Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В границах дозволенного

За первые два месяца 2010 года в Актюбинской области по новым ставкам не растаможено ни одной иномарки. Какие еще перемены происходят и грядут на таможне, выяснял наш корреспондент, откомандированный в Жайсан.

Двое вместо пяти

В прошлую пятницу журналистам представили нового начальника департамента таможенного контроля по Актюбинской области Александра Кочубея. Главный таможенник предпочел рассказать о своих планах прямо на границе, а точнее, на едином контрольно-пропускном посту «Жайсан».

Первое новшество, которым поделились таможенники, стал уход с границы представителей Минздрава и Минсельхоза — раньше специалисты этих ведомств проверяли продукты животного и растительного происхождения, а также следили за тем, чтобы к нам не завезли птичий грипп и другие инфекции. С 27 января 2010 года в автомобильных пунктах пропуска, к которым относится и «Жайсан», внедрен интегрированный контроль, то есть здесь остаются только две службы — пограничная и таможенная.

— Теперь функции санитарно-карантинного, ветеринарного, транспортного и фитосанитарного контроля отходят таможенным органам, — сообщил Александр Кочубей. —  Наличие пяти госорганов, осуществляющих шесть видов контроля, замедляет пропуск автотранспортных средств и грузов в пунктах пропуска, создает дублирование функций и порождает формализм при проверке документов. К тому же, чем больше контролирующих лиц, тем больше возможности для коррупции. Введение интегрированного контроля рекомендовано Всемирной таможенной организацией и не связано с Таможенным союзом (ТС), оно введено по всей границе Казахстана, в том числе с Китаем, Узбекистаном и Кыргызстаном. Как показал опыт США, которые после событий 11 сентября объединили все контролирующие границу ведомства в одно, интеграция приводит к большей безопасности и снижению административных барьеров.

— Но это не значит, что сейчас здоровье наших граждан может оказаться под угрозой. Контроль будут выполнять квалифицированные специалисты. Мы этих же людей из санэпиднадзора  возьмем к себе на работу. А ветеринарный и фитосанитарный контроль будут выполнять прикомандированные специалисты из Министерства сельского хозяйства под руководством наших сотрудников, — отметил главный таможенник области.

Дешевле стало провозить желтки

На встрече представителей таможни, журналистов и предпринимателей Мартукского района в Жайсане разговор в основном шел о Таможенном союзе.

— Актюбинская область имеет 50 процентов товарооборота именно с Россией и Беларусью, — сообщил Александр Кочубей. — На оформление наших с ними товаров с 1 июля не нужно будет тратить время и деньги. Определенные риски существуют, но все же плюсов, мы думаем, будет больше. У всех на устах пример, как сейчас невыгодно стало завозить иномарки. Если раньше, скажем, «Ауди» 5-летнего срока выпуска с объемом двигателя 2 литра можно было растаможить за 1500-2000 долларов, то сейчас это обходится в 11 тысяч у.е.

Между тем, по данным актюбинских таможенников, если в декабре прошлого года в область было завезено около 2000 иномарок, то за январь к нам завезли 800 автомобилей, из них 80 процентов — из третьих стран, которые не относятся к Таможенному союзу. Все они были оформлены по предварительному декларированию, то есть по старым ставкам. За 2 месяца этого года ни один автомобиль из дальнего зарубежья не был растаможен по новым ставкам.

С 1 января в рамках Таможенного союза единые таможенные тарифы в целом увеличились на 25%.  А на почти 400 наименований товаров, напротив, уменьшились. Правда, взять полный список журналистам не удалось. Нам назвали только подсолнечное масло, яичные желтки (почему-то без белков. — М.К.), а также изделия из алюминия. Также в течение нескольких лет в Казахстане будет действовать льготный тариф на ввоз лекарств из дальнего зарубежья, пока отечественные товаропроизводители не смогут сами заполнить эту нишу.

Дайте нам лес, двери  сами сделаем!

Как сообщил Сарсенбай Жолдыбаев, начальник управления организации таможенного контроля областного ДТК, в 2009 году через таможню было провезено меньше грузов, чем в 2008-м.

— Скорее всего, это связано с экономической ситуацией, — считает Жолдыбаев. — Я тоже склоняюсь к тому, что плюсов в Таможенном союзе больше, чем минусов. Надо оценивать ситуацию, исходя из интересов государства. Например, раньше для нас железнодорожные перевозки по России были в 2-3 раза дороже, чем внутри страны. Теперь нам будет выгоднее экспортировать нефть, товары. Кстати, Украина и Кыргызстан тоже проявляют интерес к Таможенному союзу, и, возможно, он расширится. Чтобы полностью проанализировать влияние на нашу экономику Союза, надо подождать как минимум полгода. Думаю, мы, как хорошие соседи, должны помочь друг другу выйти из кризиса.

