Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ягода-малина нас к себе манила

Местные аграрии в последние три-четыре года осваивают новый для региона вид сельскохозяйственного бизнеса – выращивание ягодных культур, а именно малины и клубники.

Где-то на вершине лета…
Разгар лета. Самое вкусное время года. Можно полакомиться свежими ягодами и фруктами. Местные фрукты, конечно, пойдут несколько позже, а вот ягода этого урожая уже есть на прилавках.
Малина, клубника и черная смородина – элита флоры дачных участков и придомовых хозяйств. В былые времена о промышленном производстве этих культур в нашей местности говорить как-то не приходилось. Чтобы отведать вкусные ягоды, их надо было либо вырастить самому, либо купить на базаре, либо у бабушек, торгующих возле магазинов. Цена, естественно, кусалась.
Но веление времени внесло свои коррективы. Слово «импорт» приобрело сладкий вкус. Ягоду в актюбинскую область завозят из Кыргызстана, Узбекистана и из южных регионов нашей страны. Про безвкусный импорт из дальнего зарубежья, напичканный консервантами и другой отравой, речь вести не будем.
[box type=»shadow» ]Одной цифрой:
91 гектар занимают посадки малины в области [/box]

[divider]

 

В середине мая в Актобе появилась клубника. Привозная. Как рассказали продавцы Центрального рынка, поступала она из Турции и Узбекистана. Цена первой клубнички варьировалась в пределах 2-2,5 тысячи за килограмм. Насчет вкуса ничего сказать не могу – не пробовал, но знакомые говорили, что не очень.

 

В начале июня сладкий десерт на местный рынок привозили из южных областей Казахстана и Кыргызстана. Цена варьировалась в пределах 800-1 200 тенге за килограмм. Активизировались и дачники. В небольших объемах первая клубника из актюбинских фазенд стала появляться в конце первой декады июня. Дачники продавали ее по 1 800-2 000 тенге за килограмм.
Сейчас в Актобе полным ходом уже идет клубничный сезон, который продлится примерно до начала июля. Цены на местную ягоду остаются в прежнем диапазоне, а вот привозную клубнику выше 1 000 тенге за килограмм не предлагают.

Сезон малины еще пока не наступил. Первая ягода начнет созревать к середине июля.

[divider]

Государство активно поддерживает аграриев через различные программы
Как пояснили в областном управлении предпринимательства, один из кредитов ТОО «Болат ЛТД» получило в рамках программы «Даму-Өндіріс» под 6% годовых. По ней финансовые средства получают субъекты МСБ, реализующие или планирующие реализовать свои проекты в сфере обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности. По линии ФФПСХ предприятие в 2016 году получило 15 миллионов тенге в рамках программы «Бизнес-регионы».
Также через фонд финансовой поддержки сельского хозяйства в 2014-2017 годах на развитие ягодного направления (малина, клубника) еще четыре индивидуальных предпринимателя области и городских сельских округов по пяти проектам получили кредиты на общую сумму 30,5 миллиона тенге.
— Сельхозпроизодитель также может рассчитывать на возмещение до 30 процентов понесенных затрат по программе инвестиционного субсидирования, предоставив соответствующие документы через ЦОН, — прокомментировал заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства Асылхан Абтиев.[divider]

На индустриальные рельсы
В России, Беларуси и в Украине, например, клубника и малина выращиваются в промышленных объемах. Для нашей страны и для Актюбинской области, в частности, подобный бизнес является если не экзотическим, то довольно новым.
Еще 3-5 лет назад малину и клубнику в регионе выращивали только дачники. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Ягодный бизнес стал для предпринимателей привлекательным.
Как пояснили в областном управлении сельского хозяйства, клубнику выращивают в Каргалинском и Уилском районах. В этом году ТОО «Экоферма» из Актобе высадило на 1,5 гектара 100 тысяч саженцев клубники.

