Вода не для всех

Из 847 железнодорожных станций и разъездов страны десятая часть расположена в Актюбинской области. Многие жители этих очень маленьких, но чрезвычайно важных населенных пунктов долгое время страдают из-за нехватки питьевой воды или ее плохого качества. В этом лично убедились корреспонденты «АВ», побывавшие в выездном рейде по маршруту разъезд Карашокат — станция Актобе.

Столичный десант

В 2012 году АО «Қазақстан темір жолы» приняло специальную программу «Мөлдір бұлақ» по обеспечению жителей станций и разъездов чистой питьевой водой. Оператором по освоению выделенных средств стала уполномоченная организация, «дочка» главной национальной компании — АО «Темиржолсу». В Актюбинской области действует филиал акционерного общества — ТОО «Темиржолсу-Актобе». Именно это товарищество занимается реализацией вышеуказанной программы в нашем регионе. По словам директора ТОО Бахытжана Кабиева, за три последних года на область выделено свыше полумиллиарда тенге. В масштабах республики эта сумма, разумеется, больше.

— На эти деньги мы проводим замену труб, насосов, где есть необходимость — бурим скважины, а также стараемся подвести воду к каждому дому. Задача по обеспечению водой железнодорожников и их семей чрезвычайно важна, и все мы это хорошо понимаем, — говорит Бахытжан Кабиев.

Когда речь идет о больших бюджетных деньгах, то процесс расходования, естественно, находится на контроле вышестоящего начальства. Руководство главного оператора программы «Мөлдір бұлақ» — АО «Темиржолсу» — ввело в практику проведение выездных семинаров — инспекционных поездок по станциям и разъездам. Их отличие в том, что вместо часовых докладов об успехах компании участники семинара воочию видят работу друг друга и обмениваются опытом. Да и начальство без всякого очковтирательства, а именно своими глазами может увидеть и оценить проделанную работу. Тем более, что своих нюансов в этом деле хватает.

Актюбинская область стала четвертым регионом, который принял у себя выездной семинар. Начался он рано утром 4 июля в южной части Шалкарского района и закончился вечером того же дня в областном центре. По этому случаю из Астаны прибыл президент АО «Темиржолсу» Куат Есимханов, первый заместитель директора филиала АО «НК «КТЖ» — «Дирекция магистральной сети» Кайырбай Урынбаев, представители местной исполнительной власти, региональных подразделений «Темиржолсу» и другие. За день пассажиры четырех спецвагонов, в числе которых были журналисты, проинспектировали по четыре станции и разъезда. На каждом объекте железнодорожный десант осматривал всю систему водоснабжения населенного пункта, выявлял недостатки или, наоборот, отмечал положительный опыт.

 КТЖ и «Ұлы Борсық»

Первым пунктом остановки нашего поезда стал разъезд Карашокат Шалкарского района. Здесь проживают 363 человека — это, в основном, семьи железнодорожников. Источник водоснабжения Карашоката — водозабор из одной скважины глубиной 38 метров. Имеется также 70-кубовая водонапорная башня. Внутрипоселковые сети составляют 3,8 километра.

Все оборудование и трубы давным-давно изношены и требуют замены. Лишь одна водонапорная башня 1903 года постройки свидетельствует об этом. А из четырех имеющихся колонок в строю только одна. Читатель может спросить: а в чем проблема? Деньги выделены, осталось найти подрядчика и провести все необходимые работы. Однако на самом деле не все так просто. Разъезд с 2001 года (по решению Правительства РК) не принадлежит АО «Темиржолсу», а находится на балансе местных исполнительных органов власти, точнее, созданного в то время коммунального государственного предприятия «Ұлы Борсық».

Тем не менее, почти все здешние работники обслуживают железную дорогу, являясь сотрудниками различных подразделений и дочерних предприятий «КТЖ». Но по закону даже этот факт не дает права ни «Темиржолсу», ни «КТЖ» вкладывать в разъезд собственные средства, так как налицо разная балансовая принадлежность.

Этим должно заниматься «Ұлы Борсық». Да вот незадача: денег на проведение ремонтных работ у КГП нет и по всей видимости в ближайшее время не будет. Более того, сегодня «Ұлы Борсық» не может даже с местных жителей собрать оплату за пользование водой.

