Вечная спутница казаха

В Национальный день домбры перед монументом «Қазақ елі» выступят около трех тысяч домбристов, начиная от известных звезд Бекболата Тлеуханова, Сакена Турысбекова, Сауле Жанпеисовой, Асылбека Енсепова и многих других. К ним присоединятся домбристы Актюбинской областной филармонии имени Газизы Жубановой|Фото автора

1 июля Казахстан впервые отмечает Национальный день домбры. Праздник учрежден Указом Президента страны. Изучив, насколько популярен этот истинно казахский музыкальный инструмент, корреспонденты «АВ» пришли к выводу: актюбинцы заказывают дорогостоящие инструменты в столицах у самых искусных мастеров, а для получения профессионального образования необходимо пройти конкурс. В целом, в Актобе в настоящее время наблюдается настоящий домбровый бум.

1 июля — Национальный день домбры.

Как известно, 12 июня 2018 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал Указ, согласно которому в первое воскресенье июля в стране будет отмечаться Национальный день домбры.
Праздник учрежден в целях дальнейшей консолидации общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности.
В Актобе, как и во всей стране, акции и мероприятия, приуроченные к празднованию Национального дня домбры, пройдут 1 июля.
Так, по инициативе Ассамблеи народа Казахстана пройдет акция «Ұлттың саз байрағы — домбыра», призванная возродить древний обычай — иметь домбру в каждом доме, отводя ей почетное место как символу казахского народа, которая передает национальный код, способствуя сохранению истории и культуры предков с незапамятных времен.
1 июля во всех родильных домах Актобе торжественно поздравят и вручат в подарок домбры с логотипом Ассамблеи народа Казахстана мамам первых новорожденных.
1 июля с 10.30 до 12.00 праздничные мероприятия, посвященные Национальному дню домбры «Күмбірле, қоңыр домбыра» пройдут на площади перед школой в жилом массиве «Нур Актобе», на площади рынка «Шыгыс» и Центрального рынка в старой части города, в микрорайоне Батыс-2 в парке Здоровья.
Для горожан будут организованы праздничные программы, выступления оркестров национальных инструментов и исполнителей игры на домбре, вокалистов, танцевальных коллективов. Для участников праздника прозвучат народные мелодии и произведения известных композиторов.

Традиции держатся на сильных педагогах

— День домбры мы восприняли с особой радостью. Тем более национальное искусство напрямую связано с нашим учебным заведением, — говорят в один голос в музыкальном колледже имени Ахмета Жубанова.
Как сообщила заместитель директора Айман Дабылова, отделение казахских народных инструментов у них работает со дня основания музыкального училища, с 1971 года, и по сей день является ведущим. С этого же момента действует и оркестр народных инструментов, в котором насчитывается 50 студентов. На сегодня в данное отделение набирают порядка 20 человек, из них около 10 студентов на класс домбры.
— На одно место на отделениях «Народные инструменты» и «Пение с домброй» (традиционное пение) претендуют по 2-3 человека, — говорит Айман Дабылова.
По ее словам, домбра также является основным инструментом на отделении «Социально-культурная деятельность». Помимо этого, будущих домбристов, считайте потенциальных студентов данного учебного заведения, готовят те же педагоги на платной основе в студии при колледже.
К преподавателям здесь относятся очень трепетно. Все они с большим опытом, которые, помимо этого, всегда на сцене. Почти все они — артисты Казахского оркестра при областной филармонии имени Газизы Жубановой. Да и основоположник оркестра Кайыргали Кожанбаев возглавлял колледж многие годы. Возможно, потому достижения не только воспитанников, но и самих педагогов музыкального колледжа по классу домбры очень высокие.

