Цифровые джунгли, или Как развивать бизнес во всемирной паутине

Digital-эпоха открыла бизнесменам новые возможности для продвижения собственных услуг и товаров. Теперь стать успешным можно одним кликом мышки. Как правильно развивать контент во Всемирной паутине и эффективно продвигать бизнес в социальных сетях — наша Главная тема.

Нельзя объять необъятное!

Первая Евразийская Digital-конференция с участием актюбинской делегации прошла в Оренбурге.
В ее состав вошли бизнесмены и бизнесвумен, журналисты, представители РПП и общественных организаций. Поездка нашей делегации состоялась благодаря управлению предпринимательства области.
Организаторы конференции — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» при поддержке минэкономразвития Оренбургской области и общественной организации «Деловая Россия».
В течение двух дней на нескольких площадках огромного конгресс-холла «Армада» проходили панельные сессии и мастер-классы по различным темам, но непосредственно касающимся Всемирной паутины.
А именно, на площадках обсуждались такие вопросы, как реклама у видеоблогеров, бренд-журналистика в социальных сетях, крауд-маркетинг, правовые вопросы интернет-маркетинга, социальные сети для бизнеса и многие другие. Стоит отметить, что приглашенные спикеры — это профессионалы своего дела. Но при этом они смогли найти общий язык с аудиторией, объясняя все нюансы простыми словами.
— Эта конференция нужна для тех, кто стремится работать в интернете. Чтобы они ознакомились со всеми актуальными трендами продвижения бизнеса через Всемирную сеть. Ни для кого не секрет, что интернет — одна из тех вещей, которые по-настоящему сближают. Событие действительно приняло евразийский масштаб. К нам приехали десятки спикеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Воронежа, Уфы. Сегодня здесь сотни оренбуржцев, гости из других регионов России и Казахстана, — сказал в приветственном слове организатор конференции Андрей Саблин.

Бренд-журналистика в социальных сетях

Михаил Пономаренко из Екатеринбурга презентовал тему «Бренд-журналистика в социальных сетях». На примерах региональной журналистики он объяснил, как создавать или находить поводы для продвижения различных компаний в социальных сетях, с помощью каких механизмов можно улучшать имидж компании в глазах потенциальных клиентов.
— Очень важно установить контакт пользователя с компанией. Первое нововведение: изменение новостной ленты — с хронологической на алгоритмическую. Раньше мы видели публикации в хронологии, по порядку их выхода. В течение дня наши друзья что-то написали, группы выложили пару публикаций. Все это накапливалось в ленте.
Поэтому важно было число публикаций — и соцсетям даже пришлось ограничивать количество публикаций в сутки, чтобы группы не забивали ленту пользователя. Типичный распорядок бизнес-группы — приветствие утром, совет, лайфак, новость днем, легкий юморной контент вечером. Пользователи не увидели утренний пост утром, но увидели пост вечерний — считайте, контакт с компанией или брендом состоялся, — рассказал аудитории сооснователь агентства Done Creative Михаил Пономаренко.
По его словам, сейчас достаточно одного поста в сутки. Но нужно, чтобы он точно был в аудиторию, в ее интересы, барьеры, драйвы. В приоритете всегда публикации от друзей, чем от компаний. Зависимость от реакций: если публикация получает мало лайков, то она покажется меньшему числу людей или не покажется вовсе. Так как, по мнению соцсети, это нерелевантно (не соответствует интересам) аудитории. И это второе важное нововведение.
Формат контента крайне важен. Видео имеет по умолчанию больший охват, то есть покажется большему числу людей, чем, например, публикация без иллюстрации. В 2016 году появились live-трансляции, репортаж с места событий. Сейчас во всех социальных сетях активно развиваются «Истории» (Stories), краткие фото— или видеозарисовки о текущем моменте. Они исчезают через 24 часа.
Так постоянно появляются новые форматы работы, чтобы вовлекать аудиторию в диалог с компанией или брендом. Нужно делать интересный контент, актуальный. Нужно делать контент, пусть и рекламный, но который прочитают (так называемый нативный рекламный контент).

SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных медиа — это продвижение товаров и услуг в социальных сетях, которые воспринимаются маркетингом как социальные медиа.
В SMM перешли формы журналистской работы — прямые трансляции, быстрые статьи (сделали пост с мероприятия и тут же опубликовали его, буквально с места событий), обыгрывание новостных поводов, фото— и видеосъемки, развернутые материалы на шесть и более абзацев. Это бренд-журналистика, storytelling, и с этими форматами нужно работать, если потенциальный бизнесмен хочет действительно привлечь внимание аудитории.
Задачи, которые можно решать с помощью SMM:
— брендинг, продвижение бренда;
— повышение лояльности и известности;
— PR;
— увеличение посещаемости сайта компании. SMM пока еще относится к инструментам нестандартного продвижения, но на сегодняшний день является наиболее перспективным. Маркетинг в социальных медиа востребован как крупными компаниями, лидерами рынка, так и компаниями малого и среднего бизнеса, которые используют SMM для продвижения и налаживания контакта с потребителями.
После того, как контент придуман, его нужно донести до аудитории.
— В Екатеринбурге открывался обновленный стадион. Тестовый матч проходил первого апреля, и это правда. Мы прописали в сценарии, что должны рассказать о нем. Надо было показать удобства входа. Наш SMM-щик находился там, делал короткие видео и фото. Мы все это собирали в «Историю», показывали клиенту и публиковали. Был очень хороший отзыв, потому что у нас хоть Instagram и был практически нулевой, но со Stories к нам подписались около ста живых пользователей.
Наше дело — наладить коммуникацию с возможными клиентами компании, а уже потом специалисты оценят, насколько это повлияло на уровень продаж, — пояснил Михаил слушателям.
Спикер подчеркнул: важно общаться с пользователями и отвечать на их вопросы. То есть главный момент — получение быстрой обратной связи. Установление двусторонней связи между пользователем и компанией.

Маркетинг социальных медиа — это эффективный инструмент, с помощью которого посетители привлекаются на сайт из социальных сетей, сообществ, блогов, дневников и форумов. Внимание потребителей можно получить, купить с помощью рекламы. Доверие целевой аудитории купить нельзя, его можно только заработать. Социальные медиаплатформы — современный инструмент для взаимодействия с целевой аудиторией. Сегодня аудитория социальных сетей сравнима с аудиторией телевизионных телеканалов, только она более внимательна и активна. SMM имеет больше общего с сетевым PR, чем с рекламой. SMM — это непосредственная работа в сообществах, которые охватывают целевую группу пользователей. Это инструменты прямого и скрытого взаимодействия с целевой аудиторией.

Распишитесь, вам telegram-бот

Мессенджеры все больше входят в нашу жизнь, поэтому Telegram сейчас на пике популярности. Так как telegram-боты универсальны и совместимы с Viber и Facebook-мессенджерами, их очень удобно использовать для продвижения бизнеса, для массовых и персонализированных рассылок клиентам среднего и малого бизнеса.
Telegram-бот — это аккаунт, управляемый специальным программным обеспечением. Часто имеет функции искусственного интеллекта: боты могут учить, играть, использовать поиск, напоминать, интегрироваться с другими службами или передавать команды другим сервисам.

На заметку
Telegram — кроссплатформенный мессенджер, позволяющий обмениваться сообщениями и медиа-файлами многих форматов. Количество пользователей — более 200 миллионов в месяц.
Как использовать telegram-боты для бизнеса, рассказал директор агентства PetrogradWeb Александр Шуйский:
— Есть шесть основных вариантов использования ботов для бизнеса.
Во-первых, боты могут служить для общения с клиентом и повышения уровня обслуживания. Клиент задает вопрос — ему отвечает самообучаемый искусственный интеллект. Если вопрос очень уж нестандартный, подключается живой оператор, который читает чат переписки с ботом и находит решение. Такое сотрудничество бота с человеком помогло, например, оператору «Киевстар» снизить стоимость контакта с клиентом на 58%. Кроме того, боты могут выполнять функции напоминалок: о визите к врачу, заказе воды в офис, истечении срока хранения шин.
Во-вторых, есть боты для интернет-магазинов. С их помощью можно связаться с личным кабинетом, делать новые заказы и отслеживать текущие.
В-третьих, есть боты на базе веб-сервисов. Например, бот Aviasales ищет билеты со скидками, бот «Почты России» следит за вашими отправлениями.
В-четвертых, есть боты для сопровождения мероприятий. Пользователь может запросить, кто сейчас выступает и с какой темой, задать вопрос спикеру, проголосовать и т.п. Бот особенно эффективен для мероприятий с большой территорией на открытом воздухе. Вариант для городских квестов — организовать такое соревнование, которое возможно пройти только при помощи telegram–бота.
В-пятых, есть боты для спецпроектов и конкурсов. Например, пользователи ежедневно отвечают на вопросы викторины, зарабатывают баллы.
В-шестых, есть боты для самих ботов. Они помогают в ведении и развитии telegram-каналов. Например, решают задачу публикации пользовательских сообщений с предварительной модерацией.
Помимо прочего, можно использовать ботов в развлекательных целях и делать вирусные проекты, которые могут прокачивать канал в Telegram.