Предприниматель Айбек Сансызбаев в 2016 году в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» получил грант в размере 2 миллионов тенге на приобретение саженцев клубники. Его плантация находится в селе Косистек Каргалинского района. Под клубнику занято 20 соток земли, еще на 3 гектарах предприниматель высадил малину.
Так почему именно этот бизнес?
— Я часто бывал в Беларуси, России. Еще в 2012 году увидел, что там возделываются целые поля клубники и малины. Взял себе на заметку, подумал: «Надо и нам заняться». В то время мне некогда было заниматься этим, у меня был другой бизнес – поставка масел и оборудования для одного из заводов. Но через какое-то время стал проводить анализ именно по саженцам клубники и малины. Ягодным бизнесом тогда практически никто не занимался, и я в 2015 году решил занять эту нишу. Сравнивал цены в Беларуси, России и Украине. Остановил свой выбор на Украине – там цены были значительно ниже. Уже осенью 2015 года мы посадили саженцы малины, а в 2016 году высадили клубнику, — рассказал Айбек Сансызбаев.
Всего же в свой бизнес предприниматель вложил 17 миллионов тенге. Кредиты были получены по различным госпрограммам. Стоит отметить, что занятие это довольно дорогостоящее. Чтобы выращивать ягоду в промышленных объемах, кроме самих саженцев, необходимо оборудование для капельного орошения и многое другое.
Раньше в хозяйстве полив вели арычным методом. Но такая технология оказалась невыгодной. Большой расход воды, электроэнергии и ГСМ. В конечном итоге остановили свой выбор на капельном орошении и закупили оборудование в Украине. Кроме этого, понадобилась техника для грядообразования и специальная пленка. Пленка предотвращает испарение влаги, не позволяет расти сорнякам.
По словам Айбека Сансызбаева, полив стал обходиться гораздо дешевле, но оборудование потребовало больших финансовых вливаний.
— Постепенно капельное орошение окупает себя. Сейчас на поливе работают 5-6 человек. А при арычном поливе на каждый гектар необходимо привлекать до 10 человек. Учитывая, что с 1 гектара малины мы в этом году расширились до 3, то экономический эффект очевиден. В прошлом году мы собрали 3,8 тонны малины с гектара. А вот об урожае клубники говорить пока рано. Пока мы обрезаем верхушки кустов, чтобы шло усиленное образование усов. Это необходимо для рассады растений, — пояснил предприниматель.[divider]

Стоит ли есть привозные ягоды и как их выбирать?

— Клубника и малина — самые любимые ягоды. Думаю, что та же привозная клубника — это ягода хорошего качества. Но каждый продукт имеет свой срок годности. Недостаток ягоды издалека в том, что, пока она к нам добирается, теряет вкусовые качества. Вид вроде бы и неплохой, но время дает о себе знать. Естественно, на вкус такая клубника будет хуже нашей свежесобранной. Так что, на мой взгляд, ничего лучше нашей местной клубники нет. А как выбирать ягоду? Обращать внимание на свежесть, внешний вид и вкус. Если есть возможность, то попробовать перед покупкой, — говорит главный садовод Актобе Валентина Дынник.
Полезный совет от Валентины Дынник:
— Хотите зимой лакомиться свежей ягодой? И малину, и клубнику нужно перетереть с сахаром и заморозить. Килограмм ягоды я перетираю с 0,5 килограмма сахара-песка.[divider]

