Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Воспитать человека

Представители учебных заведений Казахстана говорят о проблеме отсутствия единой концепции воспитания детей.

Свою точку зрения на этот счет на встрече депутатов областного маслихата с мажилисменами страны высказал педагог с большим стажем, директор Актюбинского сельскохозяйственного колледжа Амангельды Есеркепов.
По мнению депутата, добиться к 2050 году  достойных показателей в экономике, чтобы войти, как планируется,  в тридцатку лучших стран мира, — сложная задача, но, по сути, достижимая.
Куда важнее так называемый человеческий фактор. С какими  людьми доведется строить это самое «светлое будущее»? «Неужели с молодежью, которая бросает  новорожденных детей в отхожих местах?» — недоумевает народный избранник.  А чтобы  воспитать достойных  граждан, необходима продуманная концепция воспитания, в том числе и религиозного.
Своим видением проблемных моментов в этих вопросах опытный педагог поделился в разговоре с корреспондентом «АВ».
— В своем Послании Президент РК поднял тему человеческого капитала. Это очень важно. Об этом  в мире говорят не первый день. О таких понятиях, как вербовка или «утечка мозгов», мы слышали не раз. Этому придают значение во всех развитых странах. У нас тоже есть умная, продвинутая молодежь. В стране 19 интеллектуальных школ, где, действительно, очень умные учащиеся. Но надо учесть, что детей у нас намного больше.
В Казахстане  насчитывается почти 18 миллионов человек. Четвертая часть из них — дети. На самом деле это огромное количество. И  поэтому без продуманной концепции воспитания не обойтись. Елбасы  тоже об этом  говорит.
Прежде всего у нас  должны быть общечеловеческие ценности: свои религиозные, культурные и этические нормы. Как это было в Кодексе строителей коммунизма, где были расписаны 12 норм. Сейчас  этого нет. До развала Союза все эти идеологические институты работали,  причем неплохо. Были октябрята, пионеры, у детей были высокие устремления и идеалы. Пусть сейчас говорят, что людей вводили в заблуждение со светлым будущим. Но у нас были идеалы. Мы  стремились к чему-то.
Наш Президент обозначил 2050 год. К этому времени мы должны попасть в  тридцатку лучших стран. Для этого у нас должна быть своя сильная концепция воспитания. Мы действительно должны иметь хорошую опору. И прежде всего,  на мой взгляд, должно быть высокое чувство патриотизма.  Ведь именно с этого все начинается, — говорит Амангельды Есеркепов.
— С какого возраста, по вашему мнению, необходимо начинать воспитывать детей, подключая к этому государственные институты?
— Думаю, начинать воспитывать детей в духе патриотизма нужно даже не со школ, а с садиков. На этот счет есть такая притча.
Родители  годовалого малыша пришли к восточному мудрецу за советом по воспитанию ребенка. «Вы опоздали ровно на один год и девять месяцев», — ответил он. То есть воспитание ребенка должно, по сути, начинаться с рождения. Еще говорят, что воспитывать ребенка нужно, когда он лежит поперек кровати. А когда он спит  уже вдоль,  то уже поздно. У него уже появляются свои убеждения.
Нужно признать, что воспитательный  процесс у нас хромает. Допустим, у нас будут все блага цивилизации: те же электромобили, поющие фонтаны, «умные» дома и многое другое. Но кто будет пользоваться этими благами?
Поколение двухтысячных многое недополучило. Потому что родители этих детей прежде всего были заняты зарабатыванием  хлеба насущного. Детей не воспитывали должным образом. И вот сейчас эти молодые люди теряются в продвинутом современном  мире. Кто-то  ударяется в религию, кто-то в другую крайность.  Почему? Потому что нет идеологического  фундамента.
Плюс и  различные психологические факторы: сложные отношения между детьми и родителями, непонимание. Тут не обойтись без воспитательных институтов. Необходимо растить умных и внутренне красивых людей.
А начинать нужно с элементарного: с  любви к ближнему, с бережливости к тому, что окружает. Кажется, что это элементарно. На самом деле все начинается с этого:  с привычки беречь окружающий мир, не плевать вокруг себя и не кидать мусор.
— Сейчас много говорят о так называемых суицидальных группах. Как, на ваш взгляд, можно уберечь нашу молодежь от этого?
— На самом деле никто от этого не застрахован. Нужно помнить, что воспитание прежде всего начинается в семье. Но на деле получается, что родители  перекладывают эту обязанность на школу, а школа,  в свою очередь, на общество. В результате ребенок не получает того,  что должен получить. И в этом вопросе тоже нужно возвращаться к семье.
Если дома не будет должного внимания к ребенку, то возникнет вакуум, который обязательно моментально наполнится. Либо религиозным экстремизмом, либо еще чем-то. Ребенок, который не получает внимания,  чувствует себя никому не нужным. Дома не до него, в школе тоже не до него. Он хочет, чтобы его погладили, сказали доброе слово, подсказали, как поступить в той или иной ситуации.
Если в советское время говорили, что попал в плохую компанию и испортился, то сейчас этот негатив на каждом шагу. Из плохой компании еще можно было вытащить, а сейчас попробуй вытащи из онлайн-режима соцсетей.
У нас принято говорить о японской модели воспитания. Там никогда не ругают детей. Своему ребенку говорят, что он самый лучший. Но почему-то не принято говорить  о нашем воспитании.
Взять, тот же пресловутый «Домострой», существовавший в России. Я  лично ничего плохого в нем не вижу. Возьмите, например, правила поведения в различных ситуациях. Они основаны на уважении к старшим и т.д. Или взять ту же церемонию чаепития у казахов. Это ведь не просто вечерний чай. За чаем в полном составе собиралась семья. У нас так было принято. Родители за столом узнавали новости детей и  озадачивали чем-то на следующий день. А сейчас кулеры появились, одноразовые чаи. Каждый со своей кружкой. И ребенок уже отходит от воспитания. Дело ведь не в том, сколько чая выпить,  пусть это будет  одна пиала, но сколько за традиционным чаепитием можно услышать полезного    от родителей. Это целая наука.
— Что думаете о необходимости религиозного воспитания? Одно время поднимался вопрос о том, чтобы ввести в школах уроки религии.
— В религиозном образовании у нас тоже нет системы. Я не теолог, но как учитель истории знаю, что наша беда в том, что мы допустили разные течения. В девяностые годы все двери были открыты — в Саудовскую Аравию, Египет, Турцию, Ирак и Иран. А там различные религиозные ветви, которые отрицают друг друга.  Разобраться в этом не так просто. Для того чтобы ввести уроки религии в школах, нужны хорошие специалисты.  Проблема в их отсутствии. Нельзя, чтобы на эти темы говорили несведущие люди. Раньше  у нас любой мог говорить на тему религии. Но даже имея историческое образование, не берусь говорить об этом, потому что не специалист. Могу ведь ранить душу ребенка, повернуть его не в том направлении.

