Воспитать патриотов

Уроки краеведения появятся в расписании актюбинских школьников в новом учебном году. Каждую неделю ученики 5-7 классов в течение двух часов будут узнавать интересные факты о родном крае. Причем формат уроков будет необычным — они будут проходить не в стенах школ, а в музеях и иных местах. Учебник, по которому будут учиться дети, сегодня находится на экспертизе в Астане. Его разрабатывала творческая группа педагогов области. Ожидается, что учебник по краеведению выйдет тиражом в 45 тысяч экземпляров.
Об этом в беседе с корреспондентом «АВ» рассказала главный менеджер подпрограммы «Тәрбие және білім» областного проектного офиса Айман Маханова.
— Айман Галымовна, напомните нашим читателям главные цели и приоритеты подпрограммы «Тәрбие және білім».
— В целях образования конкурентоспособной, прагматичной, сильной, патриотичной и активной единой нации подпрограмма «Тәрбие және білім» формирует фундамент успешного будущего, которым являются воспитание и знание. Задачами подпрограммы являются привлечение к реализации программы преподавателей, учащихся, родителей, бизнес-структуры, общественных институтов, планирование, руководство реализацией, мониторинг, дополнение и завершение подпроектов и мероприятий.
Что касается приоритетов подпрограммы, то это — воспитание здорового прагматизма и практическое применение знаний в жизни; внедрение проектной деятельности в образовательный процесс; доступ к мировым знаниям.
Подпрограмма «Тәрбие және білім» реализовывается по трем направлениям — «Өлкетану»; «Саналы азамат»; «Отаным — тағдырым». Каждое из них имеет свои цели и задачи.
— Можно ли подробнее остановиться на каждом направлении? Давайте начнем с «Өлкетану».
— В рамках этого направления были организованы туристские экскурсии в Алматинскую, Жамбылскую, Южно-Казахстанскую, Кызылординскую области, а также экскурсии по историко-культурным объектам нашего региона, таким как мавзолеи Абат-Байтака, Кобыланды батыра, Есет батыра, Хан моласы и др. Сегодня преподавателями АРГУ им. К. Жубанова разрабатываются маршруты по сакральным местам области, которые школьники смогут посетить на летних каникулах. Все это делается для того, чтобы сформировать патриотическое мировоззрение и популяризировать 100 сакральных объектов страны, достижения предшествующих поколений и воспитать неравнодушного к своей родине гражданина.
Также летом прошлого года прошел областной конкурс детских социальных проектов «Моя малая родина». В нем приняли участие 60 учащихся школ города, работы победителей были выставлены на августовском совещании.
В сентябре прошлого года на базе станции юных натуралистов прошел областной форум юных краеведов, экологов и натуралистов «Қазақстан — менің елім». Ребята участвовали в конкурсе видеороликов, представляли свои работы на выставке, участвовали в мастер-классах. Победители получили путевки на республиканский форум.
В рамках базового направления «Отаным — тағдырым» большое внимание уделено пропаганде признания и формирования уважения к статусу учителя путем организации спецрепортажей и передач, посвященных известным преподавателям области и педагогическим династиям. «Актобе-Дарын» разработан областной проект «Ұстаз тағылымы», в котором только в минувшем году приняли участие 340 учителей области.
В мае нынешнего года планируется экспедиция по области для учителей географии и истории Казахстана. Ее цель — вызвать интерес к истории края путем изучения климата, полезных ископаемых той или иной местности. Маршрут разрабатывается центром «Актобе-Дарын».
Ожидается, что в этом году в рамках проекта «Ұстазым — мақтанышым» на конкурсах «Лучший педагог», «Профессионал-2018», «Ұстаздыққа қадам», «Психолог года», «Лучший воспитатель», «Лучший вожатый» примут участие 3 700 учителей из всей области.
В рамках проекта «Тәрбие. Білім. Дарындылық» прошел ряд встреч с выпускниками на тему «100 новых имен», дебатные турниры «Рухани жаңғыру тетігі — тіл», в которых приняли участие более 300 учеников.
