Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Возвращаемся к истокам

Чапан за 100 тысяч тенге, камзол за 25 тысяч, войлочные сувенирные тапки за 6 тысяч. По карману ли актюбинцам

качественная национальная одежда?

Корреспондент «АВ» вместе с экспертом — нашим известным художником и дизайнером Болатом Атраубаевым попыталась выяснить, во что нас одевают на рынке «Шыгыс» и в торговом доме «Нурдаулет».

Последние несколько лет в Актобе наблюдается настоящий бум на национальную одежду. Повышенным спросом стали пользоваться казахские костюмы, чапаны. Невесты традиционным белым платьям предпочитают саукеле и камзолы. Красота, индивидуализм, возвращение к истокам…

За эти годы некогда просто модное стало нормой. Это радует. Хотя не секрет, что, в основном, все, что предлагается сегодня на рынке — привозное, доля местного производства ничтожно мала. Хотя и есть в наших селах мастерицы, которые не хуже других могут выполнить на заказ любой костюм, эта ниша по-прежнему остается незаполненной. На то есть свои причины — слишком уж кропотливый труд мастериц, и не все актюбинцы готовы платить баснословные деньги за качество и красоту, предпочитая индивидуальным товарам бишкекский ширпотреб. Сегодня в Актобе занимаются этим благородным делом лишь единицы. Но они работают только по индивидуальным заказам. Стоит отметить, что для них прежде всего важно моральное удовлетворение, удовольствие от выполненного заказа. И только потом заработок.

«Шыгыс» не может порадовать потребителей разнообразием ассортимента, а то, что представлено в «Нурдаулете», может только радовать глаз, и только. Цены-то заоблачные. Вот и остается нам с вами довольствоваться товарами «made in Bishkek». Деваться некуда.

На вкус и цвет…

Рынок рассчитан, на мой взгляд, только для определенных целей, к примеру, для подарков, при подготовке к сватовству. А каково мнение на сей счет нашего эксперта?

Наш выбор при поиске эксперта не зря пал на известного в Казахстане художника и дизайнера Болата Атраубаева. И кому, как не ему, знать, как все должно быть.

— Дело в том, что ислам считал все, кроме орнаментального узоротворчества, запретным и греховным делом, запрещал изображать людей и животных, поэтому свои эстетические  представления народ мог выразить лишь в орнаментике. Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды; узор, который наносился, соответствовал материалу, из которого он изготовлялся, — рассказывает наш эксперт.

Обычный контейнер на «Шыгысе». Продавец, она же, как выяснилось, хозяйка Улханым Исмаилова, сразу же стала предлагать свой товар. Узнав, что на рынок нас привела другая причина, она охотно вызвалась нам помочь и рассказала, какого производства одежда, по какой цене и что сегодня у актюбинцев пользуется наибольшей популярностью.

Болат Атраубаев отметил, что орнаменты бывают трех видов — космогонные, растительные и зооморфные. В основном, при пошиве мастера используют первые два вида, хотя последние с недавних пор также стали широко употребляться.

К примеру, взяв в руки тюбетейку бишкекского производства стоимостью 150 тенге, он сразу отметил, что орнамент «толқын» (волны) выполнен машинкой. Алматинские резко отличаются качеством ткани и пошивом, но они и дороже на 50 тенге. Отечественный производитель использует, как правило, не облегченный вариант орнаментов, а более сложные — растительные узоры. Самые дорогие (за 400 тенге) отличаются и качеством, и узорами «қошкар мүйізі». К сожалению, ни одного готового предмета ручной работы хозяйка показать нам так и не смогла. Тому есть одно вполне понятное объяснение: такая вещь стоит не одну тысячу тенге и продать ее — всегда проблема.

— Торгую восьмой год. В основном, завозим из Бишкека и Алматы. Как видите, наш товар рассчитан на средний карман. Отсюда и  доступные цены, — рассказала предпринимательница.

Нельзя сказать, что ассортимент товара у Улханым Исмаиловой скуден. Несколько десятков видов чапанов, камзолов на любой вкус, цвет и… бюджет. Цены варьируют в пределах 3-20 тысяч тенге. Но, повторимся, что нет ни одного изделия ручной работы…

Радует, что в последнее время мастера стали уделять больше внимания стилизации, чувствуется, что работают над собой и привносят в привычное дело новые элементы. К примеру, в продаже появились чапаны с изображением Золотого человека. Стоит такой 8 тысяч.

— Это сувенирные чапаны, поэтому подобное можно использовать, — в свою очередь дает оценку Болат. — А вот насколько все это уместно — другой вопрос. Но для мастера куда важнее, чтобы такой товар ушел «влет».