Борьба за пользователя: захват с первых секунд

Вы сделали хороший продукт и думали, что он продаст себя сам. В жизни все сложнее: люди не видят преимущества, пользуются тем, к чему привыкли, и выбирают конкурентов, которые объективно хуже. Надо запускать маркетинг, но на ошибки совсем нет времени и денег. Ты сидишь перед листом белой бумаги и бесцельно созерцаешь пустое пространство. С чего начать, что говорить и кому?
Спич по этой теме произнес основатель агентства «Аутмаркетинг» Антон Шаяхов.
Если кратко, то в рассказе Антона четыре кита: клиповое мышление и скорость принятия решений; пирамида потребностей клиента; правильные вопросы уникального торгового предложения УТП; хорошая структура сайта.
— Клиповое мышление — это способность современного человека воспринимать информацию через яркие посылы, воплощенные в форму, или небольшие тезисы. Взять тот же Facebook — море информации, но представленной как раз-таки небольшими тезисами. Если букв слишком много, то большинство людей такую информацию читать не будет. А если говорить о любимом мною Twitter, то там больше 280 знаков вообще нельзя написать. Наиболее удобны такие сайты, где не надо листать страницы. На них каждые 2-3 секунды меняется картинка. Информации может быть великое множество, но она не должна напрягать — короткие тезисы. Люди в интернете не привыкли читать большие посты, — рассказал Антон.
И в этом вся фишка, считает основатель «Аутмаркетинга». Нужно как можно скорее заинтересовать клиента чем-то ярким, чтобы он остался на вашей странице. Если ему неинтересно, он просто уйдет.
И самое главное — это уникальное торговое предложение (УТП). Выдающаяся характеристика продукта или бренда, на которой маркетологи выстраивают рекламную кампанию. Обычно она используется для дифференциации. С точки зрения потребителя, это причина, по которой люди должны сделать покупку у вас, а не у другого продавца с похожим товаром.
Научиться составлять УТП — первая и самая важная обязанность любого маркетолога и предпринимателя. Потребности пользователя удачно складываются в пирамиду, разобрав которую можно понять, что лучше говорить клиенту в момент контакта с продуктом.
В пирамиде Маслоу потребности человека выстраиваются в иерархию: основу составляют физиологические нужды, а на вершине — потребность в самоактуализации и эстетические потребности. В УТП продукта все примерно так же. От основания до вершины пирамида выглядит так: функциональность, удобство, эстетика, статус, vision (видение, как эмоциональный уровень). Каждый новый уровень пирамиды держится на предыдущем, чаще всего нельзя просто перескочить через одну ступеньку.

Калейдоскоп

На панельной сессии «Аналитика семантического ядра и структуры сайта: как выжать максимум из текущего сайта с минимумом вложений» слушателей было предостаточно. Для продвинутых пользователей и создателей сайтов информация, которой поделился Александр Ожгибесов, невероятно ценная. Создать сайт — это полдела. Необходимо еще создать семантическое ядро — набор слов и словосочетаний, отражающих тематику и структуру сайта. Говоря простым языком, это позволит поисковым системам находить ваш сайт в числе первых по релевантности. Чем больше тематических и качественных ссылок ведет на страницы ресурса, тем больше вероятность ценности ресурса для пользователя.
Оживленную дискуссию вызвала и тема спикера Максима Люцау из Москвы «Диджитализация банковских процессов». Лейтмотивом стало неразрешимое противоречие в головах бизнесменов и простых граждан — все понимают, что цифровизация финансовых процессов невероятно облегчает жизнь и экономит время, но в то же время клиенты банков опасаются «светить» свои финансы перед государством. Тема «наличкой надежнее» актуальна по сей день. Тем не менее от мировых процессов никуда не деться — цифровизация идет семимильными шагами.
И все же высокие технологии, автоматизация, диджитализация — все это уже активно вошло в нашу жизнь и прочно укоренилось в ней. Представить любой потребительский сегмент без возможности приобрести товары или услуги удаленно нам уже довольно сложно. При этом безусловными лидерами, идущими не только в ногу со временем, но часто опережая его, являются банки. Быть впереди планеты всей заставляет нынешний ритм жизни их клиентов. Если ты не будешь активен, мобилен, клиенто-ориентирован, то довольно быстро просто перестанешь существовать.
О крауд-маркетинге рассказал москвич Петр Савинов:
— Вы мониторите форумы, комментарии, тематические паблики, блоги и отзывы, где люди делятся своим мнением о товарах и услугах? Это и есть крауд-маркетинг. Работа с целевой аудиторией на внешних ресурсах. Сейчас уже есть специализированные сервисы отслеживания по заявленной тематике всего, что вас интересует. Задача крауд-маркетолога — прийти в переписку и перехватить потенциального клиента, снять возражения недовольного, рассказать о преимуществах своего товара или услуги.
Крауд-маркетинг только набирает популярность, хотя работа с отзывами для любого бизнеса актуальна всегда.