Мартукских предпринимателей, присутствовавших на встрече, интересовал вопрос разницы казахстанской и российской ставок НДС, однако таможенники посоветовали обратиться с этим вопросом к налоговикам, в то же время отметив, что для тех, кто будет возить товары «в «светлую», а не тайными тропами», эта разница будет выгодна.

У местных бизнесменов было много вопросов к российской стороне, и хотя ранее было заявлено, что на встречу прибудут представители оренбургской таможни, они приехать не смогли. Начальник нашей таможни объяснил это тем, что, вероятно, его оренбургские коллеги не успели согласовать приезд с вышестоящим начальством. И сказал, что наши стороны друг другу доверяют. Например, с 1 января на «Жайсане» осуществляется совместный контроль товаров. Правда, каждая сторона проверяет их у себя, но зато, если наши видят российский штамп или наоборот, товар не перепроверяют.

Мартукский предприниматель Николай Солдатенко, занимающийся изготовлением мебели, посетовал на то, что возникают проблемы при перевозке леса.

— Я возил из России пиломатериалы, но мне в документах российские таможенники писали: «Страна назначения неизвестна». Я объяснял им, что везу лес в Казахстан, показывал свой паспорт, но меня не слушали. Раньше у нас человек 30 возили лес, а сейчас 2-3 осталось. Окна, двери российские или белорусские завозить — пожалуйста, а как лес — кучу препонов придумают!  Но ведь нам выгоднее у себя производить!

Приборы хорошо, а собачка лучше

После встречи у ее участников осталось еще много вопросов о едином таможенном пространстве. Пока не доработана нормативная база, о многом имеются лишь смутные представления. Например, даже на простейший вопрос, что изменится для обычных граждан, которые будут пересекать границу после 1 июля, четкого однозначного ответа мы не получили.

К слову, на «Жайсане» уже давно пассажиров автобусов и авто проверяют не на улице, а в помещении, цивилизованно и быстро, как перед посадкой в самолет. Таможенникам не нужно перелопачивать сумки, на специальном мониторе компьютер сам отмечает подозрительные участки в багаже, и проверяющему остается лишь выяснить, что это за предметы.

Таможенники продемонстрировали оборудование, которое позволяет им проводить досмотр качественнее. Сейчас в их распоряжении тепловизоры, с которыми можно ловить в темноте тех, кто хочет пересечь границу, минуя посты, приборы, которые могут определить, является ли неизвестный порошок наркотиком, и так далее. Часто запрещенное зелье помогают обнаружить собаки.

На посту дежурный показал, как работает АСКДТ — автоматическая система контроля доставки товара. Скоро в странах Таможенного союза будет внедрена единая автоматическая система. Тогда можно будет отследить, скажем, автомобиль, вышедший из Хоргоса до самого Бреста.

На первое время после
1 июля ожидается активизация трансграничной преступности, поэтому все усилия таможенников и пограничников будут направлены на то, чтобы на рубежах все было спокойно.

15 человек  поедут на юг

Непростой вопрос — сокращение служащих таможни. Теперь на казахстанско-российской границе не требуется такого количества людей как сейчас, а поэтому сокращения неизбежны. Александр Кочубей сообщил, что тем, кто попадает под сокращение, предложено поехать на южные рубежи родины. 15 человек уже согласились на переезд. Сейчас изучаются их личные дела, чтобы найти им работу согласно специализации, ведь среди них есть кинологи, те, кто специализируется на проверках пассажиров или железнодорожных составов. Всего в нашей области ожидается сокращение 68 специалистов.

— Мы понимаем, что надо будет решать социальные вопросы: предоставления жилья, выдачи подъемных, тогда будет легче решиться на переезд, — сказал Кочубей.

И сообщил более радостную новость — скоро зарплата таможенников увеличится в 3 раза, так что для тех, кто останется здесь работать, будет хороший стимул.

Мария КОРЖЕВА,

Актобе-Жайсан-Актобе

Один таможенник зарабатывает для государства

6 миллионов тенге

В 2009 году департаментом таможенного контроля по Актюбинской области в доход бюджета взыскано 50,1 млрд. тенге, план выполнен на 100,9%. В расчете на одного сотрудника взыскано 6,4 млн. тенге.

Внешнеторговый оборот Актюбинской области с ближним и дальним зарубежьем составил около 4 млрд. долларов США.

Выявлено 75 уголовных преступлений, изъято около 10 кг наркотических средств.

Решением суда конфисковано товара на общую сумму более 16,4 млн. тенге.

Колонка "Взгляд"