Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Светскость и образование

dsc_7656_reswm

Кадровый вопрос духовенства в нашем регионе решится буквально через два-три года, и разночтения канонов ислама разрешатся сами собой. Так считает руководитель управления по делам религии Бауыржан Есмахан.   

Кадры решают все
%d0%b5%d1%81%d0%bc%d0%b0%d1%85%d0%b0%d0%bd_reswm— Кадровая проблема у нас есть, и мы не отрекаемся от советской аксиомы, — говорит руководитель управления по делам религии Бауыржан Есмахан. — После распада СССР была дана свобода вероисповедания и везде строили мечети, но столкнулись с проблемой кадров. Это подобно больнице без врачей или школе без педагогов. Если честно, именно из-за отсутствия грамотных имамов в духовенство проникли представители нетрадиционных течений.
По его словам, на сегодня в Актюбинском медресе обучаются 56 воспитанников. До этого выпускались более 20 шакиртов, но многие из них решили продолжить обучение в университете «Нұр Мұбарақ» в Алматы. Остальные работают наиб-имамами или устазами. К примеру, в этом году к нам в местные мечети приехали четыре специалиста из университета «Нұр Мұбарақ» и три выпускника из Актюбинского медресе. На данный момент в медресе учатся 16 актюбинцев.
— Это неплохой результат, — продолжает собеседник. — Ежегодно увеличивается число молодежи, желающей получить духовное просвещение. Было время, когда еле находили пять-шесть человек. Доходило до того, что приходили в медресе те, кто не смог поступить никуда, и родители приводили детей просто в совершенно бесплатное учебное заведение. Сейчас ситуация изменилась в корне.
Помимо этого, в том же университете «Нұр Мұбарақ» обучаются 36 актюбинцев. Еще 34 учатся в Исламском университете в Казани в рамках меморандума между центром «Ансар» и данным вузом. Оплачивают их обучение в основном спонсоры.
Бауыржан Есмахан отметил, что большинство наших старых религиозных книг, в том числе и Коран, издавались именно в Казани: пришедшие из Татарстана муллы-муталисты не принесли с собой каких-либо течений.
— Выбрали Казань потому, что она ближе к светскости, — подчеркивает он. — Своими глазами видел, как служащие казанских мечетей ходят в галстуках, хотя на голове тюбетейка, а сверху чапан. Главное, в повседневной жизни у них закрыты постыдные места. Еще одна немаловажная деталь — обучение проходит на русском языке. Как-никак, сами знаете, нам понадобятся теологи и имамы, которые смогут провести личные встречи на русском языке.
Напомним, года два назад известный теолог Аскар Сабдин заметил следующую тенденцию: приверженцами радикальных структур становятся представители наций, которые издревле не исповедовали ислам.
В то же время население критически отнеслось к призыву министра по делам религии и общественного согласия РК о том, что проповеди в мечетях надо вести и на русском языке.
Комментируя высказывание министра, Бауыржан Есмахан пояснил, что министр имел в виду русскоговорящих приверженцев нетрадиционных течений.
— Есть и среди казахов мусульмане, которые не понимают свой язык, — сетует руководитель управления по делам религии области.

Мечеть без имама или жамагата
Многие насущные проблемы в духовной сфере нашей области были решены благодаря работе республиканской группы из Астаны в рамках пилотного проекта «Халықты қауіпсіздікпен қамтамасыз ету». Тогда в наш регион вместе с представителями из нескольких министерств и правоохранительных структур прибыли опытные теологи и имамы, в том числе наиб-муфти: главные имамы столичных мечетей «Азирет Султан» и «Нур Астана».
К примеру, за прошлый месяц в шести из семи пустующих мечетей назначены имамы. По словам Бауыржана Есмахана, молельные дома в основном находятся в сельской местности.
— В городе и районных центрах в этом плане проблем нет, — заверил он. — Но есть другая проблема: в  аулах есть мечеть, но нет жамагата. Порой даже на пятничные намазы приходят единицы. Туда, естественно, не пойдут высококвалифицированные специалисты после университета.
Мы же хотим, чтобы имамами там работали люди по окончании медресе или специальных курсов из числа местных жителей. Приезжие через определенное время захотят вернуться назад, в более многолюдные места. Поэтому малочисленные мечети планируем переименовать в намазхана, которые будут открываться только во время молитв. Там нет необходимости держать специалиста, достаточно муллы, который бы присматривал за зданием. Такое положение прописано и в уставах.

От 7 до 70.
Женский вопрос  
В области находит решение еще одна проблема — отсутствие теологов из числа женщин.
— Среди приверженцев нетрадиционных течений есть и женщины, а также вдовы или жены тех, кто осужден за экстремизм и терроризм, — говорит Бауыржан Есмахан. — Они отказываются от беседы с теологами-мужчинами, ссылаясь на религиозные каноны. Это их право. Поэтому нам требуются опытные специалисты-женщины.
По его словам, для выхода из положения в  прошлом году на базе мечети «Рахым», что на улице Овражная, в старой части города, по согласованию ДУМК открыты курсы для женщин.
Сегодня здесь работают три устаза, которые преподают курсы по ликвидации безграмотности. Туда приходят даже те, кто намерен просто что-либо узнать об исламе. Обучаются в женском центре примерно 150 девушек и женщин в возрасте от 7 до 70 лет.
Кстати, среди обучающихся в Российском исламском институте (РИИ) в Казани и университете «Нұр Мұбарақ» есть и женщины.
— В целом за два-три года в области можно решить кадровую проблему. Придет время, и мы будем сами различать кто есть кто, — убежден Бауыржан Есмахан.

