Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В поисках парковки

img_8170_reswm_1

В Актобе появляются новые перекрестки и дорожные знаки.
В основном запретительного характера. В некоторых частях города постоянно дежурят полицейские. Мнения горожан по этому поводу разделились. Есть противники, которые не могут припарковаться ближе к своему дому или месту работы. Некоторые же, наоборот, желают чаще видеть патрульные машины в своих микрорайонах.
О нововведениях на улицах Актобе и отношении к ним горожан – наша Главная тема.

«Чистые» районы
Свой рейд мы начали с района, откуда поступают многочисленные жалобы наших читателей. Это улица Уалиханова, где с недавних пор запретили останавливаться машинам в районе «Орталыќ базары».
Действительно, трехполосная односторонняя улица была непривычно пустой, без пробок. Не было ни одной машины, стоящей на обочине дороги. Не смогли нарушить правила дорожного движения и мы. Проскочив Ахтанова, заметили вереницу машин на третьей полосе, фары которых  мигали налево. Это была очередь на платную автостоянку, что на территории рынка «Арай». Над шлагбаумом висела надпись «Оплата при въезде». Водитель быстро нас высадил и поехал дальше в поисках бесплатной парковки.
Недалеко от перекрестка Уалиханова и Ахтанова дежурили сразу несколько полицейских, разгоняющих транспортные средства. Патрульные отказались разговаривать с журналистами, сославшись на занятость.
Более разговорчивым был частный извозчик Амангали, который считает, что власти могли оставить хотя бы одну полосу для парковки по Уалиханова, как это сделали на Ахтанова.
— Вот вы сами приехали и куда встали?! То же самое и мы, – высказал претензию Амангали. – Это в будни, а в выходные и праздники здесь вообще места не найдешь. Ладно, нам, «бомбилам», которые не платят налоги, но, кроме нас, на Центральный базар города за продуктами приезжают и простые граждане.
По его словам, покупателям приходится парковаться во дворах частного сектора, где и так все запружено. Поэтому многие предпочитают закупаться  в супермаркетах или торговых домах с парковками. В результате снизился товарооборот у торговцев на рынке.
— Конечно, хорошо, что навели порядок, — соглашается через какое-то время собеседник. – Но надо было поставить либо знак, запрещающий парковку, либо светофор для пешеходов.

Мнения «постояльцев»
Еще один оживленный участок, где наводят порядок блюстители закона с жезлом, — та же улица Ахтанова, только ближе к городскому акимату. С недавних пор под афишами драмтеатра появилась надпись, что там также запрещена парковка. Было пусто и перед зданием, где находится немало городских служб. Разве что перед самим театром стояло несколько автобусов. Мы скромно  встали за ними, но напрасно: полицейские мигом оказались рядом и вежливо попросили удалиться. Пришлось заехать во двор театра, где увидели немало машин.
Кстати, «чистка» района горакимата от машин заставила еще раньше отъехать из родного здания самих чиновников, чтобы где-нибудь в закоулках близлежащих улиц оставить свои авто.
— Полдела, когда благополучно припарковался недалеко от места работы. Но, выехав по работе, не факт, что вернешься на свое место. На поиски парковки уходит уйма времени, — признаются госслужащие.
Директор драмтеатра имени
Т. Ахтанова Нурлыбек Жубаткан тоже не рад таким новшествам и предлагает свой выход из положения:
— Тесно стало не только внутри здания, где работают три труппы, но и за его пределами. Наши дворы так заполонили машины гор-
акимата и приезжающих туда по делу, что стало проблематичным загрузить свои декорации из цехов, куда можно подъехать только с торца. В результате не раз опаздывали на спектакли, а недавно вовремя не смогли выехать на гастроли. Приходится в буквальном смысле слова пинать колеса, чтобы их владельцы нашлись и освободили проезд. Иногда «крутые» владельцы еще  и наезжают, мол, это не ваша территория.
Могу привести еще один пример. На днях одна из актрис не смогла заехать во двор театра, где паркуются наши сотрудники. Она поставила свою машину с нарушением правил дорожного движения, за что сотрудники полиции сняли у нее госномера.
Раз запрещают останавливаться, предлагаю на этом месте сделать аллею и создать свой Арбат. Здесь отличное место для отдыха горожан, рядом парк культуры и отдыха. Но на деле наш зритель из театра сразу попадает на проезжую часть с интенсивным движением. Представьте человека, который вышел после спектакля с размышлениями о постановке. Он запросто может оказаться под колесами. Помимо этого, в нашем театре проводится множество мероприятий городского, областного и республиканского значения.

