Государственный оркестр «Камерата Казахстана» во главе с его создателем и бессменным руководителем, народной артисткой РК, профессором Гаухар Мурзабековой выступил на прошлой неделе в Актюбинской областной филармонии имени Г. Жубановой.
Единственная в Азии
Несмотря на то, что Гаухар Мурзабекова в связи с задержкой авиарейса присоединилась к выступлению своего коллектива с небольшим опозданием, зрители смогли сполна насладиться классической музыкой. В этот вечер зал рукоплескал произведениям Баха, Гайдна, Россини, казахских композиторов.
— Мы планировали показать в Актобе старинную программу, — рассказывает худрук. — Но так получилось, что я буквально из самолета выскочила на сцену (такого экстремального выступления у меня еще не было), и моим ребятам пришлось несколько изменить репертуар концерта.
Оркестр «Камерата Казахстана» в последнее время захватило популярное увлечение, к которому обратилась вся Европа, — эпоха барокко.
— Мы занимаемся самообразованием, изучаем то время, нравы, чтобы максимально прочувствовать новое для себя направление, — говорит Гаухар Мурзабекова.
Слово «Камерата» имеет итальянские корни, так называли в старину небольшие струнные оркестры, которые музицировали в знатных домах. Почти в каждой стране есть своя «Камерата», в Казахстане, да и во всей Центральной Азии — единственная. («Надо было назвать «Камерата Азии», — замечает Мурзабекова во время разговора. — Прим. автора). 12 лет назад, создавая свое детище, она мечтала исполнять музыку времен барокко. И вот сейчас коллектив в полшаге от этого.
Высокий уровень профессионализма оркестрантов получил признание публики во многих странах: в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Турции и др. И все же приоритетом для коллектива является популяризация классики у себя на Родине. По признанию артистки, в Казахстане они получают самый теплый прием и ощущают хорошую ауру. Чаще выступают в крупных городах, областных центрах. В глубинке люди еще не умеют слушать классику. Исполнять Генделя, когда в зале во весь голос ведутся беседы, просто невозможно, говорит наша собеседница, «и это не вина зрителей, они просто не знают, как надо слушать музыку». Оркестр не чурается гастролей и по районам — после Актобе «Камерата» направилась в Шалкар.
Надеяться и верить
На вопрос «Почему именно скрипка?» Гаухар Мурзабекова отвечает:
— Мой папа был певцом, и все мое детство прошло за кулисами или в оркестровой яме. Я слышала много музыки, мне захотелось научиться играть на скрипке. Она меня притянула, можно сказать. С тех пор я ни разу не пожалела о своем выборе. Бывает, конечно, что устаешь, но не от музыки. Наоборот, если долго не играешь, чувствуешь дискомфорт. Мы, артисты, больны музыкой, без скрипки я уже не могу.
Каждый раз, выходя на сцену, талантливая скрипачка чувствует волнение. Это особое состояние вдохновения, без которого невозможно направить энергию в зал, и ощутить обратный посыл понимания от зрителей.
В преддверии праздника Наурыз руководительница «Камераты» пожелала актюбинцам побольше оптимизма и веры в хорошее.
— Мы часто проводим параллели с советским временем, мне кажется, сейчас нам не хватает той теплоты, искренности, непосредственности, которая была у людей тогда. Взамен этих чистых качеств человек нередко получает мимолетные материальные блага. Это как душу дьяволу продать — один раз изменив себе, понимаешь, что назад пути уже нет. Я вижу, что актюбинцы смогли сохранить в себе духовные ценности, и мне это нравится. Желаю вам всегда оставаться такими, несмотря ни на что. Нужно верить в добро, радоваться мелочам, и тогда все у вас получится.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Под чарующие звуки
Под сводами концертного зала Актюбинского музыкального колледжа два часа звучали чарующие мелодии Курмангазы, Даулеткерея, Арынгазы, Таттимбета, Сугира и других корифеев казахского музыкального искусства.
