Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Собака – первый спутник человека на земле, а также преданный защитник. Почти у всех народов мира есть легенда о том, что, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, собака последовала за ними.
Казахи издревле почитают собаку, более того, она вошла в Жеті қазына — семь главных ценностей народа. Поэтому в год Собаки мы решили привести приметы, высказывания и устойчивые выражения, связанные с ней. [divider]

Первая одежда ребенка

Ряд ритуалов ярко выражен в книге известной писательницы, невестки легендарного народного героя Бауыржана Момышулы Зейнеп Ахметовой «Күретамыр». К примеру, сразу после появления на свет ребенка облачают в итжейде, или иткөйлек («собачья рубашка»). Это его первая одежда. Распашонку готовит только крестная мать. Ее изготавливают вручную. Шьют итжейде швом наизнанку из мягкой ткани. Связано это с тем, что тело младенца еще нежное и одежда должна быть удобной и обязательно широкой.
На самом деле, истинное значение рубашки намного глубже. Жизнь – это не всегда ровная дорога, которая протекает равномерно. Бывают падения и взлеты, да и достаток с нуждой меняются, как день и ночь. Поэтому шили итжейде добротно, чтобы человек при своей короткой жизни не нуждался ни в чем. Автор книги сетует, что в современной жизни многие крестные матери покупают готовую распашонку в магазине, и зачастую она еле достает до пупка.
«Выражение «жақсы сөз — жарым ырыс» («хорошее слово – половина счастья») осталось от предков, которые придавали огромное значение смыслу каждого слова и понимали его сакральность. Дошедшие до нас и внедренные в быт различные поверья и запреты, обычаи и традиции приняты небезосновательно и напрямую связаны с человеком и природой. И наследие кочевников признал весь мир», — пишет Зейнеп Ахметова.
Итжейде ребенок надевает первые 40 дней своей жизни. По истечении данного срока, во время обряда қырқынан шығару, иткөйлек наполняют различными сладостями и привязывают на шею собаки. Отсюда обряд – ит қуу («Погоня за собакой»).

Малышня аула или двора должна поймать собаку, а после, отвязав жейде, забрать содержимое. Затем итжейде возвращают взрослым, получая взамен подарки.
Помимо верности человеку, есть еще одно качество собаки – ее плодовитость. Поэтому за таким ритуалом стоит пожелание, чтобы за одним ребенком появились другие и дом был наполнен детским смехом. В нашем лексиконе есть еще слово «итжанды». Выражение связано с выносливостью и упорством собаки, и первую рубашку младенца привязывали к собаке, чтобы все эти качества передались ребенку, чтобы он выносил все трудности во взрослой жизни. Есть также обычай отдавать итжейде женщине, которая хочет стать мамой. Автор этих строк, да наверняка и каждый читатель может привести массу примеров из жизни, когда приметы сбывались. Одна из многодетных матерей во время обряда қырқынан шығару очередного ребенка подарила итжейде своей подруге, у которой долгое время не было детей. И чудо свершилось! Ровно год спустя она родила дочь.
Зейнеп Ахметова приводит случай из жизни, когда ее родственника по матери, дядю Атамкула, в преклонном возрасте хотели забрать в город повзрослевшие дети. Благословив и поблагодарив детей за заботу, он наотрез отказался переезжать в Алматы. Мотивировал это тем, что здесь у него резали пуповину и его итжейде была привязана собаке именно в этом ауле.
— Я тогда была молодая, и мне было смешно слышать от 70-летнего человека воспоминания о его итжейде, которую он и не видел. Полное значение слов поняла позже… Тем самым человек выразил свою преданность и любовь к своей родной земле, — поясняет писательница.[divider]