Крауд-маркетинг — это тщательный анализ целевой аудитории для любого объекта маркетинга, позиционирующийся в социальных сетях, блогах, форумах определенной тематики, а также в опросниках и сервисах ответов. То есть это работа с целью популяризации товара или услуги в разнообразных сообществах интернета. На английском crowd marketing (crowd — «толпа» и marketing — «реклама») — это технология маркетинга в интернет с помощью ответов-рекомендаций на форумах и блогах, комментариев к продукту, услуге или видео.

После форума

Анар ДАРЖАНОВА, руководитель управления предпринимательства:
— Такие мероприятия дают импульс развитию бизнеса. Ведь мы используем не все инструменты, знаем не все методы. Вроде бы есть сайт, и мы довольны. А дальше не анализируем: кто заходит на сайт, в чем нуждается? Интересен ли контент? Вообще, необходимо знать портрет среднего потребителя. Как мы видели, в России IT-технологии в сфере бизнеса довольно хорошо работают. Поэтому есть чему учиться. Мы стремимся войти в 30-ку лучших стран мира, поэтому нужно быть лучшими во всех отношениях, в том числе и в сфере IT.
Думаю, что наша делегация, а это более 40 человек, получила ценную информацию. Мы живем в век цифровых технологий. Интернет, в том числе и социальные сети, имеет огромное значение для продвижения бизнеса. Не все смогли приехать в Оренбург, поэтому сейчас мы ведем переговоры с ОРО «Опора России» — организатором конференции — о проведении подобного мероприятия у нас в Актобе с приглашением российских спикеров. Коллеги из соседних областей уже выразили заинтересованность и готовы приехать к нам. Возможно, что мы проведем западно-казахстанскую digital-конференцию.

Олег БОЧКАРЕВ, председатель совета Оренбургского регионального отделения ОРО «Опора России», один из организаторов конференции:
— Я побывал на нескольких площадках и понял, что необходимо повышать свой уровень цифровой грамотности. Мероприятие прошло на очень высоком уровне. Даже наши спикеры не ожидали, что конференция вызовет такой интерес у слушателей и соберет большую аудиторию. Почти полтысячи человек участвовали в мероприятии. Для первого раза это даже больше, чем достаточно.

Асия МАЛИКОВА, член Ассоциации деловых женщин РПП Актюбинской области:
— Я впервые посещаю Digital-
кон­ференцию. Было очень много разных и интересных спикеров, интересной информации, особенно в части продвижения бизнеса через социальные сети в интернете. Теперь всю эту ценную информацию необходимо переварить и усвоить, а далее внедрить в свой бизнес.

Бану ТЛЕГЕНОВА, директор пантолечебницы «Зару»:
— Первая Евразийская Digital-кон­ференция очень пло­дотворная. Во-пер­вых, мы узнали новые инструменты по рекламе и продвижению своего бизнеса в соцсетях. А во-вторых, просто интересно. Раз­ные панельные сессии, спикеры. Причем они рассказывали, объясняли слушателям доступным языком. Обратная связь была очень интересна. К тому же спикеры дали нам свои контакты, по которым мы можем с ними связаться. Я думаю, что каждый, кто посетил конференцию, остался доволен. Новые идеи и цифровые технологии ведут нас вперед. Мы не должны отставать от времени. Чем больше знаешь, тем лучше продвигаешь свой бизнес.

Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

Фото автора

Новости "АВ"