Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В добрый путь, «Балауса»!

балауса-2_reswm_1

В юбилейный для страны год в Актобе провели I республиканский фестиваль молодежных и студенческих театров «Балауса», участниками которого стали 12 творческих коллективов из разных городов страны.

Хорошая идея
Как заметил народный артист РК Тунгышбай Жаманкулов, проведение вполне нетривиального мероприятия — заслуга актюбинцев.
— Очень удачно выбрана концепция фестиваля: первые выходы на сцену, первые роли, первое соприкосновение с публикой… Допускаю, что кто-то из сегодняшних участников со временем назовет актюбинские подмостки своей альма-матер.
По словам Тунгышбая Кадыровича, несмотря на разный профиль вузов и колледжей, где осваивают профессии актеры, разница в подаче спектаклей в глаза не бросалась.
— Когда исполнитель любит театр, не стоит вопрос «хорошо или нет?». Потребность выйти на сцену первичнее стремления сыграть лучше всех — здесь царит душа. Да, разная тематика, разная манера игры, где-то даже наблюдается смешение жанров, но всех объединяет любовь к сценическому искусству. Все начинается с первых шагов, и, если из театра при техническом вузе или колледже выйдет хороший актер, значит, мы на правильном пути. Я ведь тоже из бывших студентов технического вуза.
Открытое обсуждение конкурсных постановок в присутствии актеров и режиссеров однозначно свидетельствовало об объективности  членов жюри, их работе не для галочки, о стремлении помочь движению молодежных театров. Как заметил Тунгышбай Кадырович, студенческие и молодежные театры — явление двугранное: с одной стороны — возможность самовыражения исполнителей, с другой — ответы на вопросы зрителей.
Прежде чем выйти на сцену, гости и хозяева провели шествие на площади перед театром: получилось изящно. Всего же театров-участников было 12: три из актюбинских профессиональных учебных заведений и девять из других городов.
Представляем читателю членов жюри: сценограф Асия Курманалина, магистр театра Асхат Маемиров, балетмейстер Гульнар Мамбетова, режиссер Женис Калкабеков, руководитель управления культуры, архивов и документации Канат Айтбаев, директор театра имени Т. Ахтанова Нурлыбек Жубаткан и директор Актюбинского Дворца молодежи Орал-Косай Байсенгир.
Идея фестиваля, поддержанная облакиматом, принадлежит коллективу драмтеатра имени
Т. Ахтанова. Поддержка фестиваля со стороны власти — это своего рода решение одного из вопросов молодежной политики. К тому же каждая постановка сопровождалась аншлагом, а это значит, что Актобе становится театральным городом.
С открытием творческого форума собравшихся поздравил замакима области Аскар Шериязданов. Вели программу Кенес и Жанар Кемалбаевы, Асила Торегалиева, Саламат Мукашев. Истинным подарком стала композиция «Казахское ханство», поставленная силами молодых актеров казахской труппы нашего театра и «Кемал театр-студиясы» АРГУ (режиссер — Ельтай Кемал). Кульминацией композиции стал вынос портретов деятелей казахстанского театра и кино — зал встал и долго аплодировал.

Играем или творим?
Второкурсницы филфака АРГУ имени К. Жубанова и актрисы «Кемал театр-студиясы» Камшат Кенжегали и Анара Егизбаева в постановке «Алғашкы махаббат» (режиссер — Ельтай Кемал) играют героинь второго плана. Скромные девушки признались, что роли стервы Сайры и ее подружки Айткуль дались непросто.
— Но ежедневные репетиции в течение двух месяцев свое дело сделали: научились входить в роль. На сцене мы — интриганки и сплетницы, а аплодисменты по ходу игры нисколько не мешали, они лишний раз подтверждали, что мы все делаем правильно. Режиссер похвалил, друзья сказали, что гордятся нами. Мы очень признательны ректору Кенжегали Кенжебаеву за поддержку«Кемал театр-студиясы», за то, что он вместе с деканом филфака Сабыржаном Мухтаровым, несмотря на занятость, пришел посмотреть нашу игру.
Тематика конкурсных спектаклей свидетельствует о том, что молодежи совсем не чужда жизнь во всех ее ипостасях и к ней она готова. Тема абортов и брошенных детей, к сожалению, сегодня вполне актуальна, сказки (куда без фольклора?), война, классическая драматургия, современные пьесы и многое другое. Изюминка в том, что все это подано сквозь  призму поколения next. И тут снова хочется привести слова Тунгышбая Жаманкулова:
— В тандеме с режиссером рождается творчество. Случается это редко, и тогда спектакль уже не вторичное после пьесы явление, а отдельное художественное произведение.
Члены жюри подчеркнули, что каждая конкурсная работа была продумана и отточена.
— За время работы вопросов возникало больше и больше, — сказал в ходе  обсуждения режиссер Женис Калкабеков. — Вы удачно реализовали идеи драматургов, режиссеров, и я увидел образцы хорошей работы над собой, слишком хорошей для самодеятельных театров.
Асхат Маемиров заметил, что фестиваль достиг поставленной задачи, так как были представлены неожиданный репертуар, разнообразные формы:
— Возможно, это один из шагов на пути развития частного театра, то, в чем Казахстан сегодня отстает от Кыргызстана или России и что является показателем зрелости общества. Частный театр — вне политики государства и может сделать многое для социума.

Лучшие из лучших
Номинации при награждении озвучивались вполне профессиональные. Были определены лучший актерский ансамбль — студенческий театр «Дәуір», приз зрительских симпатий — театральная студия «Жас толқын» колледжа культуры имени Ахан Сери, Павлодар. Все победители в пятнадцати номинациях, кроме дипломов, получили по 50 000 тенге.
Лучшим спектаклем фестиваля стала «Жамиля» по пьесе Ч. Айтматова студенческого театра КазНАИ имени Т. Жургенова, режиссер — Тунгышбай Жаманкулов. Лучшей режиссерской работой — спектакль «Алѓашкы махаббат» Ельтая Кемала («Кемал театр-студиясы» АРГУ имени
К. Жубанова).
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"