— Для физических лиц один кубометр воды стоит у нас 80 тенге. Для юрлиц тариф выше — 128 тенге. Но и этих денег мы собрать не можем, хотя воду подаем больше потребительской нормы. Без поддержки государства нам также нереально провести серьезные ремонтные работы, — признался «АВ» директор предприятия Сакан Оразбай.

 Приоритеты «Ақ бұлақа»

Не спешит помочь местным жителям и шалкарский акимат. Правда, понять местную власть тоже можно. Проблем у нее выше крыши, многие сектора экономики и социальной сферы требуют незамедлительного финансирования.

У Правительства РК есть аналогичная «Мөлдір бұлақ» программа «Ақ бұлақ». Она гораздо более масштабная. Но, как оказалось, такие населенные пункты, как Карашокат, под нее подпадают в последнюю очередь. В первой же стоят крупные города и села, имеющие к тому же экономическую перспективу. По мнению президента АО «Темиржолсу» Куата Есимханова, реальную помощь могут оказать другие смежные госпрограммы. Правда, точный механизм финансирования пока неизвестен.

В областном управлении энергетики и ЖКХ «АВ» подробно рассказали, какие мероприятия планируется провести в ближайшие годы. Карашоката пока нет в списке, но, возможно, на следующий год он появится.

— По программе «Ақ бұлақ» населенные пункты имеют приоритет по численности населения и экономическим перспективам. К сожалению, маленькие разъезды и станции, равно как и другие небольшие населенные пункты, будут обслуживаться позже. Возможно, в течение ближайших лет работа будет сделана, — сказал главный специалист управления Ержан Муздыбаев.

Проблем жителям добавляет очень громоздкий механизм получения финансирования. Для начала необходимо провести разведочные работы, затем необходимо доказать точные запасы воды. На это уйдет порядка двух лет. После нужно включить предстоящие работы в бюджетную заявку и подготовить проектно-сметную документацию.

 Жылан просит воды

В отличие от Карашоката жители станции Жылан вообще не получают воду в достаточном количестве. В разговоре с корреспондентом «АВ» начальник станции Акан-Сери Сутеев пожаловался на то, что воду дают всего три раза в сутки. Особенно остро ее дефицит ощущается в знойные дни.

— Было бы хорошо, если бы увеличили время подачи воды. Летом нам ее подвозят ж.-д. цистернами. Есть сомнения в чистоте воды. По крайней мере, наша емкость давно нечищеная.

Кстати, у жыланцев нет своей скважины, воду они получают из продольного водопровода на перегоне «1030-й километр». Расстояние от перегона до Жылана составляет 45 километров. Изношенность водопроводов дает о себе знать. Периодически происходит порыв трубы в степи, а на его ликвидацию затрачивается много сил и времени.

Станция Жылан, как и Карашокат, по подведомственности относится к «Ұлы Борсық», и, соответственно, программа «Мөлдір бұлақ» обходит стороной этот населенный пункт, в котором проживают 270 человек. Но ближе к осени здесь должны начаться разведочные работы, поэтому можно смело говорить о том, что в случае подтверждения должных запасов воды у жыланцев наконец-то появятся перспективы получать чистую питьевую воду в достаточном объеме.

Киргизская — другое дело

Посмотреть в деле результаты программы «Мөлдір бұлақ» нам удалось только на третьем пункте пребывания нашей делегации — разъезде Киргизская. Они, конечно, не ошеломляющие, но положительные впечатления, особенно на фоне остальных, остались. «Темиржолсу-Актобе» здесь заменило старое оборудование, установило новую водонапорную башню Рожновского. Более того, подрядчик хотел подвести водопровод к каждому дому. Но из-за ветхости жилых домов технически произвести такие работы очень сложно. Хотя плюсов — масса, особенно в плане снижения потери воды. К тому же это очень удобно зимой, когда колонки замерзают.