Вниманию актюбинцев! 1 июля в 11.00 прямо перед входом в музыкальный колледж имени Ахмета Жубанова его студенты исполнят известные произведения и покажут кюй-тартыс. Кульминацией станет сольное выступления победителя областного тура «Men qazaqpyn» Шабая Азирбаева.
— Наши дети — постоянные участники домбра-пати. Всевозможные общегородские мероприятия на площадках не обходятся без наших студентов. А самое главное, в каком бы конкурсе они ни выступали, везде становятся лауреатами. Даже в проекте «Men qazaqpyn» нынешнего сезона Актюбинскую область в жанре кюй будет представлять второкурсник Шабай Азирбаев. В прошлом сезоне выпускник колледжа, а ныне еще и консерватории имени Курмангазы Дастан Кабылов стал финалистом в жанре терме. Кстати, получив диплом, Дастан намерен приехать в Актобе, — не без гордости добавляет завуч колледжа.
Всего в нынешнем учебном году студенты музыкального колледжа имени Ахмета Жубанова стали лауреатами 28 международных, 55 республиканских, 3 региональных и 12 областных конкурсов.
— Эти достижения стали возможными потому, что у нас сильные педагоги. Порой бывает, что студенты со своими преподавателями могут организовать между собой кюй-тартыс (состязание в мастерстве по исполнению произведений. — Прим. авт.). К примеру, сам Димаш Кудайберген брал уроки домбры у Жайлау Асылханова. Да и в консерваториях всегда хвалят наших выпускников за хорошую базу, — говорит завуч.
Еще один секрет их успеха, по мнению администрации колледжа, тесная связь с уроженцами Актюбинской области, а ныне известными на всю страну и не только педагогами, работающими ныне в столицах. К примеру, Абдулхамит Райымбергенов, Едиль и Ерсаин Басыгараевы, Турар Алипбаев — частые гости колледжа, при каждом приезде они проводят мастер-классы.
Знаете ли вы, что
В 2010 году домбра была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10 450 домбристов исполнили казахский кюй «Кенес».

Кузница корифеев

Лучшие выпускники отделения народных инструментов колледжа, ставшие корифеями музыкального исполнительства Казахстана, уже много лет занимаются воспитанием молодого поколения. К примеру, Абдулхамит Раимбергенов (на фото) является директором музыкальной школы «Көкіл» в Алматы, педагогом-новатором, автором программы «Мұрагер» по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ. Его современная методика обучения игре на домбре с использованием инновационных технологий — это бесценный вклад в развитие музыкальной педагогики Казахстана. В ведущих учебных заведениях Казахстана — КНК им. Курмангазы и КазНУИ — работают заслуженные деятели культуры республики Турар Алипбаев и Ерсаин Басыкара в качестве профессоров, а Замзагуль Измуратова — в должности доцента. Кандидат искусствоведения Гульнара Кузбакова стала доцентом КазНУИ.

