Вселенная на ладони Мастера

Выставка в рамках международного симпозиума живописи «Plein Аir Aktobe» представила Астану и наш родной город глазами двух десятков художников из Казахстана, Узбекистана, России, в том числе Башкирии и Татарстана.
Картины размером метр на метр были выставлены в фойе Центра искусств. В торжественной церемонии открытия экспозиции приняла участие руководитель управления культуры, архивов и документации Маржан Корганбаева. Она отметила, что симпозиум инициирован областным музеем искусств в рамках 20-летия Астаны по программе «Рухани жаңғыру».
Посетители выставки неспешно проходили от одной работы к другой, узнавая на полотнах достопримечательности, живописные уголки столицы и родного Актобе. Несколько авторов изобразили мечеть Хазрет Султан, обрамленную голубизной чистого неба. Величественно смотрелся Хан шатыр, написанный кистью башкирского художника Альберта Хабибуллина. В окружении столичных высоток идут освещенные солнцем молодые пары с детьми — такой увидел Астану мастер из Узбекистана Нортойлок Дияров. Мурат Тлеубаев из Актау запечатлел знаменитые танцующие здания в сиренево-розовых тонах рассвета. Асуат Темиргалиев из российского Тамбова передал совершенно другое впечатление от главного города Казахстана. Его картина называется «Отчий дом». Где-то на окраине, среди зелени трав, деревьев и кустарников затерялась песчаная дорога, ведущая к уютному домику, бережно хранящему память о детских годах.
По условиям пленэра, каждый участник семидневного симпозиума должен был представить на выставку не менее двух работ. Виды Актобе каждый живописец изобразил по-своему. Актюбинка Ирина Курманалина с любовью передала атмосферу старой части своего города в картине «Арка». Алексею Васюкову из Перми приглянулись немноголюдные улочки нашего Жилгородка, фонтан перед городским Домом культуры. «Легенды Актобе» изобразил в очертаниях Горы любви мастер из Елабуги (Татарстан) Илья Максимов. Самый молодой участник симпозиума — 20-летний Валентин Русановский из Актобе — передал свои яркие воспоминания в этюдной работе «Детство». На картинах можно было увидеть панораму города с самой высокой горы базы отдыха «Тау», полюбоваться ночными пейзажами, увидеть здание областного акимата, памятник Абилкайыр хану.
Мечеть «Нұр Ғасыр» отражала свет золотисто-белыми красками на холсте заслуженного художника Республики Башкортостан, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Вакиля Шайхетдинова. На его счету около 30 персональных выставок, самой известной является серия картин «Икърар» («Слово о религии»).
— В 1996 году мне посчастливилось совершить хадж в Мекку. Картины по истории основных мировых религий: ислама, христианства, иудаизма были созданы на основе собранных материалов в святых местах Королевства Саудовской Аравии, — рассказывает мастер живописи из Уфы.
Еще до приезда в Актобе он ознакомился с достопримечательностями города, ему понравилась идея объединить мечеть и храм бульваром Единства и Согласия, в центре которого высится монумент Шанырак, символизирующий юрту.
— Еще дома я планировал создать на пленэре диптих, скомпоновать изображения мечети и собора, но, к сожалению, успел нарисовать только одну из этих картин, а также подготовил работу в честь 20-летия столицы Казахстана, — говорит Вакиль.
В центре картины Шайхетдинова — наша белоснежная мечеть, над нею устремляется ввысь золоченый купол шанырака на фоне круглой луны. В небе виднеются очертания огромных крыльев степного орла.
— Я заметил, что на площади напротив парка Первого Президента у вас есть высокая стела с изображением орла. Сначала я полностью прорисовал птицу, потом закрасил голову, глаза орла. После хаджа я поставил перед собой цель передавать историю трех религий, не нарушая требований Корана, — поясняет автор произведения. — По правую сторону от мечети написал первые четыре слова призыва к молитве — азана.
Собеседник рассказал, что современные тенденции в изобразительном искусстве не радуют. В постсоветском пространстве, где еще сохраняется реалистическая школа живописи, все больше прослеживается желание художников творить в жанре абстракции, сюрреализма.
— «Я так вижу», — говорят молодые авторы от неумения рисовать. Вы понимаете, чтобы построить здание, нужен фундамент. Только изучив основы академического искусства, можно допускать условности, — сказал о наболевшем известный художник.
Он отметил высокий уровень профессионализма участников пленэра, подчеркнул, что рисовать с натуры сложнее, чем по фотографии, но и намного интереснее. Именно соприкоснувшись с культурой другой страны, увидев ее красоту своими глазами, ты можешь передать неуловимую ауру этого места.
— Само слово «живопись» значит «живо писать», писать среди живого мира. Со снимка картина получается полумертвой, — привел аналогии мастер кисти. — В Актобе я очень глубоко ощутил натуру степных людей. Город, расположенный на просторе, открыт солнцу и небу. У нас в Башкирии, как в маленькой Швейцарии, много зелени, высоких гор. Поднявшись на вершину, я думал, что вижу всю Вселенную. Но когда мы вчера выехали за город, я встал в степи, оглянулся вокруг и понял: вот она — Вселенная. Весь мир как на ладони.
Вакиль Шайхетдинов пообещал, что его ощущения и впечатления от Актобе будут отражены в последующих картинах.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.