Наши пробелы
— Наши имамы не должны думать, что светскость — это безбожие, когда не исполняются столпы религии.  Надо религию связывать с мировыми процессами современности. Сам Пророк занимался торговлей, обзавелся семьей и детьми, то есть занимался житейскими проблемами.
Поэтому мы ставим вопрос перед своим министерством — отправить по программе «Болашак» опытных имамов не на религиозные, а на гуманитарные специальности за рубеж, в европейские страны или Америку. Данная идея принадлежит теологу Аскару Сабдину. Задача состоит в том, что духовенство не должно зацикливаться только на религии.
Один из минусов наших имамов в том, что  они могут часами рассказывать, но не умеют письменно излагать свои мысли. Им не хватает опыта исследовательской работы и умения анализировать. Они не могут связывать (приобщить) религию с мирской жизнью.
Почему авторитетом у населения пользуется тот же Аскар Сабдин. Потому что он умеет писать и анализировать. Согласитесь, работа имамов не ограничивается молитвами. Ведь имам для правоверных — указатель пути.
Быть мусульманином вовсе не означает, что ты должен круглосуточно молиться в мечети. Не надо забывать, что человек — полноценный член общества. К примеру, у нас создано свое министерство, на местах — управления по делам религии, аналитические центры и коммунальные учреждения. Туда тоже нужны госслужащие и специалисты, и туда устроиться с теологическим образованием будет очень тяжело. Поэтому представителям духовенства необходимо получать и светское образование.
К сожалению, порой доходит до абсурда. Мы сталкиваемся с мнением, что читающий намаз мусульманин не может работать на госслужбе или  должен приходить на работу в чапане. Когда-то обо мне сенсационно написали, что бывший имам ходит в спортивной форме. Выходит, само наше общество еще не готово воспринимать такое положение. На деле я никак не нарушаю основные принципы своей веры. Скажу вам, религия не ограничивает спорт, не противоречит светскости. В том же интернете можно найти фото муфтия Турции в галстуке.

 

Из первых уст

%d1%81%d0%b0%d0%b1%d0%b4%d0%b8%d0%bd-%d0%b2-%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b5_reswmРуководитель ОО «Общественный центр «Ансар» Аскар Сабдин (Алматы):
— Учитывая рекомендации уполномоченных органов в сфере религий о нежелательности выезда за рубеж, учусь в магистратуре единственного исламского университета нашей страны «Нұр Мұбарақ». Со мной учится мой коллега Асланбек Тыныштыков.
Вместе углубляемся в знания по исламоведению за свой счет. Учеба необходима для личностного роста и развития. Как сказал Пророк: «Стремитесь к знаниям от колыбели до могилы». Я и сейчас работаю в Актобе и за два месяца приезжал уже трижды. Поэтому от процесса дерадикализации далеко не отхожу. Магистратура рассчитана на 2 года, и по ее окончании постараюсь продолжить учебу в докторантуре по теме религиозной грамотности.
По-моему, нужны разносторонне развитые лидеры. Для этого с 2011 года предлагаю ввести в программу «Болашак» специалистов религиозной сферы для их дальнейшего обучения по социологии, психологии, политологии, философии и другим гуманитарным специальностям.

%d0%b5%d0%bd%d1%88%d0%b8%d0%b1%d0%b0%d0%b9-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%ba-1_reswmГлавный имам городской центральной мечети Серикжан Еншибайулы (Египет):
— В рамках меморандума между Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК) и исламским университетом Аль-Азхар Египта нахожусь на двухмесячных курсах по усовершенствованию квалификации. Питание и проживание оплачивает принимающая сторона, авиабилет — за счет ДУМК.
Углубленно изучаем исламские науки, не остаются без внимания и  современные актуальные вопросы.
В ходе обмена опытом показали на практике, как выносятся фетвы. Учимся пять дней в неделю, в день проходит по пять уроков.
Из Казахстана повышают знания пять имамов, а в целом со всего мира приехали на курсы 120 человек. Лекции по истории религиозных течений, их позиции читают профессора университета Аль-Азхар. В университете занятия проводятся по всем четырем мазхабам, но фетвы в основном выносятся по ханафитскому. Просто большинство ученых придерживаются такой школы.

%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b4%d1%8b%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2-%d0%b2-%d1%82%d1%83%d1%80%d1%86%d0%b8%d0%b8_reswmРуководитель КГУ «ИАЦ «Ансар» Толеген Талдыбаев (Турция):
— Учусь в магистратуре по специальности тафсир на факультете теологии университета имени Неджметтина Ербакана в городе Коня.
Наша вера и правовая школа соответствуют мазхабу этой страны, поэтому выбрал Турцию, а не одну из арабских стран. К сожалению, из-за летних событий в Турции не было возможности обучать студентов Казахстана в Хасеке.
Для глубокого изучения коранических наук продал свое авто, так как обучение платное. Вернусь в Актобе через три года и продолжу свою службу. Признаюсь, вначале выбрали учебу по госпрограмме, рассчитанную на 2013-2017 годы. Оказалось, что она предназначена для сотрудников правоохранительных органов, поэтому нас туда не пустили. Пришлось исходить из своих возможностей.
Сами понимаете, религия — тонкая вещь и требует глубокого изучения, поэтому с 2008 года усовершенствуем свои знания. Считаю, что оказываемые нами услуги должны соответствовать сегодняшним требованиям населения, и принял такое решение.
Помимо магистратуры, дополнительно получаю знания по четырем направлениям (сферам) религии: арабский язык, мусульманское право, изречение Пророка (Хадис ілімі) и тафсир, который изучает Коран и его суры. Кстати, со мной учатся еще три сотрудника из КГУ «ИАЦ «Ансар».

 
Абат  КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"