Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

ТРИУМФ СТЕПНОЙ ДЕМОКРАТИИ

памятник-сырым_reswm

Демократия в казахской степи порой одерживала победу и в условиях колониального режима царского правительства.

Болат БАЙМУХАНОВ, кандидат филологических наук, доцент АРГУ им. К. Жубанова, член Союза журналистов РК
Болат БАЙМУХАНОВ,
кандидат филологических наук, доцент АРГУ
им. К. Жубанова, член Союза журналистов РК

Об этом свидетельствует тот факт, что 230 лет тому назад, 21 сентября 1785 года, по инициативе легендарного батыра-вождя Сырыма Датова состоялся Всенародный съезд казахов Западного региона, ставший в действительности своеобразным триумфом степной демократии в XVIII веке. И что интересно, состоялся он на берегу реки Жинишке, которая находится в пригороде Актобе.
По количеству участников, охвату представителей всех социальных слоев и значимости поднимаемых проблем этот курултай был особым, поскольку раньше (в XVIII веке) в Малой Орде именно такого широкомасштабного собрания, на котором была провозглашена новая форма местного самоуправления, не было. Решающая роль данного съезда заключалась в том, что на нем было объявлено о демократическом переустройстве казахского общества и реформировании социально-политической жизни в Младшем жузе. В результате этого достигнуто следующее:
— ликвидирована существующая власть как форма правления, изжившая себя в казахской степи в силу сложившихся исторических обстоятельств;
— установлена в Малой Орде новая, по сути дела, демократическая форма правления в виде народного съезда. Исполнительным органом съездов определен Народный Совет, председателем которого единогласно был избран Сырым Датов, и вся полнота власти в жузе передана в руки старшин — членов Совета;
— прошли выборы родовых старшин, через которых Сырым батыр как главный старшина, председатель Народного Совета, осущест-влял управление всеми родами Западного региона Казахстана;
— в степь пришел долгожданный мир, прекращены все боевые и насильственные действия между противоборствующими сторонами;
— казахским шаруа было разрешено пользоваться лучшими сельскохозяйственными угодьями и пастбищами Каспийского побережья, Приуралья и Оренбуржья, лишние земли степной аристократии (султанов и торе) решением Совета были переданы простому народу;
— местное население избавилось от незаконных налогообложений царского правительства и постоянных поборов со стороны родовой знати;
— были открыты несколько школ для обучения детей-казахов.
Проведение этого съезда и плодотворность его работы за время существования совершенно новой формы управления казахской степью, пришедшей на смену устаревшей политической системе, стали возможными благодаря незаурядной личности, особым дипломатическим способностям и политической прозорливости Сырыма Датова, убедившего царские власти в лице генерала-губернатора Оренбургского края Осипа Игельстрома идти на компромисс в русско-казахских взаимоотношениях в пользу казахских шаруа. Осуществляя демократическую реорганизацию государственной власти в одном из жузов, Сырым Датов добился своеобразной формы народоправления, которая  даже на небольшой исторический срок (т.е. на 5 лет) при своем дальнейшем развитии оправдала надежды и чаяния тысяч казахских крестьян Западного региона, нуждающихся в поддержке в борьбе за социальную справедливость.
Подобная форма правления в великой казахской степи, осуществленная С. Датовым как новая модель народовластия, вышла на историческую арену в 1785 году, то есть на 4 года раньше, чем Парижская коммуна в период Великой французской революции в 1789-1794гг., однако она по сей день все еще не получила должную оценку со стороны отечественных и зарубежных ученых-историков, находящихся в плену европоцентризма, стереотипно мыслящих в духе: «Если что-то новое, хорошее, то оно обязательно должно быть только с Запада».
Данный исторический факт примечателен и актуален для изучения и в наше время, когда в государственном и региональном масштабе идет процесс реформирования социально-политической и экономической жизни страны, отдельных ее регионов, народ всегда принимает участие в очередных избирательных кампаниях: депутатов Парламента РК, областных, районных маслихатов. Поэтому при проведении выборов нам сегодня нужно тщательно анализировать уроки демократии в прошлом.
В этой связи возникает необходимость официально и широко, в масштабе республики, в различных формах и разновидностях отмечать это событие,  являющееся одним из основных этапов развития демократии в XVIII веке. В этих целях было бы целесообразно повсеместно развернуть организационно-политические и агитационно-пропагандистские мероприятия, направленные на увековечение вышеупомянутого съезда.

Например:
— 21 сентября объявить Днем степной демократии;
— организовать акцию под девизом «От демократии XVIII-го к демократии ХХІ-го», в рамках этой акции можно провести на базе вузов научно-практические и читательские конференции, посвященные этой дате, митинги-шествия с участием молодежи города, представителей демократических партий, провести встречи с историками и обществоведами области, а также радио-, телевизионные передачи, выпуски спецномеров газет, журналов, выставки книг и плакатов, открытие народной трибуны, провести конкурсы научных работ и сочинений на тему «Демократия в прошлом и настоящем», соорудить обелиск демократической славы в районе реки Жинишке в г. Актобе, на территории которой ныне находится населенный пункт Жанаконыс и ведущие заводы города АЗФ и АЗХС.
Изложенный выше факт об одном из истоков демократии в Казахстане, о роли и месте в нем Сырыма Датова, национального героя, вождя, предводителя народных масс, имеет документальное подтверждение и неоспоримые доказательства.
Какой из исторических личностей сегодня может гордиться казахстанская молодежь? Чингисханом? Разве можно возводить в ранг кумира завоевателей, потопивших в крови целые страны? Другое дело герои национально-освободительного движения, к числу которых с особым признанием исторических заслуг можно отнести Сырыма Датова. Мы ведь знаем, что борьба за свободу и независимость под руководством легендарного батыра в свое время (в конце XVIII века) получила широкий размах в Западном регионе. С. Датов был первым в казахской истории национальным героем, который поднял народные массы против колониальной политики царской России и всякого произвола местной родовой знати.
Однако среди населения трех областей Западного региона только  атыраусцы и уральцы глубоко чтят память о Сырыме Датове. Например, об этом свидетельствуют названная его именем одна из больших улиц в г. Атырау, сооружение величественного памятника С. Датову — человеку-легенде на берегу реки Жайык в г.Уральске, переименование Жымпитинского района Западно-Казахстанской области в Сырымский. А что сделано на этот счет в нашей области? К великому стыду, ничего. Это тогда, когда люди, достаточно информированные об истории нашего края, хорошо знают то, что почти большая часть событий, связанных с национально-освободительной борьбой во главе с Сырымом Датовым, известным вождем казахских шаруа, проходила на актюбинской земле: от Мугоджарских гор до Оренбуржья, от Прикаспийского побережья до Ново-Илецка, на берегу таких рек, как Жем, Сагыз, Темир, Илек, Уил, Киил, Акжайык и Орь. Об этом подробно и хорошо написано в художественно-документальном романе «Тар кезењ» Кажыгалия Муканбеткалиева, известного писателя, лауреата Государственной премии РК, а также в других краеведческо-литературных источниках.
Автор статьи обращается к депутатам Парламента РК, общественным организаторам и государственным органам, руководству Актюбинской области с предложением — обратить внимание на вышесказанные исторические факты, дать справедливую оценку личности Сырыма Датова, много сделавшего для развития казахской государственности в неимоверно трудных исторических условиях, и тем самым уроки демократии прошлого сделать достоянием сегодняшнего поколения независимого Казахстана.

Колонка "Взгляд"