Тон задают мастера

Обучение в колледже — бесплатное, однако каждый студент пользуется своей личной домброй. Причем ручной работы.
— Купленные на базаре домбры нашим музыкантам не подходят. Поэтому все заказывают домбры у столичных мастеров, и каждый играет на своем инструменте, — поясняют в администрации.
По словам преподавателя колледжа, известного домбриста, лауреата множества конкурсов Талапа Хамзина, в Актобе мастеров по изготовлению домбры единицы.
— К примеру, знаю таких хороших мастеров, как Шокан Калиев и Еркосай Абилов. Но они одни, и на весь регион физически не успевают, а спрос на инструмент очень высок. Искусные мастера по изготовлению домбр сосредоточены в мегаполисах, особенно в южной столице, где действует здоровая конкуренция, — поясняет ситуацию Талап Хамзин.
По его словам, у истоков не только создания профессионального академического оркестра, но и изготовления домбр стоял Ахмет Жубанов. Для создания оркестра и консерватории мэтр начал собирать мастеров-исполнителей по всему Казахстану. Тогда же для разработки и развития инструментов Ахмет Куанович пригласил из Москвы мастеров, братьев Романенко, которые взялись за исследование казахских народных инструментов и их дальнейшее изготовление.
— Их инструменты на удивление были легкими и хорошо звучали. Их домбры сейчас — редкий экземпляр. Сегодняшние мастера изучают домбры Романенко, чтобы понять их секреты, — говорит домбрист и поясняет, что в первую очередь качество звучания домбры зависит от дерева и струн. Кстати, струны бывают разные. Естественно, простые лески не годятся. Бывали, японские и германские, но их сейчас днем с огнем не сыщешь. Рынок завоевывает китайский ширпотреб. В последнее время появились карбоновые лески, в составе которых есть металл, придающий нужный звук. Что касается кишок овец или козы, из которых издревле делали струны, то технологию их изготовления давно позабыли. Да и их часто надо менять.
— Недавно мастер Еркосай Абилов дал мне струны из кишок. Он сам их изготовил. Хотим провести эксперимент — каким будет их звучание? — признается Талап Хамзин.
Из мастеров по изготовлению домбры на всю страну известен Жолаушы Турдыгулов. Несколько лет подряд в традиционном конкурсе мастеров «Үкілі домбыра» побеждал ныне покойный Жаксылык Оспанов.
— В 2005 году мне посчастливилось купить у него домбру. К сожалению, мастера не стало через год. Насколько знаю, домбры Жаксылыка в Актобе, кроме меня, есть еще у двух музыкантов, — говорит исполнитель.
По словам виртуоза, о качестве домбр, продающихся на базаре за 6-7 тысяч тенге, говорить не приходится. Из какого дерева они сделаны, не знают даже сами продавцы. В основном они к нам поступают из Каракалпакстана и Южного Казахстана.
Цена хорошей домбры для детей начинается от 50-60 тысяч тенге. Педагог советует: пока пальцы ребенка не окрепли, лучше его учить на маленькой домбре. А вот инструмент для профессионала, на которых играют народные артисты, стоит 2-4 тысячи долларов.
— Видел в мастерской у Айтмухамбета в Алматы домбру стоимостью четыре тысячи долларов для Сауле Жанпеисовой, — говорит педагог.
Кстати, профессиональные домбры делятся на конкурсные и концертные. В первом случае они более просты. Главное внимание уделяется звучанию, потому различные узоры уходят на задний план. Концертная домбра с орнаментом. Раз исполнитель выходит в национальной одежде — инструмент должен соответствовать костюму.
— В целом мастер делает инструмент по желанию заказчика, который может попросить нанести узор или же дополнительное защитное покрытие. Все зависит от возможностей заказчика, — говорит домбрист Талап Хамзин.

Совет от педагога

Обучение игре на домбре в музыкальной школе стоит 2-5 тысяч тенге, в студии при колледже — 12 тысяч тенге.
— Можно встретить объявления, где обещают научить играть и за месяц. Но это на уровне кружка и с группой по 10-15 человек. Может, и это правильно: желание научиться играть на исконно народном инструменте можно только приветствовать. Но, чтобы профессионально учить, необходимо работать с каждым ребенком индивидуально, начиная с постановки рук и многого другого. Кружковцам, кстати, будет потом трудно перейти к профессиональному обучению.
Есть родители, которые приводят ребенка в 5-6 лет, но ребенок на тот момент еще неусидчивый. Лучше начинать обучение в возрасте 7-8 лет, примерно со второго-третьего класса, причем в детских музыкальных школах, где обучение длится 5-7 лет. В итоге он одновременно оканчивает общеобразовательную и музыкальную школы, и уже может поступать в музыкальный колледж, — советует преподаватель музыкального колледжа имени Ахмета Жубанова Талап Хамзин. 

