Выхлоп, стоящий жизни

Создание комфортной среды проживания — один из основных приоритетов нынешнего Послания Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Внедрение новых подходов к территориальному развитию страны подразумевает и усиление работы по улучшению экологической обстановки, в том числе по вредным выбросам. На эту тему рассуждает и.о. руководителя отдела государственного экологического контроля департамента экологии по Актюбинской области Заузат Майлибаева.
— Из всех составных частей биосферы для жизнедеятельности человеку важнее воздух. Без еды человек может прожить до пяти недель, без воды — до пяти суток, а без воздуха — не более пяти минут. Но вдыхаемый воздух должен отвечать определенным санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания, — вводит в тему Заузат Майлибаева.
И для начала она обращается к данным Казгидромета: по итогам первого полугодия в Актобе отмечен высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Зафиксированы два случая превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) диоксида серы в 10 раз.
Одним из основных источников загрязнения воздушного бассейна области признан автомобильный транспорт. С каждым годом его становится больше, и в настоящее время он уверенно приближается к 176 тысячам единиц. Это количество дает 41 процент выбросов загрязняющих веществ от общего объема. К июлю он составил 150,2 тысячи тонн. Постоянное превышение норм ПДК в областном центре отмечается на железнодорожном вокзале, Центральном рынке, на проспектах Абилкайыр хана, Алии Молдагуловой, Санкибай батыра, где проходят основные потоки городского транспорта.
— Немногие знают, что за сутки один автомобиль может выбрасывать до одного килограмма выхлопных газов. В них содержится более 200 химических элементов. Из-за высокой токсичности особенно опасны для здоровья человека окись углерода, окислы азота, сернистые соединения, несгоревшие углеводороды, свинец. В результате неполного сгорания топлива в двигателе технически неисправной машины часть углеводородов превращается в сажу, содержащую полициклические углеводороды, вызывающие опухолевые заболевания, — объясняет эколог.
Она напоминает, что уровень загрязнений от выбросов автомобилей возрастает при низких температурах и тихой погоде. Накопление выбросов на слабо проветриваемых улицах городов при высокой интенсивности движения образует так называемый смог, вызывающий острые заболевания организма человека.
В выхлопных газах содержатся как безвредные для человека химические вещества (азот N2, кислород О2, водяные пары Н2О, углекислый газ СО2), так и токсичные соединения, в том числе канцерогены (вещества, повышающие вероятность возникновения злокачественных новообразований).
Продуктом неполного сгорания автомобильного топлива является угарный газ (СО). Человек не всегда по запаху и цвету может ощутить его присутствие в воздухе, хотя, по сути, это яд, вызывающий дефицит кислорода в тканях тела. При использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, бензинов — свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор и их соединения. Воздействие свинца особенно губительно сказывается на детском организме, который более чувствителен к токсическому тяжелому металлу. Доказано: низкие уровни свинца в юном организме приводят к существенному снижению умственного развития.

Знаете ли вы, что…
Согласно исследованию ученых Гарвардского университета, выхлопные газы автомобилей снижают интеллект и ухудшают память у детей. Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта требуется широкая разъяснительная работа среди населения о необходимости: перехода на использование газобаллонных двигателей; качественной регулировки двигателя; использования нейтрализаторов отработавших газов; минимизации поездок на автомобиле, по возможности договариваться с соседями или коллегами о совместных поездках; для передвижения на небольшие расстояния использовать велосипед или перейти на пешеходные прогулки.
Длительный контакт человека со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма — иммунодефицит. При этом газы сами по себе могут стать причиной ряда заболеваний — дыхательной недостаточности, гайморита, ларенготраеита, бронхита, бронхопневмонии, рака легких. Выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечно-сосудистой системы.
— Наибольшее влияние выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, особенно тех, кто вынужден подолгу стоять в пробках. Среди пешеходов больше страдают дети, так как наибольшая концентрация вредных веществ происходит в приземном воздушном слое, как раз на уровне дыхательных путей ребенка, — обращает внимание Заузат.
Отсюда актуальность для местной исполнительной власти упорядочить движение транспорта, чтобы уменьшить выбросы токсичных веществ в зонах жилой застройки.
Экологи отмечают: большая часть автомобилей в области — это технически устаревшие модели, выработавшие установленный ресурс. Положение также усугубляется отсутствием надлежащего контроля над качеством ввозимого и реализуемого ГСМ.
