Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Верность делу памяти

Режиссер и оператор Николай Раисов («Казахфильм») посетил Актобе с целью снять блок о 312-й стрелковой дивизии, который станет частью документального фильма о трех казахстанских дивизиях, защитивших Москву осенью 1941 года.
Пребывание режиссера в нашем городе было очень коротким, но за три дня Николай встретился со всеми, кто может что-то рассказать о защитниках столицы, и отснял все, что в Актобе прямо или косвенно связано с 312-й дивизией.
— В этой дивизии воевал мой дед Николай Глинов, что особенно мотивировало меня на создание фильма, — признался режиссер. — Мы обязаны оставить потомкам память о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, и делать нужно это не откладывая, пока живы хоть единицы из ветеранов и немолодые дети фронтовиков, помнящие рассказы героев.
Из ветеранов 312-й в Актобе уже нет никого, но есть музей славной дивизии в городской школе № 2, есть собеседники из числа детей ветеранов — они и стали героями фильма.
Первым пунктом знакомства Николая Раисова с родиной национального воинского формирования и съемок стала улица, носящая имя ее командира Александра Наумова. Встречавший и сопровождавший Николая Кабкеновича лидер актюбинских поисковиков, ветеран Афганской войны Гумер Галеев рассказал гостю об установке памятного знака с портретом генерал-майора:
— Несмотря на лютый ноябрьский холод, на открытие собралось много народу, в том числе представители власти. Из Оренбурга приезжал автор книги «Горькая осень сорок первого» Глеб Чугунов, присутствовали Александр и Екатерина Колесниковы, дети политрука четвертой роты 1079-го полка Александра Колесникова. Городская власть обещает огородить небольшую территорию вокруг памятного знака, так как его расположение в активной транспортной зоне чревато опасностью наезда, в том числе на молодые деревья, которые мы посадили весной. Спасибо учащимся СШ № 12 и горожанам, проживающим в соседних домах, за полив насаждений. Установлен знак на средства общественного фонда «Боевое братство».
Далее режиссер провел съемки у памятника 312-й дивизии на улице Ж. Кереева, в начале улицы имени Ы. Алтынсарина, где летом 1941-го в здании школы № 2 располагался штаб формирующейся дивизии. К сожалению, не сохранилось никакого напоминания об истории
312-й дивизии (на месте школы № 2 возвышается корпус экономического факультета АРГУ имени К. Жубанова), но Николай Раисов заснял соседнее здание с мемориальной табличкой, гласящей, что здесь располагался сортировочный эвакогоспиталь.
На проспекте 312-й стрелковой дивизии располагается облвоенкомат, «Катюша» во дворе которого послужила автору фильма артефактом эпохи Великой Отечественной.
В следующие два дня пребывания в Актобе режиссер посетил Жиренкопу Хобдинского района и музей 312-й стрелковой дивизии в городской школе № 2.
Подвиг жиренкопинцев в деревне Борисково, ныне Жуковского района, Калужской области осенью 1941-го труден для восприятия: это героизм в его высшем проявлении, когда на карту поставлена только цель.
Гитлеровцам было непонятно, почему советские солдаты отступают с боями, не сдаются в плен — это противоречило тактике блицкриг. Так было и с красноармейцами 1079 полка, занявшего круговую оборону в сарае на окраине Борисково. Десять (!) человек бились с окружившим противником несколько часов, невзирая на уговоры сдаться. Не сумев захватить сарай приступом, фашисты уничтожили его огнеметами. Из десяти бойцов восемь были односельчанами… Возможно, и бились казахстанские дивизии на редкость спаянно, так как каждый чувствовал рядом плечо соседа.
Съемки в Жиренкопе проходили с участием Зеина Сеитова, сына Сихата Сеитова, одного из тех восьмерых односельчан. Зеин ага был и на могиле отца в селе Красном, куда калужскими поисковиками был перенесен прах погибших.
Собеседниками Николая Раисова в музее 312-й дивизии в СШ № 2 стали нынешний директор хранилища Венера Ибрагимова, а также Раиса Додик и Сергей Сысоенко, дочь и внук сержанта 859 артполка Власа Сысоенко, одного из немногих выживших в мясорубке обороны Москвы.