Подарок городу

Два года назад в честь 147-летия города в Актобе установили памятник домбре.
Шестиметровая скульптура в виде казахского национального инструмента расположилась на пересечении двух главных проспектов областного центра — Абилкайыр хана и Алии Молдагуловой. Необычный монумент изготовил из металла на собственные средства мастер Куатбек Ещанов. Подарок городу обошелся ему более чем в 300 тысяч тенге. Высота домбры — 6 метров 30 сантиметров, ширина —
1 метр 40 сантиметров. Вес конструкции не превышает 300 килограммов.
— Главным критерием была схожесть с национальным инструментом. Надеюсь, площадка возле скульптуры станет излюбленным местом музыкантов и творческих людей нашего города, — отметил в день открытия монумента автор проекта.

Лучший кюйши Казахстана живет в Актобе

Победителем I Международного конкурса «Мен — казақпын» в номинации «кюй», обладателем статуэтки «Үздік күйші-2017» и солидного денежного приза стал артист Актюбинской филармонии имени Г. Жубановой Ардак Елеусиз. Он обошел в искусстве игры на домбре оркестранта из «Отырар сазы» Азамата Шнарова.
Ардак Елеусиз является выпускником детской школы искусств имени Казангапа (педагог — Даметкен Алданазарова) и КазНУИ (педагог — доцент кафедры народных инструментов, уроженец Шалкара Едиль Басыгараев).

Древний и вечный

Домбра — самый распространенный двухструнный древний музыкальный инструмент казахского народа со множеством ладов (перне). По некоторым данным, она старше на 3 тысячи лет Казахского ханства, поэтому имеет много общего с родственными народами. Исследователи также говорят, что на домбре наши предки играли 5 тысяч лет тому назад. К примеру, археологи нашли на юге Аральского моря, близ местности Кой кырылган, недалеко от Хорезма, камень, где выгравирован рисунок двухструнной домбры на 12 ладов. Памятник датируется IV веком. Также в ходе раскопок под Хорезмом найдены терракотовые изображения, на которых саки, жившие 2 тысячи лет тому назад, играют на двухструнных музыкальных инструментах. На территории Жамбылского района Алматинской области найден камень, на котором изображен инструмент, похожий на домбру.

 

Инструменты бывают разные

Несмотря на известность инструмента в казахской степи, домбра в каждом регионе имеет свои особенности. К примеру, на севере, центре и юге размер домбры небольшой, имеет всего 7-8 ладов. У домбры на западе Казахстана корпус округленный, длинный гриф и 12-14 ладов.
Форма домбры менялась и развивалась в зависимости от быта и традиций каждой местности, школы пения, сказания и кюя, а также манеры исполнения мастера. Помимо этого, есть различные виды самой игры на домбре. К примеру, «сермеп ойнау», «іліп қағу», «шертіп ойнау» и другие.
Корпус инструмента изготавливается из орехового, красного дерева или из дуба, гриф — из березы, крышка — из ели.
В зависимости от различных свойств и параметров домбры бывают «үш ішекті», «кең шанақты», «қуыс мойын», «бүктемелі», «желбезекті», «тұмар», «қос шанақты», «қос мойын», «үшем» и другие. Всего насчитывается более двадцати видов исконно народного инструмента.

Истоки профессионализма

В 1934 году Ахмет Жубанов собрал 11 домбристов, и впервые кюй был исполнен в составе ансамбля. В 1943 году был создан оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Звук домбры был переложен под оркестр. Использование примы-домбры придало традиционной инструментальной музыке кюю особый национальный оттенок.
Кстати, прима-домбра (на фото) на 20 ладов хранится в Хобдинском районном музее. Как сообщила методист Хобдинского филиала областного историко-краеведческого музея Гульбаршин Сагаликызы, инструмент в 2017 году в фонд музея передали дети композитора Мухаммеда Баймукашевича Елемесова. Музыкант, ветеран войны, Почетный гражданин города Будапешта Мухаммед Елемесов 42 года трудился в Государственном академическом оркестре имени Курмангазы. Автор 35 песен и более 30 кюев.

Абат КАРАТАЕВ

 

Новости "АВ"