Взгляни в глубь себя (фоторепортаж)

Следуйте искусству, следуйте музыке, взгляните в глубь себя… С этих слов началось для актюбинских зрителей непривычное посвящение в таинство арт-перфоманса, проходившего в ТРЦ «Алатау Плаза».
До открытия арт-мероприятия интерес пользователей Инстаграма подогрел необычный промо-видеоролик на странице актюбинской художницы Индиры Ищановой-Брюс, в котором она делилась мыслями о том, как искала свой путь к искусству. Аудитория быстро подхватила волну «сетевого бума» и томилась перед занавесом в предвкушении представления.
Как оказалось, слов недостаточно, чтобы выразить, что ты чувствуешь и испытываешь. Живая инсталляция — способ взаимодействия с каждым зрителем, искусство обнажить свое внутреннее «я» и поделиться с другими.

— Искусство — это сама жизнь, — считает Индира. — Мы — ее часть и принимаем участие в процессе. И поэтому арт-перфоманс на данный момент откликается во мне больше всего. Ведь соприкосновение со зрителем очень тесное, и они сами становятся частью представления. Я постоянно прислушиваюсь к своему внутреннему миру и мироощущению.
Глобальные вопросы откликались в каждой из семи представленных сцен: одиночество, чрезмерное потребление, травля в социальных сетях, любовь-лицемерие, страхи перед обществом, рождение себя.
— Считать телефон недугом времени, мне кажется, бессмысленно, настолько прочно и надолго вошел в нашу жизнь этот гаджет, что я лично воспринимаю его больше как личного помощника. Тут главное — уметь разграничить понимание, что девайс — это просто неотъемлемая часть современного скоростного мира, но не есть жизнь и не есть целый мир.
Сказать, что одиночество — новый вызов времени, я тоже никак не могу. Это социально-психологическое явление тоже было неотъемлемой частью человеческой жизни во все времена. Просто кто и как воспринимает одиночество. А что с этим делать, это уже другой вопрос. К примеру, фастфуд — это чистое отображение неосознанности человека в жизни. Ведь мы, по сути, то, что мы едим. Это одна из составляющих неосознанного потребительства. А мы сейчас убиваем планету своим бесконечным консюмеризмом, — делится Индира.
Свои чувства художница умело высказала в инсталляциях и поделилась, с чем ей пришлось столкнуться в жизни:
— Я думаю, у каждого человека есть истории, в которых он проходил и проходит через свои страхи, осуждение, ментальные трудности, и я не исключение. Поскольку мы все живем коллективным разумом, в большинстве случаев любое отклонение от норм общества всегда будет восприниматься так или иначе через призму осуждения, оценки, критики.., реже похвалы и поддержки. Примеров из личного я могу приводить много, от буллинга в школе, где я ощущала себя белой вороной, вплоть до замужества, которое многим посторонним, именно посторонним людям, не по нраву, так как оно интернациональное.
Рассказывая о творческом начале, художница скромно рассказала:
— К творчеству я тяготела всегда. В детстве много рисовала дома, посещала драмкружок, отучилась в музыкальной школе по классу фортепиано, меня даже уговаривали идти в музыкальное училище, так как пророчили будущее пианистки. В юности творчество проявлялось через дизайн и пошив одежды,
обуви. Создавала украшения, всегда тяготела к флористике, и, кстати, в Инстаграме это была и есть одна из любимых тематик для публикаций. Все, что касается создания красоты, гармонии и приятной атмосферы, мне очень близко, импонирует. И, конечно же, фотография. Сама я не умею профессионально фотографировать, однако всегда знаю четко какие образы и картинки хочу увидеть. И в результате сотрудничества с фотографами обычно получаются интересные работы. Толчком к поиску более серьезного творчества, к искусству послужили мои детки. Знаете, дети имеют уникальные свойства пробуждать в нас все самое лучшее и худшее одновременно. И только нам выбирать: что больше взращивать в себе и как действовать. Я выбрала созидательно-творческую позицию в жизни и действую через творчество в разных направлениях.
В продолжении арт-перфоманса для гостей была представлена уникальная возможность побыть инсталляциями и посмотреть фотовыставку Индиры в разных образах и ипостасях. В фотовыставке приняли участие фотографы Левон Аветисян, Диана Рогозникова, Мирко Алмакова.
Проходя мимо картины с силуэтами беременных женщин, нельзя было не обратить внимания на живопись Индиры. Рассматривать можно бесконечно, но, не узнав предысторию, сложно понять, о чем она.
— Картина «Мои две беременности» снилась 10-12 дней. В буквальном смысле не давала спать и все время образами сидела в голове. Изначально мне снился просто силуэт беременной женщины, а когда начала рисовать, это вылилось в две беременности — про дочь и про сына. Самое интересное, когда срисовывался силуэт с моего живота, малыш интуитивно развернулся во мне, приняв форму живота как при первой беременности, и лег обратно в свое обычное положение, когда пришел черед рисовать его сторону. Разница по времени была около 5 минут. Что доказывает, дети, будучи в утробе, все понимают и решают сами, как им действовать даже внутри. С тех пор, как я ее нарисовала, творческая волна прорвала мою внутреннюю дамбу, и теперь я готова творить, пока есть вдохновение. Это полотно для меня очень значимое, и я не думаю, что смогу расстаться с ним когда-либо.
На мой вопрос, будет ли она представлять инсталляцию в других городах Казахстана или за рубежом, куда Индира переезжает, девушка, поразмыслив, ответила так:
— Очень хочется. На данный момент я еще много чего не знаю из области искусств и как это все работает. В первую очередь мне необходимо хотя бы базовое просвещение и направление в этой области. И, конечно, останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Буду трудиться.
Вечер перфоманса никого не оставил равнодушным: каждый мог узнать себя в инсталляциях и даже чуточку прослезиться. Все было по-настоящему. Многие отложили телефон и просто проживали момент — здесь и сейчас.

Алина Имамбаева

Фото Левона АВЕТИСЯНА