Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Светлый путь Абая

абай_reswm

Поэт Абай Кунанбаев, свет и гордость казахского народа, родился 10 августа 1845 года на территории нынешней Семипалатинской области, на склонах гор Шынгыстау.
Абай происходит из знатного и богатого рода биев. Его прадед  Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты.
Огромную роль в становлении характера и его взглядов сыграл отец Кунанбай. Жизнь и творчество поэта в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца.
Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, — мать Улжан, добрая и мудрая женщина. Она была из богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми розыгрышами. Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов.
Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и учителем.
Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к внуку, раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая. Зере была большой мастерицей устного рассказа,  умела излагать красочно и интересно.
Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием он выбрал нелегкий путь борца за человеческое счастье.
В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ, примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племенами. Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников. Можно предположить, что Абай скорее получил знание об истории Степи через народную мудрость, чем через образование в медресе. Народные сказатели, ораторы, поэты, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчества Абая. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказителей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.
В его родном доме всегда с радушием встречали та-лантливых и мудрых людей.
Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать произведения. Поэтому многие труды навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.
Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Сам он не раз признавался, что если бы обрабатывал свои творения, они, наверняка, стали бы более совершенными. Но и в том, первозданном виде, творения поэта являются высшими образцами человеческого гения.
Первые стихи он опубликовал от имени своего друга Кокбая Жанатайулы. В 1886 году аул Абая располагался на берегу реки Баканас. Переезд на жайляу (летнее пастбище) после долгих суровых дней зимы, человеческая любовь к земле-матери, зеленая трава и людская радость глубоко тронули сердце Абая. И он создает один из своих шедевров «Лето – солнечная пора». Это произведение было напечатано в 1889 году в газете «Дала уалаяты». Впервые в жизни он остался доволен своим творением. После этого Абай по-новому осознает силу и мощь поэзии и полностью посвятит жизнь искусству слова.
Аул Абая был в свое время одним из своеобразных центров казахской культуры, средоточием талантов. Поэт собирал вокруг себя одаренную молодежь, пропагандировал среди нее образование, культуру и искусство, вводил ее в большой мир поэзии. Это начинание Абая с энтузиазмом поддерживали его дети, родственники, близкие. Они часто собирались послушать Мухамеджана, Альмагамбета, скрипача Мука и других талантливых людей. Многие вечера в ауле Абая становились праздниками поэзии и искусства.
Поэт, осознавая способность песни через мелодию передать красоту мира, не терпел бесталанных произведений.
Он сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда. Некоторые песни в наши дни воспринимаются как народные творения.
Дети Абая также любили песни и стремились учиться игре на музыкальных инструментах. Представителями поэтической школы, сложившейся при Абае, были его сыновья Акылбай, Абиш, Магаш, сын старшего брата Кудайберды — Шакарим, друзья и ученики — Кокбай Жанатайулы, Арип Танирбергенов, Асет Наймамбетов и другие.
Имя гениального сына Степи, великого поэта казахского народа, мыслителя, ученого, композитора Абая в наше время известно всему миру. Мухтар Ауэзов написал о нем прекрасную эпопею «Путь Абая». Стихи и песни, философские воззрения, слова и мысли его находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной.
Колониальная политика тогдашней России была направлена на подавление, раздробление покоренных народов, на то, чтобы держать их в темноте и невежестве. В стихах Абая звучит тревога за судьбу, будущее своего народа:
«Время — пряди тумана вдоль гребней гор.
Ты с надеждой глядишь в туманный простор,
Ты следишь за потоком безликих дней,
Вечной сменою их утомляя взор».
В творениях поэта явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией.
Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство.
Произведения Абая вдохновляют молодое поколение на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру. Они всегда актуальны.

Абай Кунанбаев

Измучен, обманут я всеми вокруг,
Меня предавали и недруг и друг.
Средь близких и дальних почти не найти,
Кто б ни был причиною горестных мук.

Один из-за выгод приятель тебе.
Споткнешься — покинет в неверной судьбе,
Не скажет тогда: «Я такой же, как он», —
И рядом не встанет в неравной борьбе.

Тот — низкий стяжатель, тот — взяточник, вор.
Для них твои цели и помыслы — вздор.
Пустые лукавцы, рабы суеты.
На ком остановишь с надеждою взор?