 

Новая площадка

img_8062_reswm_1

Новые дорожные знаки в Актобе активно обсуждают водители и в соцсетях «Инстаграмм» и «ВКонтакте». К примеру, пользователи пишут, что светофор на «колхозке» не помогает, так как люди по привычке идут и идут, не обращая на него внимания. Они жалуются, что за парковку в районе Центрального рынка придется платить по 100 тенге, когда везде по городу взимают по 50.
— Знают, что люди все равно к ним придут, так как всегда очередь и не хватает парковочных мест. Поэтому могли бы оставить одну сторону Уалиханова для парковки, — считает один из активистов интернет-сообщества «Водители Актобе Zello» Кайрат. – «Почистили» также перед горакиматом, но взамен ничего не создали.
По его словам, к ним поступают десятки комментариев к недавно появившимся дорожным знакам. К примеру, знак, указывающий движение только направо с бульвара Абая в сторону проспекта Абилкайыр хана, по их мнению, не что иное, как медвежья услуга.
— Получается, налево нельзя, а в часы пик машины с левой полосы не могут повернуть направо, — сетуют водители. – На деле при выезде с Абая налево водители ориентировались на пешеходный светофор возле «Нурдаулета». Да и аварий на этом перекрестке было немного.
Пользователи соцсетей предлагают поставить пешеходную зебру возле рынка «ЗапКазЯрмарка».
— К сожалению, сотрудники полиции не сотрудничают с нами активно, не прислушиваются к нашим мнениям, хотя знают о существовании нашего  общества, — говорит Кайрат. – На наши предложения они отписываются, что решают не они, где поставить тот или иной дорожный знак, а другие дорожные службы.

Закон надо соблюдать
— Очень многое делается на наших автодорогах, — уверен директор учебного центра «Марат» Бауыржан Нурманов. – К примеру, новые современные перекрестки появляются не только в самом городе, но и за его пределами. Они удобны водителям и пешеходам. Благодаря автотрассе Западная Европа – Западный Китай в пригороде появилась прекрасная дорожная развязка.
В числе положительных примеров директор автошколы называет исправление дорожного движения на перекрестке проспектов Санкибай батыра и Алии Молдагуловой. Знак на перекрестке Санкибай батыра и улицы Оспанова, запрещающий поворот налево в сторону гаражного кооператива, решил проблему заторов. Отрегулирована ситуация на перекрестке  между 12 микрорайоном и Москвой.
— Мы настолько привыкли к новым светофорам со светоотражающими способностями, что порой кажется: старые горят блекло, — продолжает собеседник.
По мнению Нурманова, пробки в районе Центрального рынка образовывались из-за стихийной торговли с земли.
— Люди торговали на проезжей части, да и транспортные средства водители оставляли как попало. Если бы водители соблюдали правила, то там было бы достаточно мест для парковки, — считает директор автошколы. – Правильно, что установили запрещающие знаки. Потому что это место, где очень много пешеходов. Навели порядок и получили цивилизованную  торговлю. Давайте сделаем город таким, чтобы не было стыдно за него.
Возле горакимата, по его мнению, можно сделать парковку на месте бывших каруселей. В целом все дорожные знаки ставятся с точки зрения безопасности.
— В городе движение стало интенсивным, потому вопрос об этике и воспитании участников дорожного движения необходимо постоянно поднимать. Порядок будет тогда, когда каждый гражданин — пешеход или водитель — будет поступать по закону и совести. Например, в этом году мы внесли свою лепту в решение одной из главных проблем города – построили автодром по всем соответствующим стандартам. Закон РК «О дорожном движении» обязывает каждую автошколу обучать курсантов практическому вождению на автодроме. Но до сего дня ни одна автошкола его не имела. Нам помог акимат, выделив земельный участок.
— Зачастую мы не замечаем неудобств или привыкаем к ним. Если кто-то пытается навести порядок, сразу начинаем сопротивляться. Любое начинание находит оппонентов. Немало противников того же автодрома, но мне надо выполнять закон, чтобы не стыдно было за предоставляемые платные услуги. Почему многие страны расцвели так быстро? Потому что они выполняют закон. Вот вам и ответ на все вопросы.

 

Будут деньги – не будет проблем?

dscf4915_reswm_1

С другой стороны, многочисленные жалобы горожан на беспорядок, который создают автомобили, давно известны сотрудникам группы дорожной и технической инспекции города. Более того, ее сотрудниками разработаны действенные меры по их устранению, и дело лишь за малым — нужны деньги.

 

Подземные переходы и арочное освещение
— Наш задача — регулировать технические дорожные знаки, реконструкция и ремонт автодорог, установка или демонтаж пешеходных переходов и «лежачих полицейских», — сообщил руководитель группы дорожной и технической инспекции, старший госавтоинспектор города, майор Еркин Утеген. — Эту работу выполняют подрядные организации, мы же контролируем, чтобы все работы были выполнены с соблюдением нормативов.
Шесть сотрудников подразделения контролируют около 1 000 километров дорог города. Ежедневно каждый из них объезжает закрепленный за ним участок и проверяет состояние дорог, исправность дорожных знаков и светофоров.
Ежедневный мониторинг, по словам Утегена, дает полную и реальную картину положения дел. На основании этих наблюдений группа вносит свои предложения в акимат по улучшению дорожного движения.
— Работа ведется ежедневно, — отмечает он. – Где-то надо обновить светофор, где-то поменять знак или вообще убрать его. Работы всегда хватает.
Не все приветствуют изменения, происходящие на улицах города. Много упреков в адрес властей вызывает у актюбинцев перенос пешеходных переходов на 70 и более метров от остановок. Однако старший автоинспектор считает, что это необходимая мера.
— Это не наша прихоть. А результат расчетов и тщательного мониторинга, — подчеркивает руководитель группы. – Мы неоднократно писали в местные исполнительные органы о том, что некоторые пешеходные переходы расположены в зоне риска. Кстати, предлагали не их перенос, а сооружение в тех местах надземных или подземных пешеходных переходов, как это практикуется в других государствах. Также предлагали установить над пешеходными переходами освещаемые арки, чтобы водители в ночное время отчетливо видели пешеходов.