Говорящие слова

Итжеккен – место ссылки, чаще о Сибири. Буквально означает край, где ездят на собаках. Выражение осталось со слов ссыльных при царской империи, которые видели народы, использующие собак в упряжках. «Итжеккенге айдалу» означало «сослать в Сибирь».
Есть еще выражение «ит өлген жер». Имеется в виду далекое расстояние. Дело в том, что есть поверье, что хорошая собака не показывает свою смерть и перед кончиной уходит очень далеко, где и умирает. Поэтому хозяева ее и не ищут, а если и находят, то на очень далеком расстоянии от дома.
Ит өлім (собачья смерть) – вроде, в комментариях не нуждается. Разве что добавим, в 1996 году областной драматический театр имени Т. Ахтанова поставил спектакль под таким названием, автором сценария которого является Оразбек Бодыков. Постановка рассказывает о трагической жизни наркозависимых.
— О проблеме наркомании к тому времени почему-то либо умалчивали, либо не придавали особого значения, и с помощью нашей постановки мы обратили на нее внимание общественности, — вспоминает режиссер спектакля Магзом Бахытжанов.
По его словам, спектакль был в репертуаре театра в течение 10 лет, и приходила на него в основном молодежь. Роли тогда исполняли молодые в то время актеры Елтай Кемал, Майгуль Музбаева, Казихан и Резида Балдайыровы, Асет и Есет Оразалины.[divider]

Поверья и запреты

Несмотря на огромное почитание собаки и ее возвеличивание, казахи считали плохой приметой, когда она дотрагивалась до пищи, особенно до молочных блюд. Поэтому при входе в юрту ставили ергенек (приставная дверь юрты в виде лесенки, которая снаружи занавешивается войлоком), которая служила и барьером для собаки. Оттуда и казахская пословица «Есіктен ергенек кетсе, иттен ұят кетеді» (дословно — «При отсутствии ергенек собака теряет стыд»).
Если к мясу, даже если оно сырое и свежее, первой прикоснется собака, оно считалось нечистым (харам).
По примете, если собака воет прерывисто, короткими паузами – к добру. Затяжной вой, да еще скулеж предвещал беду. По казахским приметам, вой собаки приводит к падежу скота, стихийным бедствиям и огромному урону. В таких случаях собаку изгоняли из аула. Еще страшнее, когда собака воет в небо. Этим она предвещала смерть своему хозяину. В таких случаях собаку убивали, зарывали в землю, а сверху семь человек клали черный камень. Кстати, такие поверья и запреты встречаются и у других народов Средней Азии.

[box type=»shadow» ]К чему снится собака
Толкования таких снов очень разнятся. Возьмем некоторые из них. В первую очередь, это к удаче, верному другу. Бегущая собака – к переезду на новое место жительства, черная собака – предостережение от недругов, белая собака – предвестник хорошего, благодати. Приснится четырехглазая собака или черный пес с белой грудью – это враги, недоброжелатели, поэтому надо принять меры предосторожности. [/box]

Для охоты или в животноводстве люди использовали лучших собак, которых выбирали в результате собачьих боев. Правда, собачьи бои устраивались и для потехи, а ныне – это еще целые турниры, которые устроители приравнивают чуть ли не к виду спорта.
Есть и образное выражение «итке қос артқандай» (буквально – «перевозить груз на собаке»). Это говорило о бедственном положении. В тяжелые годы при внезапной откочевке беднякам приходилось грузить вещи и на собаку. Кстати, нельзя садиться на собаку, но детям рассказывали легенду, что если до радуги добраться на собаках, то там тебя одарят драгоценностями.
Помимо этого, принято считать, что у собаки настолько развито чувство обоняния, что она может почувствовать злой дух, поэтому верили, когда она лаяла у порога дома знахаря. Также говорят, что если она лает в пустоту, то чует злых духов и приближающиеся напасти. И неспроста она лает на хозяина, значит, увидела нечисть и спешит оповестить о ней.
…Собака настолько верна своему хозяину, что может пожертвовать собой для спасения его жизни. И настолько близкое человеку животное, что рожденные в год Собаки люди всегда целеустремленны и живут в достатке.
Казахские народные поверья и запреты, связанные с собакой, имеют образное выражение. Она – символ связи между реальным и потусторонним миром. Но главное, собака олицетворяет благодать и достаток семьи.
Подготовил Абат КАРАТАЕВ

Фото из архива «АВ» и открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"