы знаем, что нужно делать, но с другой, нет реализации того, что желаем. В 2007 году государственный экзамен по истории Казахстана в вузах нашей страны был вообще отменен. Но историки вместе с учеными других гуманитарных наук смогли добиться восстановления экзамена. Этот пример придает нам уверенности, что проблемы отечественной истории в Казахстане будут решены.
Общеизвестно, что будущее общества, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине невозможно без опоры на историческое прошлое народа.
Президент страны Нурсултан Назарбаев говорил: «Будущее народа, который не помнит свою историю, будет туманным». А изучать в отечественной истории Казахстана есть что. У казахского народа чрезвычайно глубокая и богатая история. На территории современного Казахстана люди появились более миллиона лет назад. Такой историей редко какой народ может похвастаться. Например, в Америке впервые люди появились всего 50 тыс. лет назад. За миллион лет нам досталось богатое наследие. К примеру, собранный устный казахский фольклор составил 100 томов. Безусловно, казахи — один из древнейших аборигенов Евразии. Чествование в этом году 550-летия Казахского ханства — это своего рода дань поколений по воссозданию истории казахского народа. Оно еще раз заставляет нас задуматься о глубинных истоках истории нашей Великой степи.
Нурсултан Назарбаев, ссылаясь на акына Жубана, еще раз напомнил слова: «Казахи — народ, тысячу раз умиравший, тысячу раз воскрешавший». В истории Казахстана нет ничего, чего мы могли бы стыдиться. Нам дорога каждая страница родной истории, написанная потом и кровью наших великих предков.
Наш Казахско-Русский Международный университет, его профессорско-преподавательский состав как один из крупных научных, образовательно-гуманитарных центров Западного Казахстана проявляет готовность принимать активное участие в решении задач, стоящих перед казахстанской отечественной исторической наукой.

Новости "АВ"