Святыни земли актюбинской

Айдарлыаша


В начале ХХ века ученые обнаружили на берегу одной степной речки в Казахстане застывшие в камне раковины моллюсков. Это говорило о том, что здесь сотни миллионов лет назад вместо казахстанской степи было море.
40 слоев земной коры было вытеснено на поверхность. В этих слоях были найдены останки растений и животных. Следует отметить, что слои расположены на протяжении 1,5 километра по побережью реки. Стратотип представляет собой обрыв высотой до 50 метров. Уникальный геологический разрез был назван по имени реки, которая течет рядом — Айдарлыаша. В 1996 году на международном конгрессе геологов, проходившем в Пекине, казахстанскому стратотипу был присужден статус глобального. А в 2005 году его внесли в республиканский перечень особо охраняемых территорий. Стратотип не только памятник природы, он имеет колоссальное научное значение для специалистов в области геологии, биологии и др.
Такие уникальные находки в пластах разреза, как, например, зубы акул, являются свидетельством того, что когда-то на территории Актюбинской области разливалось тропическое море и жили удивительные животные.
Таким образом, Айдарлыаша — это не только природный памятник, но и уникальный геологический объект, позволяющий заглянуть в глубь древности. Он находится в десяти километрах к западу от села Акжар Хромтауского района.

Некрополь Асан-Кожа


Расположен он в Байганинском районе, в сорока трех километрах к юго-западу от поселка Оймаут. Один из наиболее крупных казахских некрополей, расположенный в долине реки Жем, на левом обрывистом берегу.
Это средний по площади комплекс, насыщенный разнообразными надмогильными сооружениями, среди них мавзолеи из мелового известняка, саганатамы из опиленных блоков, оградки из сырцового кирпича, сандыктасы, кулпытасы, койтасы. В большинстве случаев кулпытасы устанавливались в комбинации с другими памятниками. Для большинства сооружений некрополя характерна высокая техника резьбы (опиловка, теска, плоскорельефная и объемная проработка деталей). Некрополь относится к ХVІІІ–ХХ вв. Согласно легенде в далекие времена на казахскую землю приехали представители рода кожа, они распространяли исламскую религию, открыли медресе, обучали детей. Люди считали Асана-Кожа святым и ночевали у его могилы.

Историко-архитектурный комплекс «Керуен-сарай»


Кокжарская ярмарка, проводившаяся долгое время, с 1867 года, за время своего существования стала частью культурно-экономической жизни нашего и прилегающих регионов. В Уил, расположенный на Великом Шелковом пути, стекались не только торговцы и покупатели. Как и на других ярмарках и базарах, здесь выступали циркачи, состязались акыны и жыршы, мерялись силами палуаны. Иные устремлялись в Уил, чтобы послушать легендарных Дину, Шернияза, Абубакира Кердери…
В историко-архитектурный комплекс «Керуен-сарай» входят торговые ряды, ярмарочный комитет, мечеть. Известные ученые П. Паллас, Г. Георгии, П. Рычков и другие в своих записях оставили много сведений о торговых путях и центрах. Известный ученый Ермахан Бекмаханов,
изучавший историю казахской земли, привел факты об открытии этой ярмарки: согласно повестке ответственных органов, ярмарка, открытая весной 1867 года возле реки Уил в Оренбургской степи, получила хорошие результаты торговли.
Первые исследования объекта были проведены в 1973 году, был подготовлен паспорт. Так, из него следует, что всего было построено 18 каменных зданий, каждое из которых включало по девять лавок. Торговые ряды возводились из высококачественного кирпича и простирались на 400-500 метров. В 2010 году комплекс включен в список памятников истории и культуры местного значение.
Комитетный дом построен из красного кирпича. Архитектура похожа на букву «Е». На одной стороне размещены 12 окон. Основными задачами в работе членов комитета было предоставление руководству основного отчета о ярмарке и строгий учет о приходе и расходе.
Что касается мечети, то ее строительство началось в 1893 году. Фундамент возводился из дикого кирпича. Ленточные полоски, сделанные из красного кирпича, перевозились на верблюжьих повозках из Оренбурга. Первый главный имам Сагидолла Изтлеуов был образованным человеком, владел арабским, персидским и русским языками. Следующим имамом был Хасан Хазрет. В 30-х годах ХХ века мечеть была разрушена и превращена в драматический театр, а затем в технико-хозяйственный склад. В 1999 году она была реконструирована и восстановлена. Первым имамом в годы независимости стал Алтынбек Какиев. В 2014 году был завершен капитальный ремонт, а территория двора была полностью облагорожена.
Подготовила Жанна ДАУЛЕТКЫЗЫ

Новости "АВ"