Как вы знаете, в июне 2017 года прошел парад «Өрле, Қазақстан!» с охватом более 2 200 учащихся области, проведены более 20 конкурсов.
По подпроекту «Национальная программа развития детско-юношеского движения и общественных организаций» идет планомерная работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Так, на полигоне учебно-тренировочного центра в г. Спасске Карагандинской области прошел международный военно-патриотический молодежный сбор «Айбын». Нашу область представляла команда «Айбын дауысы», занявшая второе призовое место. В республиканских сборах приняли участие 20 актюбинских школьников.
— В рамках направления «Саналы азамат» в области широкую популярность обретает робототехника. Можно подробнее об этом?
— Совершенно верно. Для популяризации и развития робототехники различной направленности (спортивная, образовательная, научно-исследовательская) были проведены международный фестиваль робототехники «KazRoboSport-2017» с участием более 200 учащихся из разных стран мира; открытый областной робототехнический чемпионат по кегельрингу; открытый областной робототехнический чемпионат по категории «Гонка по линии». В ближайшем времени пройдет областной открытый чемпионат по робофутболу. Все эти соревнования проводятся в рамках реализации идеи программы «Рухани жаңғыру» при тесном взаимодействии облуправления образования, актюбинского филиала НЦПК «Өрлеу», республиканского общественного объединения «KazRobotics», регионального научно-практического центра «Актобе-Дарын», городского центра технического творчества. Серия таких чемпионатов способствует развитию робототехники среди детей и молодежи. Учащиеся на практике применяют свои знания, видят возможности других, набираются опыта. Ведь даже неудача это есть опыт. Наша область стала первой в Казахстане, где дети начали заниматься робототехникой. Долгое время центр технического творчества был фактически единственным местом, где можно было заниматься робототехникой. Но сейчас в школах появляются оборудованные классы. Этот проект набирает большую популярность в нашей области, на сегодняшний день более 900 учащихся приняли активное участие в различных соревнованиях.
— Судя по всему, каждое направление имеет свои цели, но тем не менее каждое из них дополняет друг друга и дает целостную органичную картину в развитии подпрограммы «Тәрбие және білім». А как рождаются проекты? Что служит толчком? Как аккумулируются идеи в проектном офисе?
— Каждый проект рождается из существующей проблемы. К примеру, на сегодняшний день у нас существует проблема профориентации подростков. Она ведется немного однобоко. Если брать в разрезе колледжей, то профориентация там сведена лишь к агитации — они зазывают выпускников: «Приходите к нам учиться» и все. Хотя задача сегодняшнего дня такова, что ребенок должен найти свое призвание. В нынешних реалиях лишь небольшой процент наших выпускников знает, какую конкретно профессию выберет, остальные ждут результатов ЕНТ, или же за них решают родители, или же они поступают в вуз или ссуз заодно с друзьями. Другая проблема — отсутствие триединства учитель-ученик-родитель. Вот, к примеру, такого рода проблемы и ложатся в основу проектов, которые призваны решить болевые моменты. Проекты разрабатываем не мы: свои предложения может внести любой человек, придя к нам в проектный офис. Единственное требование — идеи должны быть жизнеспособны и эффективны. Каждый проект должен иметь свой период, в течение которого решается обозначенная в нем проблема. Взять ту же проблему профориентации: инициатор должен четко знать, сколько процентов выпускников в той или иной школе по окончании проекта будут определенно знать, чем они хотят заниматься в жизни.
Сегодня проектные офисы программы «Рухани жаңғыру» открываются в районах. В каждом районе у детей есть интерес к родному краю. И проекты, инициированные там, большей частью связаны с землей. Звучат идеи открыть при школах теплицы, чтобы дети могли и зарабатывать, и приобщаться к труду. Вообще, мы приветствуем идеи, которые были озвучены самими школьниками, когда дети что-то создают или организовывают для своих учебных заведений. Ведь именно в этом случае дети считают себя сопричастными к общему делу, они чувствуют себя неотъемлемой частичкой, хозяевами своей школы. И это очень мощный воспитательный инструмент, поскольку представители поколения next растут созидателями, а не потребителями.
Марина НУРАЛОВА

Новости "АВ"