Трепещут за скот, за добро богачи:
Ведь грабят кругом и воруют в ночи –
Там стадо угнали, ограбили тут, —
В тревоге, насупясь, сидят, как сычи.

Торговлей не могут заняться купцы –
Бедняги не сводят с концами концы:
Поверишь на слово — не взыщешь потом,
Долгов не хотят признавать подлецы.

Судья презирает свой сан и закон,
К злодеям, к ворам снисходителен он, —
И множится зло, расцветая вокруг,
И нет преступленьям преград и препон.

Завидуют злобно свои своему,
Не внемлет, не верит никто никому.
И дети, и брат, и жена, и твой друг
Тебе ж изменяют в твоем же дому.

На честного тысячи плутов кругом,
Как тут в одиночку бороться со злом?
Распутство и пьянство повсюду царят,
О дружбе, о пользе нет мысли ни в ком.

Где солнце смеялось земле и цветам –
Осенняя слякоть и сумерки там.
Скандалы и распри мертвят, как зима.
Раздолье — мерзавцам, разор — беднякам.

К заслугам, к летам — уважения нет,
Стяжатели вылезли гордо на свет.
За деньги все рады позорить и чтить,
Мгновенно в любой перекрасившись цвет.
1886

Где стойкий друг народа?
Исчезла верность слову.
Кто честен — нет им хода.
Коварство, сплетни, ковы…

Заслугам нет признанья.
Споткнулся — нет прощенья.
Держись на расстоянье,
Не знай ни с кем общенья.

Над всем царит нажива,
Тщеславью нет предела.
Все в болтовне хвастливой
Себе находят дело.

Наглеет враг лукавый,
Изменой друг изводит.
В догадках — где же правый? –
Народ всю жизнь проводит.

Но честных и отважных
Узнает всякий сразу.
Лишь не узнать продажных
Пройдоху и пролазу.
1889

Сердце — море, сокровище — в глубях его:
Это радость. Без радости сердце — мертво.
Если сердце устало, лишилось огня,
То и телу от жизни не ждать ничего.

Чувство теплое дружбы и чувство вражды –
Это только горячего сердца плоды.
Честь и совесть свою береги; с остальным,
Как ни жаль, умирая, расстанешься ты.

Кто стареет, теряет свой пламень былой
И желанья порыв затихает любой.
Жизнь становится трудной, советы дает;
И нетвердо идешь, словно скользкой тропой.
1902

Я надеялся — листья надежды желты.
Я так долго мечтал — обманули мечты.
Сердцу тяжко, тревожно, когда вдалеке
Проступают тех дней дорогие черты.

То не жизнь позади, а несбывшийся сон!
Лучше б жил я от светлой мечты отрешен.
Погляди на себя: есть ли сила в руках,
В сердце — жар, и лицо разрумянил ли он?

Как миражам степным, людям
верить нельзя.
Мир и правда чужды им: друг другу грозя,
Лгут, лукавят; заемные мысли у них.
Поступайте, как сердце велит вам, друзья!

Осень
Тучи серые, хмурые, дождь недалек.
Осень. Голую землю туман заволок.
То ль от сытости, то ль, чтоб согреться,
резвясь,
Стригунка догоняет в степи стригунок.

Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих
Звонкий гомон детей, смех парней молодых,
И  деревья, как нищие старцы, стоят
Оголенные,  листьев лишившись своих.

Кожу бычью, овечью в кадушках дубят.
Чинят шубы и стеганый старый халат.
Молодухи латают дырявые юрты,
А старухи неделями нитки сучат.

Косяком потянулись на юг журавли.
Караваны верблюдов под ними прошли,
И в аулах — уныние и тишина.
Смех, веселые игры остались вдали.

Дуют ветры, становится все холодней.
Стужа мучает и стариков и детей.
Псы голодные ловят мышей полевых,
Не найдя, как бывало, объедков, костей.

Ветер пыль поднимает — над степью черно.
Осень, сыро. Но так уже заведено –
Плох обычай! — нельзя разжигать очага.
В наших юртах теперь неуютно, темно.
1888

 

крылатые фразы

*  *  *
Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель — один ты сам.

*  *  *
Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.

*  *  *
Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.

*  *  *
Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.

*  *  *
Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.

*  *  *
Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты — сын человека.

*  *  *
Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом.

*  *  *
Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

*  *  *
Пустая молодость — беда.

*  *  *
Плохой друг, как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь.

*  *  *
Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.

Колонка "Взгляд"