— Для снижения негативного воздействия на качество атмосферного воздуха наша область с 2000 года, одной из первых в республике, начала переводить автотранспорт на газовое топливо. Сжиженный газ, полностью сгорая, исключает из выхлопных газов такие токсические ингредиенты, как бенз(а)пирен, двуокись серы, формальдегид, сероводород, свинец и цинк, — продолжает и.о. руководителя отдела государственного экологического контроля.
К 2018 году количество автотранспорта, работающего на газовом топливе, в области достигло 42 606 единиц, или 24,3 процента. Только в первом полугодии на газовое топливо переведены 4 180 авто. На сегодня практически весь автобусный парк Актобе ездит на сжиженном газе. В области действует 91 автогазозаправочная станция, АГС размещены на оживленных автомагистралях, из них 53 находятся в Актобе.
В марте прошлого года ТОО «КазТрансГазӨнімдері» ввело газонаполнительную компрессорную станцию мощностью 13,8 млн м3 в год или для заправки сжатым метаном 400 автомобилей в сутки.
В рамках меморандума, заключенного акиматом области с компаниями «КазМунайГаз» и «КазТрансГаз», построены две автоматизированные газорас­пределительные станции. В Актобе — производительностью 300 тысяч м3 в час, на сегодня она самая мощная в Казахстане, и в Алге, ее мощность — 30 тысяч м3 в час. В настоящий момент АГРС функционируют также в райцентрах Кандыагаш, Кобда и Комсомольское.
Значительно снял нагрузку на атмосферный воздух в Актобе и ввод в эксплуатацию автомагистрали «Северный обход», разгрузив центральную часть города от автотранспорта.
Угарный газ (СО) — из-за него зачастую возникают головная боль, головокружение, тошнота, потеря сознания и даже смерть.
Диоксид азота (NO2) — высокотоксичный газ желтовато-бурого цвета, сильно ухудшающий видимость. Он вызывает бронхит, понижает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказали: воздействие диоксида азота приводит как к острым, так и к хроническим воздействиям на здоровье человека. Особенно это опасно для детей, страдающих от заболеваний дыхательных путей.
Углеводороды (СН) в присутствии диоксида азота под воздействием солнечных лучей окисляются и образуют ядовитые кислородосодержащие соединения с резким, неприятным запахом.
Пыль (взвешенные частицы размером менее 10 мкм) может стать причиной заболеваний слизистых оболочек и органов дыхания, а также конъюнктивитов и дерматитов.
Департамент экологии активно реализует трехлетний «План мероприятий по улучшению экологической ситуации Актюбинской области», рассчитанный до 2020 года. Совместно с департаментом внутренних дел регулярно проводит операцию «Чистый воздух». В ходе последнего рейда по контролю за выбросами на дымность и токсичность автотранспортных средств физических лиц были проверены 357 автомобилей. Выявлены 24 факта превышения установленных норм. Нарушители, а это физические лица, привлечены к административной ответственности, наложены штрафы на общую сумму 115,4 тысячи тенге.
Проверен также автопарк 13 предприятий области на качество отработавших газов. Из 47 автомашин 37 оказались с дизельными и 10 с бензиновыми двигателями. Выявлено 9 фактов превышений норм дымности, по выявленным нарушениям наложены штрафы и предъявлены претензии за ущерб, нанесенный окружающей среде. К административной ответственности за выпуск на линию неисправного автотранспорта привлечены: ТОО «Камкор Локомотив» (штраф 240,5 тысячи тенге, претензия 12,1 тысячи тенге), ТОО «Шалкарская дистанция сигнализации и связи» (240,5 тысячи тенге), АЗФ (12,3 тысячи тенге), ТОО «Тау Кен» (96,2 тысячи и 97,3 тысячи тенге), ТОО «Лотос Актобе» (96,2 тысячи и 45,1 тысячи тенге), АО «Коктас-Актобе» (240,5 тысячи и 16,5 тысячи тенге), ТОО «Темир Жол Курылыс — Атырау» (240,5 тысячи тенге).
Как отметила в завершение беседы Заузат Майлибаева, работа в данном направлении будет системно продолжена. Экологи выполняют поручения Главы государства, исполняют свой служебный долг и предпринимают все, чтобы улучшить качество жизни актюбинцев.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Новости "АВ"