Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Время новых возможностей

Отсутствие бесплатных общественных туалетов — вот что первым делом отпугивает иностранных туристов. Ведь все они привыкли справлять естественную нужду в цивилизованных условиях. Так что любая страна для туриста начинается с элементарного — с туалета. К сожалению, в нашей стране уборные либо платные, либо их нет. Впрочем, если Казахстан планирует развивать туристическую отрасль, и, прежде всего экотуризм, настало время всерьез взяться за решение и других мелких, но важных проблем.

«Сегодня вопрос о развитии туризма отодвинут на второй план, хотя это открывает большие возможности для малого и среднего бизнеса», — констатирует директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова. О проблемах туризма  говорили на прошлой неделе в ходе седьмой туристской ярмарки «Жазғы демалыс — 2009: Туризм, Саяхат, Спорт» .

Не нужен нам берег турецкий

Впервые в этом году в рамках  ярмарки-выставки организаторы провели республиканское совещание по проблемам туризма, республиканский фестиваль мастеров прикладного искусства. Кроме того, был  разработан бренд выставки. В республиканском совещании приняли участие представители туристской отрасли регионов страны, в качестве почетных гостей  — председатель комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Евгений Никитинский, директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

Не секрет, что наша страна обладает уникальными природными ресурсами, благоприятными для развития туризма. Однако, почему мы, зная об этом, едем отдыхать за большие деньги в Турцию, Египет, Испанию?

«Причина проста. Многие регионы имеют богатый туристический потенциал, но их инфраструктура не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Одним из сдерживающих факторов является недостаточное внимание со стороны исполнительных органов развитию данного направления. В регионах наблюдается уменьшение объема финансирования отрасли, к примеру, в Актюбинской области за прошлый год он сократился на 8,6 процента», — говорит Евгений Никитинский.

Среди факторов, сдерживающих развитие туризма, он называет и несоответствие объектов туризма международным стандартам, недостаточный уровень сервиса, низкий уровень материально-технической базы инфраструктуры, слабый уровень подготовки кадров, отсутствие научной базы.

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, государство поставило задачу до сентября 2009 года разработать в регионах мастер-планы. Это такие четкие стратегические планы по развитию туристического потенциала. К примеру, большую значимость для развития международного туризма имеет проект строительства автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай», которая пройдет и по территории Актюбинской области.

В данное время Министерство туризма и спорта проводит целенаправленную работу по привлечению инвестиций в строительство современных туристских центров Казахстана. По словам заместителя начальника областного управления туризма, физической культуры и спорта Жалгаса Балгожина, привлечение инвестиций в развитие туризма является  актуальной проблемой и в нашем регионе. Инвестпроектов,  например, от районов области не поступает, и это несмотря на то, что названное ведомство готово помочь в поиске инвесторов. Инвестпроект  ТОО «Альфа-Тревел» — «Лагуна парк» на Каргалинском водохранилище стоимостью 4,5 миллиона тенге, скорее всего, является исключением. В настоящее время он находится в стадии реализации.

Зеленый туризм

Свои услуги по разработке мастер-плана Актюбинского региона  предложила председатель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

«Пока каждый регион страны не задумается над своими туристическими возможностями, решить проблему туристического кластера будет невозможно. К сожалению, мы видим, как эта проблема теряет свою злободневность по мере отдаления от  Астаны», — говорит она.

Основным туристическим приоритетом Казахстана должен стать экотуризм, или «зеленый туризм», уверена Рашида Шайкенова. Тем более что он не требует больших финансовых вливаний.

Экотуризм — это путешествие на природу, а также знакомство с местными обычаями и культурой. По статистике ВТО, он сегодня наиболее востребован. У нас нет пляжей с белоснежным песком, но в нашем активе имеется отличный экологический продукт — шикарные горы, бескрайние степи, горные реки и многое другое. Поглазеть на всю эту красоту, вдохнуть свежий воздух и позволить человеку приобщиться к национальным традициям — вот то, что сегодня Казахстан может предложить туристу. Уникальных уголков природы немало и в Актюбинской области.  Причем экотуризм содействует делу охраны природы и сводит к минимуму негативные последствия экологического и социально-культурного характера.

Как ни странно, но инициатива развития экотуризма в Казахстане принадлежит иностранному фонду «Евразия». В 2004 году фонд предоставил Казахстанской туристской ассоциации грант на открытие и организацию информационного ресурсного центра экотуризма.

В гости просим

Принцип организации экотуризма не требует вложения больших инвестиций, а также дает возможность   заработать на нем местному населению.

«Экотурист по статистике — это человек 35-54 лет, с высшим образованием, предпочитает поездки на природу на 8-14 дней. Согласно опросам он мог бы потратить за поездку 1 000-1 500 долларов. Ему по вкусу разнообразный ландшафт — горы, степи, водоемы», — говорит Рашида Шайкенова.

В сельских регионах, расположенных вблизи привлекательных объектов экотуризма, должна быть инициативная группа местных жителей, которая бы предоставляла жилье и другие услуги для заезжих туристов. Воплощая в жизнь «евразийский проект», Казахстанская туристская ассоциация начала работать с местным населением, которое проживает вблизи национальных парков и заповедников, помогла этим людям создать приемлемые условия для принятия гостей. Выделили средства на приобретение таких предметов быта, как унитазы, душевые кабинки, постельное белье, мебель. Также была проделана большая работа по обучению людей.

«Иностранцы любят жить в домах местного населения, с удовольствием доят коров, косят сено, работают с ульями. Для их размещения предпочтительны две комнаты, юрты или гостевые дома. А еще бытовые условия», — рассказывает Рашида Шайкенова.

Как показала практика, туристы любят национальные игры. К примеру, в ЮКО проводится «кымыз шоу», в Алматы — «баурсак шоу». Также они с трепетом относятся к местным ремеслам.

Все хозяева гостевых домов работают в рамках закона как индивидуальные предприниматели. Перед началом сезона они устанавливают свои цены, обычно сумма колеблется в пределах 4-4,5 тысяи  тенге в сутки, что вполне устраивает иностранцев.

Сейчас при содействии информационно-ресурсного центра в стране действуют 88 гостевых домов, расположенных в живописных природных уголках Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областей.

«Мы не имеем доступа к государственным инвестициям, более того,  просим создать условия для предпринимателей, занимающихся туризмом. К сожалению, сегодня туризм не входит в число приоритетных отраслей развития. Вопрос отодвинут на второй план, хотя он открывает большие возможности для малого и среднего бизнеса», — говорит Рашида Шайкенова.

Нельзя отрицать очевидного — интерес к нашей стране в целом и региону в частности в последнее время вырос. И специалисты считают: чтобы подогреть этот интерес, нам нужен хороший пиар, поскольку ощущается  реальный информационный голод на нашу страну. И если он (пиар) заработает так, как нужно, то и туристский поток потянется в казахские степи.  А уж спрос, как говорится,  рождает предложения.

Самал ЕНДИБАЕВА

Колонка "Взгляд"