В фокусе — «Екi езу»

20 лет творческой жизни театра сатиры «Екi езу» — это тысячи программ и сотни тысяч благодарных зрителей, уже ставших фанатами. Это новый виток жанра и одна из страничек новейшей истории культуры Казахстана.
О том, что побудило его открыть театр сатиры и какие трудности пришлось пройти, рассказал основатель и бессменный режиссер, «Человек года-2002», деятель культуры РК Нурлыбек Жубаткан.
Первую программу зрителю «Екi езу» представил на Наурыз в 1998 году. До этого выпускник театрального факультета Южно-Казахстанского института культуры, которого не приняли на работу по распределению, работал по ночам в коммерческом киоске, как автор интермедий недолго сотрудничал с проектами «Тамаша», «Күлкі керуен» и «Бауыржан-шоу», работал журналистом.
— Вообще, я с раннего возраста мечтал быть фокусником. Фокусы — неотъемлемый цирковой жанр, и я как завороженный смотрел все трансляции цирковых программ по телевизору, — вспоминает Нурлыбек Хайруллаевич. — Мой отец в ауле Жылтыр Шалкарского района (где я родился и вырос) был киномехаником и завклубом одновременно, поэтому, когда в село приезжали артисты, отец приводил их домой. Я учился в третьем классе, когда из Москвы приехали двое проверяющих систему киносети. Естественно, я показал им фокусы. Гости изумились и сказали, что готовы прямо сейчас забрать меня в студию Эмиля Кио. Родители дали добро, я собрал чемодан и всю ночь с радостью думал о жизни, которая меня ждет. Это был прямой путь к исполнению мечты! Но бабушка не отпустила: я был ее старшим внуком… До сих пор больно об этом вспоминать.
Я мечтал поставить фокус, имитирующий полет! Чуть позже у нас гостил единственный фокусник Казахской ССР Султангали Шукиров, который показал мне несколько фокусов и объяснил, как они выполняются. Один показал, но сказал, что разгадку я должен найти сам. Я ночь не спал и разгадал этот фокус. Агай тогда сказал, что у меня все получится.
Еще как получилось, но на поприще фокусника.
— С какого-то времени — раз не получилось с фокусами — я задумался о создании театра, и эта мысль меня не оставляла, я думал об этом постоянно, — рассказывает собеседник. — Когда работал в газете «Ақтөбе», ее тогдашний редактор Идош Аскар разрешил репетировать в рабочем кабинете. Я дал объявление о том, что создается театр сатиры «Екi езу» и приглашаются артисты.
Первой пришла Гульсум Каратаева, следом — Бахыт Аитова, Талгат Тлеулесов, Берик Нурмаганбетов, Казихан Балдайиров. Последние два в 2015 году получили звания отличников культуры РК. Мы репетировали программы до 10-12 часов ночи, порой я ночевал на работе. Первое время каждый месяц выдавали новую программу и выступали не только в Актобе, но и в районах, в соседних областях. Много не зарабатывали, но аншлаги были стимулом к творчеству. Гастроли бывали по полгода.
В 2001 году на гастролях в Атырау управление культуры пригласило «Екi езу» поработать при тамошней филармонии. Нам пообещали автобус, квартиры — конструктивное предложение.
Узнав об этом, тогдашний замакима нашей области Амангельды Есеркепов пригласил меня и заверил, что будем способствовать развитию театра, если останемся в Актобе.
По возвращении с гастролей уже из Алматы, примерно через неделю, мы действительно получили на руки приказ о создании театра эстрадных миниатюр, выделении помещения под него, зарплату для штата из 18 человек.
В такой форме мы просуществовали до 2013 года. В 2013-м «Екi езу» включили в состав драматического театра имени Т. Ахтанова, а с 2017-го — филармонии имени Г. Жубановой.
Сегодня в штате «Екi езу» 16 человек, а коллектив является лауреатом различных конкурсов, обладателем Гран-при (2002, Астана).

P.S. Театр сатиры «Екi езу» приглашает зрителей 21 ноября, в 19.00, в концертный зал «Өнер орталығы» на новую программу «Нұрлыбек Жұбатканның әні мен әзілі», посвященную своему 20-летию.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Новости "АВ"