Делается немало
К примеру, в прошлом году был построен светофор на пересечении проспектов Алии Молдагуловой и Санкибай батыра. Он позволил повысить пропускную способность перекрестка. Было улучшено движение на перекрестке улицы Жанкожа батыра и проспекта Нокина, где были установлены правые повороты. За счет увеличения режима работы светофора и установки дополнительных секций улучшено движение на перекрестках Нокина — Маншук Маметовой и Нокина-Акимжанова.
В результате применения так называемого «метода просачивания», когда разрешение ехать прямо и поворот налево загораются на светофоре одновременно, удалось устранить ежедневные пробки на перекрестке улицы Бокенбай батыра и проспекта Абилкайыр хана.
К сожалению, предложения группы не всегда находят финансовую поддержку, и тогда  приходится применять «оперативное решение».
— К нему мы прибегаем, когда город не находит средств на реализацию какого-то конкретного нашего предложения, — говорит Еркин Утеген. – К примеру, когда возникли трудности с финансированием по установке светофора на перекрестке улиц Есет батыра и Киселева, мы установили на обеих сторонах улицы знаки — движение только направо, с запретом пересекать улицу Есет батыра. Это позволило решить проблему, но в перспективе было бы лучше все-таки установить светофор.
В следующем году предполагается реконструкция моста в районе Сельмаш. Новый четырехполосный мост позволит увеличить пропускную способность.
Но проблемы все еще есть. Назрела необходимость разгрузить от автопотока перекресток улицы Тургенева и проспекта Алии Молдагуловой. Как признается руководитель группы, в этом случае оперативным решением не обойтись. Нужны немалые средства для создания здесь специальной транспортной развязки и «клеверный лист», как это было сделано на улице Әз Наурыз перед въездом на мост в 11 микрорайоне. На это, как сообщил Еркин Утеген, у города пока денег нет. Опасная ситуация сохраняется на перекрестке улиц Заводская и Мирзояна в районе Малышка.

Все можно решить

dscf4927_reswm_1
Наиболее заметна проблема парковок в районах «Орталық базары», земельного комитета, городских прокуратуры и акимата. Этот вопрос неоднократно поднимался на разных уровнях, но больше всего нареканий со стороны горожан, дома которых располагаются в непосредственной близости от мест стихийных скоплений автотранспорта.
— Проблемная ситуация вокруг Колхозного рынка существовала долго,  но нам нужно было тщательно изучить вопрос, чтобы принять решение, которое устроило бы всех, — сообщил Еркин Утеген. – В октябре нами были установлены знаки, запрещающие остановку и стоянку в этом районе, а на перекрестке улиц Уалиханова и Ахтанова были установлены двухтактные светофоры. Это значительно снизило автопоток на этом участке, но полностью вопрос решить не удалось, автовладельцы просто переместились в другой район, где сразу же возникли пробки.
Как объяснил руководитель группы дорожной и технической инспекции, проблему решить можно легко, если создать парковочные места на прилегающих к району улицах.
— На улице Ахтанова, между тротуаром и проезжей частью, начиная от перекрестка с улицей Уалиханова, достаточно места, чтобы установить парковку на 100 и более мест, — уверен Утеген. – Мы можем установить соответствующие разрешающие знаки на улице Ахтанова, и проблема скопления автомобилей у драмтеатра, земельного комитета, перинатального центра и горакимата будет решена.
Такое предложение в горакимат нами уже внесено, требуется только финансирование. Кроме этого, мы предлагаем благоустроить участок на улице Шернияза, напротив остановки «Акация». Существующее расстояние между тротуаром и проезжей частью позволяет установить там парковку на 50 авто.
Мониторинг ситуации с парковками показал, что можно решить и проблему автостоянок у ЦОНа (создание дополнительной парковки с тыльной стороны здания), горпрокуратуры (расширение имеющихся парковок) и других уязвимых мест города. Как бы ни были трудны проблемы, всегда можно найти пути их решения, убежден Утеген. Трудности их реализации, вопрос другой.
— Город вынужден решать эти вопросы, исходя из своих финансовых возможностей, — делится старший автоинспектор. – Но и то, что делается для безопасного движения и создания новых развязок и дорог, уже немало. Думаю, в ближайшем будущем все эти проблемы решатся.

Кстати, сейчас в Актобе зарегистрировано более 130 тысяч единиц автомобильного транспорта. Ежегодно это количество увеличивается на 10 тысяч.

Это большая и постоянно растущая проблема. Можно ли ее устранить посредством создания новых парковочных мест за счет сужения и без того тесных городских улиц, остается вопросом.

 

Колонка "Взгляд"