Мудрые советы прошлого
У каждого народа и у каждой эпохи были своя концепция и свои законы, по которым воспитывали молодое поколение. Что-то из этого сейчас  уже кажется неприемлемым, а что-то актуально и по сей день.
Каждый  советский ребенок среднего школьного звена, вступивший в ряды пионерии, старался жить по законам, которые воспитывали в них патриотизм, человечность, здоровый образ жизни, дисциплину и т.д.
В том же «Домострое», книге, написанной в 16 веке, была энциклопедия домашнего хозяйства — свод правил и советов на каждый день.
Были прописаны все правила этики поведения, отношения к людям. Вот выдержка из него: «Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж — работать и добывать пропитание, жена — управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) — во всем подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать, дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству».
И, конечно, свой свод правил поведения, воспитания детей есть и у казахского народа
Многовековая народная мудрость поражает своей глубиной. Взять хотя бы наследие известных казахских личностей.
Например, «Слова Назидания» Абая Кунанбаева:
— Изживая в себе недостатки, доставшиеся нам от предков, мы растеряли  достоинства. Поскольку нет решимости характера, вновь приобретенное более благоприятствует развитию в нас свойств демонических, нежели человеческих. Это есть одна из серьезных причин утраты нами национальных достоинств.
В стародавние времена люди  свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы. Говорили тогда в народе:
«Кто не умеет простить вины ближнего, того чужой обидит»;
«Братья ссорятся, но не отрекаются друг от друга»;
«Если шестеро погрязли в раздорах — потеряют то, что в руках, если четверо пребывают в согласии — на них небесная благодать нисходит»;
«Кто ищет верного пути — находит казну, кто ищет раздоров — находит беду».
Где теперь этот благородный дух общности и радение о чести?
Они были обеспечены людской стойкостью, совестливостью, доблестью. Мы лишились их.
У теперешних дружба — не дружелюбие, а вероломное коварство.
Вражда — не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии.
Из всего этого напрашивается вывод, что вся народная система воспитания – это, по сути, национальное достояние. И, говоря о единой концепции воспитания, мы должны помнить об этом. Никакая глобализация не должна оказывать влияние на нее. Только тогда мы можем вырастить достойное поколение казахстанцев. И это наш самый ценный капитал.
 Алина СУЛЕЙМЕНОВА

Колонка "Взгляд"