Заметив, что нас интересует, прежде всего, соответствие орнаментов, Улханым Исмаилова замечает, что сейчас покупатели стали больше внимания обращать на эти детали. Но по-прежнему берут то, что бросается в глаза и  блестит.

— Почти все соответствует требованиям. Качество заметно улучшилось, — заметил эксперт и, обратив внимание на так называемый «индийский» камзол бишкекского производства, с неким разочарованием отметил, что как раз-таки это и есть тот случай, когда использованы неказахские растительные орнаменты — лепестки, цветы.

Есть в ассортименте и алматинские чапаны с искусственным мехом стоимостью 8 тысяч. Если бы это был штучный товар ручной работы, не исключено, что на нем был бы норковый воротник.

На вопрос, что бы лично вы купили или не купили для себя в этом отделе, он ответил: «Я, к примеру, не взял бы чапан с изображением Золотого человека или головы тигра».

Качественно,  но… дорого

Следующий объект — отдел «Қол өнер» в торговом доме «Нурдаулет». Выбор большой — хочешь — чапан за 25, хочешь — за 100 тысяч тенге. Но отвечает ли цена качеству?

По словам продавца Гульназ Джангушиковой, товар завозится со всего Казахстана, есть продукция и актюбинских мастеров. Наибольшим спросом пользуются сувениры, изготовленные местными мастерами.

Здесь также представлено мало вариантов ручной работы, но есть чапаны из войлока, правда, с машинной вышивкой. К примеру, один из них  стоимостью 100 тысяч тенге Болат даже примерил и сказал, что он очень хорошего качества, колоритный, но цена несколько завышенная.

Заметили мы здесь чапан и с… госсимволикой.

— На мой взгляд, использовать орнамент с госсимволикой несколько неуместно. Тем более, что вышиты узоры на карманах, — заметил Болат Атраубаев и резюмировал наш своеобразный рейд. — В целом то, что мы сегодня увидели, отвечает требованиям. Но «Шыгыс» и «Нурдаулет» — земля и небо. Заметно улучшилось качество предлагаемых товаров. Единственное, что огорчает: в Актобе  это дело не поставлено на поток. Была бы хорошая конкуренция, которая, разумеется, сказалась бы и на цене, и качество было бы выше. Сегодня люди согласны платить большие деньги, лишь бы качество соответствовало определенному уровню, товар отличался  индивидуальностью и оригинальностью. Пока же мы вынуждены пользоваться бишкекским и алматинским ширпотребом.

В небольшом ассортименте были также представлены ювелирные украшения. В основном, женские. К сожалению, работ актюбинских зергеров на прилавке не оказалось. Тому есть вполне понятное объяснение: по всему Казахстану профессиональных мастеров — единицы.

— Практически все ювелирные изделия несли в себе не столько декоративную, сколько магико-защитную функцию. Излюбленным материалом казахских зергеров является серебро. Так, блеск серебра и его цвет ассоциируются с лунным светом, считается, что он наделен различными магическими свойствами. Неслучайно в воду для купания ребенка бросали серебряные кольца и монеты, говоря: «Баланың күні күмістей жарық болсын» («Пусть дни ребенка будут светлыми как серебро»), — пояснил Болат Атраубаев.

Кольца, браслеты, серьги. Причем, последние нескольких видов — лунницы «ай сырға», «шығыршық сырға», со вставными камнями — «көзді тасты сырға».

Кстати, напрашивается вывод, что зергеры любят работать с камнями. И красиво, и полезно. Считается, что жемчуг избавляет от бельма, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка и одновременно способствует жизненному благу, бирюза приносит счастье. Наибольшей же популярностью пользуется сердолик, считающийся камнем благоденствия и радости.

Кстати

Богат и самобытен язык народного орнамента: каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные формы флоры и фауны. Наиболее распространенными из них были узоры в виде головы, рогов, копыт животных, лапок и клювов птиц и др.

Всякий цвет имел свою символику: голубой означал небо, белый — радость, счастье, желтый — знание, мудрость, красный — огонь, солнце,  зеленый — юность, весну, черный — землю.

Например, у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно  которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими  руками. И часто в  нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в  орнаментальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным — родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо.

А если клюв птицы — это означало, что девушка живет как вольная птица, и  родители собирали всех родственников и друзей на той.

Всем видам казахского орнамента свойственны общие характерные черты: равновесие между плоскостью, занимаемой фоном и узором, симметричное расположение по вертикальным осям, контурная четкость рисунка, контрастная гамма красок. Орнаментальное узоротворчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни казахов.

Асия НУРПЕИСОВА

Колонка "Взгляд"