Это был творческий вечер солиста областной филармонии, преподавателя музыкального колледжа по классу домбры Асылбека Кенегесова (на снимке).
Асылбек закончил Казахскую академию музыки и является одним из лучших кюйши в нашем регионе. У него своеобразная манера исполнения: будто он беседует со слушателем многоголосыми переливами звуков, то повышая тона, то сводя их до шепота. Домбра в его руках движется в такт музыке, что придает игре особый колорит.
На отчетный концерт собрались учащиеся и преподаватели колледжа, любители казахских кюев. С большим успехом он исполнил произведения своего учителя Каршыги Ахмедьярова и несколько собственных кюев. Пришедшим на этот вечер посчастливилось услышать великолепную игру оркестра музыкального колледжа.
Муапих БАРАНКУЛОВ
Дизайнеры рисуют пейзажи
«Учитель и ученик». Под таким названием в Казахско-Русском международном университете открылась творческая выставка. На экспозиции — работы студентов первого и второго курсов и преподавателей кафедры дизайна — известных художников Ануара Отеген-Тана и Марзии Жаксыгариной.
На презентации выставки президент КРМУ Темирхан Бердимуратов, тонкий ценитель искусства, признался, что картины начинающих дизайнеров воодушевили его, он увидел красочный мир глазами художника.
— Сегодня на этой выставке мы с вами становимся соучастниками рождения новых талантов, имена которых, возможно, еще услышим не раз, — выразил он надежду.
Его слова могут стать пророческими, ведь кто знал много лет назад, как высоко поднимется ученик Ануара Отеген-Тана художник Марат Бекеев.
Еще один ученик мэтра, признанный сегодня дизайнер Владимир Аралбаев, посетил выставку и лестно отозвался о представленных работах: «Для студентов 1-2 курсов весьма даже неплохо».
Натюрморты, пейзажи, этюды, плакаты Гулсары Узакбаевой, Гульназ Кабдрахмановой, Алтынай Арыстангалиевой, Акнур Итолиной были выполнены разной техникой, отличались композицией, но все они говорили о высоком потенциале студенток. Внимание первых посетителей привлекли работы Сабины Науразбаевой, ее полет мысли, оригинальность, лаконичность. Например, плакат «15 лет КРМУ», выполненный в черно-белом формате, предельно краткий и емкий. Ее живописные работы выделяются лиричностью натюрморты — весомостью, компоновкой, а пейзажи — настроением. По признанию Сабины, ей нравится работать над пейзажами, очерчивая маслом игру света и тени. «Люблю также графику», — говорит она.
У нее есть с кого брать пример. Отеген-Тана — мастер графики. На выставке было много его работ: «Гендерная политика», «Яйцеголовый», «Я памятник воздвиг», «Узоры степей» и другие, в которых грифельным карандашом автор высказывает свои размышления о современности, женщине, жизни. Марзия Жаксыгарина, известная, как мастер экслибриса, кроме графики, представила портреты, в которых ей удалось тонко передать психологическое состояние человека.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Автор идеального дворика
Студенты Актюбинского университета им. С. Баишева приняли участие во II республиканской предметной олимпиаде среди вузов, прошедшей недавно в южной столице Казахстана, по специальностям архитектура, дизайн, строительство. Соревновались 140 участников из 20 вузов страны. Наша Юля Скворцова стала обладательницей диплома третьей степени.
Олимпиада проходила в Казахской архитектурно-строительной академии под эгидой Министерства образования и науки РК. Кроме Юли, из университета имени С. Баишева в Алматы поехали Асель Курмашева и Света Трубина. Девушки показали все свое мастерство, продемонстрировали теоретические и практические навыки. Одним из заданий было разработать клаузуру (набросок, подача собственной идеи) на тему «Организация среды внутридворового пространства». То есть придумать идеальный дворик, в котором всем уютно и интересно. Наши студентки постарались на славу, они показали свои идеи и смогли познакомиться с разработками других участников олимпиады.
Асель БЕРКЕШЕВА, завкафедрой дизайна университета им. С. Баишева