В числе других преимуществ проведенных ремонтных работ — монтаж бактерицидной установки обеззараживания подземной воды и аппарата по очистке воды от песка. Немаловажное значение имеют и установленные металлопластиковые трубы. Они не подвержены коррозии и не допускают порывов даже в тех местах, где имеется сильное давление. Кроме того, глубинные насосы качают воды ровно столько, сколько нужно, не создавая перепадов давления.

Из одного источника

Нехватка воды для жителей маленьких разъездов и станций остро ощущается летом. В идеале они должны дорожить живительной влагой. Тем не менее, иногда допускается ее необоснованный розлив. Во время нашего визита в Карашокат прямо возле водонапорной башни красовалась огромная лужа. Здесь верблюды устроили водопой, тут же из колонки люди набирали воду в бидоны. Иначе чем антисанитарией это не назовешь. Президент АО «Темиржолсу» Куат Есимханов сделал резонное замечание директору «Ұлы борсық» Сакану Оразбаю и машинистке этого предприятия Сагат Шудабаевой. По его мнению, животные и люди не должны пользоваться водой из одного источника, так как это может привести к вспышкам инфекционных заболеваний.

В ответ они лишь пожали плечами, обвинив во всем местных жителей. Это, якобы, они открывают колонку и не закрывают ее, отчего образовался розлив воды. Тем не менее, руководитель КГП пообещал в скором времени перенести водопой скотины на окраину разъезда.

Очистить от бактерий, защитить от террористов

Следовавший с нами руководитель управления по защите прав потребителей на транспорте по Актюбинской области Жаксыкельды Утесеитов утверждает, что подземная вода в нашем регионе очень чистая:

— Она соответствует всем санитарно-эпидемиологическим нормам. Но мы продолжаем строго следить за ее качеством, пробы на анализы берутся периодически. В случае малейших отклонений мы имеем право закрыть источник.

Большую помощь санитарным врачам оказывают современные технологии. Как мы указали выше, сейчас существуют сразу несколько видов мощного оборудования, обеззараживающих воду. Те же металлопластиковые трубы практически не подвержены коррозии, в связи с чем в воду не попадает ржавчина.

Тем не менее блюстители чистоты успокаиваться не намерены.

— Наша главная задача — защитить здоровье людей и предотвратить вспышки заболеваний. Если это все же произошло — оперативно установить источник заражения, — добавил Жаксыкельды Утесеитов.

Большое значение имеет и защита от террористических угроз, а именно: намеренное заражение воды различными бактериями. Последние события в мире показывают, что такое вовсе не исключено. Даже несмотря на то, что на станциях и разъездах проживает небольшое количество населения.

Если раньше водозаборы напоминали проходной двор, то сегодня просто так попасть туда невозможно. Главный инженер «Темиржолсу-Актобе» Ерлан Имангазиев рассказал присутствующим принцип работы защитного механизма:

— При несанкционированном проникновении на территорию водозабора автоматически сработает звуковой сигнал. Одновременно сразу на несколько номеров придет смс-сообщение. Разумеется, в случае ЧП в известность моментально будут поставлены и правоохранительные органы.

Что касается крупных станций и разъездов (независимо от формы собственности), где нам удалось побывать, то здесь проблем не так много. Так или иначе из государственного бюджета поступают средства на текущий и капитальный ремонт систем водоснабжения.

 

Доступ к живительной влаге должен быть у каждого

Куат ЕСИМХАНОВ, президент АО «Темиржолсу»:
— Программа «Мөлдір бұлақ» рассчитана до 2016 года. Еще есть время, но уже сейчас можно смело говорить, что она себя полностью оправдала. Несмотря на то, что Актюбинская область — достаточно сложный участок в том плане, что здесь наибольшее число станций и разъездов, проблемы постепенно решаются. В населенных пунктах, находящихся на нашем балансе, работа уже проведена или намечается. Меня беспокоят железнодорожные пункты, которые стоят на балансе местных исполнительных органов власти. Там трудятся тысячи работников дочерних подразделений национальной компании. Они такие же железнодорожники и не виноваты в том, что когда-то их разъезд передали в ведение другой организации. Думаю, местные власти обратят на это внимание. На любом, даже самом маленьком, разъезде люди должны получать чистую воду в достаточном объеме.

Над Главной темой работал Асхат КАЛЖАНОВ

Новости "АВ"