— О Панфиловской дивизии известно почти все, а о 312-й почти ничего, и еще меньше потомки знают о 238-й Семипалатинской, сформированной из профессиональных военных и солдат срочной службы в марте 1941 года, — рассказал Николай Раисов. — Нельзя забывать героев, ценой собственных жизней отстоявших мир. Все три казахстанские дивизии приняли удар самых сильных фашистских формирований. Все три стояли на Можайской линии обороны Москвы: 316-я — на Волоколамском шоссе, 312-я — на Варшавском направлении и
238-я — на Тульском. Это был еще оборонительный период, в западной военной истории известный как операция «Тайфун».
На рубежах 312-й дивизии в Калужской области Николай Раисов проводил съемки в мае нынешнего года. Замдиректора Детчинского ДК и давний друг актюбинских поисковиков Александр Кусков признался, что работать с Николаем было интересно:
— Наши души созвучны, поэтому мы обрели абсолютную уверенность в необходимости проведения этой работы.
Под работой Александр Петрович имеет в виду, безусловно, фильм памяти защитников Москвы. А Николай Кабкенович специально для «АВ» добавил, что готов сделать отдельный фильм о 312-й стрелковой дивизии:
— Дело в том, что у меня собралось очень много материала, который невозможно вместить в одну документальную ленту, а оставлять его неозвученным нельзя — потомки должны знать о героизме их прадедов.

Долг, честь, совесть
Немного об авторе. Николай Раисов — заслуженный деятель искусств РК, член Союза кинематографистов СССР, член Союза кинематографистов Казахстана, член Международной конфедерации кинематографистов, лауреат международных, всесоюзных, республиканских кинофестивалей. Родился и окончил школу в Караганде; имеет два диплома: журналиста (КазГУ имени С. Кирова) и телеоператора (ВГИК). Выступая телеоператором и режиссером, снял 160 документальных и публицистических фильмов. В 1993-2002 годах был личным кинооператором Президента РК.
Героями лент Николая Кабкеновича являются и личности известные, и простые люди, по капле вливающиеся в поток истории. Тематика фильмов Раисова патриотическая. Наиболее точно будет обозначить ее названием фильма о Герое Советского Союза Сагадате Нурмагамбетове — «Долг, честь, совесть».
— Я снял три фильма о Сагадате Кожахметовиче, четвертый планировался к 95-летию героя, но он умер, — рассказал о себе режиссер. — Кого назову главными учителями? Трудно сказать, ведь каждый собеседник дает мне многое — у всех учусь. Но мне выпало счастье работы, общения, получения опыта у операторов довоенных и прошедших войну. Наиболее яркими из них назову Якова Смирнова и Ивана Чикноверова.
Яков Константинович до войны возглавлял «Восток-кино» (предшественник «Казахфильма»), вернулся на киностудию в 1946 году, отсняв последствия Второй мировой. Он был единственным кинооператором, оказавшимся рядом с Жуковым в момент подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии фельдмаршалом Кейтелем.
Иван Александрович до войны служил в разведке в Иране, потом перешел в Южную группу войск, войну закончил в Австрии — везде все он снимал на ленту.
Мне повезло работать и с Маукеном Сагимбаевым, Виктором Колесниковым. Замечу, что все фронтовые операторы прожили долгую жизнь, иные более 95 лет. Скажем, когда мы делали фильм к 50-летию Победы, Якову Константиновичу уже было почти 95 лет.
— Николай Кабкенович, откуда тяга снимать кино?
— Это любимое занятие карагандинских мальчишек, поэтому на «Казахфильме» так много моих земляков. Дело в том, что в Караганде была детская любительская киностудия. Начинали мы с фотокружков, и почти все потом ехали поступать во ВГИК. Посмотрев одну из моих школьных работ, Марк Беркович рекомендовал выбрать профессию оператора.
— Каковы ваши планы на будущее?
— К осени доделаю этот фильм, потом буду работать с летчиком-истребителем Борисом Князевым, ветераном Великой Отечественной, на чьем счету 265 боевых вылетов. И очень надеюсь, что от актюбинцев поступит предложение сделать отдельный фильм о 312-й.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"