Вкусный бизнес
Если клубника в Актобе завозилась из других регионов, то малину купить можно было только у дачников по довольно высокой цене. А покупать эту ягоду на варенье или компоты было делом очень невыгодным.
Теперь же актюбинцы имеют
возможность не только покупать малину по приемлемым ценам, но и приобрести уже готовое малиновое варенье. Причем экологически чистое и безо всяких дополнительных прелестей в виде консервантов, красителей и загустителей.
Сейчас ТОО «Болат ЛТД» — крупнейший производитель малины в Республике Казахстан. В прошлом году предприятие под руководством Даната Шураханова с 10 гектаров собрало 35 тонн малины, которая реализовывалась в Актобе в виде свежей ягоды и варенья.
Напомним, ТОО «Болат ЛТД» — одна из первых компаний региона, подавшая заявку на участие в конкурсе «Лучший товар Казахстана».
Первый урожай ремонтантной малины с полей товарищества собрали в 2015 году. Тогда о таких промышленных масштабах, как сегодня, и не помышляли. Однако потребительский спрос продиктовал стратегию на увеличение площадей плантаций до 25 га. Плантация оснащена системой капельного орошения. А начинали когда-то
совсем с малого.
— Мы выращиваем ремонтантные саженцы польской селекции «Полана» и «Полка», которые являются лучшими сортами в Европе. В первый год (в 2014 году) мы и вовсе посадили всего один гектар. Потом было три, потом было пять гектаров. В прошлом году мы уже собирали урожай с 10 гектаров. В этом году расширились до 25 гектаров. На будущий год планируем 45 гектаров. В планах довести посадочные площади малины до 130 гектаров.
Мы хотели заняться сельскохозяйственным бизнесом. Делали выбор между клубникой, малиной и черной смородиной. Это те культуры, которые можно выращивать в нашем регионе. К тому же они востребованы на рынке. Остановились на малине, и этот проект оказался удачным, — рассказал директор ТОО «Болат ЛТД» Данат Шураханов.
По словам предпринимателя, на сегодняшний день в проект уже вложено свыше 60 миллионов тенге. Почти все это – заемные средства. Они получены под 6% годовых на пять лет в банке «ЦентрКредит» через фонд «Даму» и в фонде финансовой поддержки сельского хозяйства на этих же условиях. Возделывание любой сельскохозяйственной культуры в промышленных объемах требует вливания инвестиций. К тому же процесс возделывания и ухаживания за малиной трудоемкий. Но в этом случае овчинка выделки стоит. Каждый куст может давать до 6 килограммов урожая за сезон. Кустарник продолжает плодоносить до первых морозов.
— В прошлом году на сбор урожая мы привлекали до 150 человек. Арендовали автобус, привозили сборщиков урожая на поле. Помогали нам и учащиеся сельскохозяйственного колледжа. Они проходили у нас практику по системе дуального образования: изучали систему капельного орошения, мульчирования, внесение удобрений. Параллельно и подрабатывали. Штатных сотрудников, которые работают на поле, – 10 человек, — пояснил предприниматель.

Здесь на полях также применяется капельное орошение, что повышает эффективность полива и снижает затраты. Следовательно, уменьшается и себестоимость продукции. К тому же арычный и дождевальный полив для малины не подходят.
На вопрос о том, есть ли у ТОО конкуренты, Данат Шураханов ответил:
— Конкурентов пока у нас нет. Мы — самое крупное предприятие по выращиванию малины в Казахстане. Если говорить о спросе, то вся продукция, а это свежая ягода и варенье из малины, была реализована. Из собранных 35 тонн ягоды 16 тонн пошло на изготовление варенья. Акимат нам выделил торговые места в районах рынков и рядом с супермаркетами, — отметил предприниматель.
Продукция ТОО «Болат ЛТД» реализуется не только на местном рынке. Актюбинское варенье возят на ярмарки в Астану, Алматы и Оренбург. Были поставки в Уральск.
В Актобе 1 килограмм свежей малины предприятие в предоставленных торговых точках реализовывало по 1 500 тенге за килограмм. Варенье – по 1 000 тенге за килограмм в таре 1, 2 и 3 килограмма.
Варенье в своем составе имеет только малину и сахар-песок. Срок хранения – 2 года. Но, как отметил Данат Шураханов, вряд ли потребители будут его так долго хранить, ведь впереди новый урожай.[divider]

Не верь глазам своим!

На прилавках магазинов много варенья, повидла и джемов из малины и клубники. Однако прочитав их состав, напечатанный мелким шрифтом, который сливается с цветом этикетки, порой диву даешься.
«АВ» провел небольшой мониторинг в сетях наших супермаркетов.
1. Малина (клубника), перетертая с сахаром. Торговая марка «Заветный погреб». Масса — 550 граммов, цена — 376 тенге.
Состав: малина (клубника), сахар-песок, вода питьевая, загуститель (пектин), регулятор кислотности (лимонная кислота), ароматизатор пищевой («малина» или «клубника»), консервант сорбат калия.
Чтобы снизить себестоимость продукта, производитель вместо того, чтобы добавить только малину (клубнику) и сахар-песок, сдабривает все это водой и пектином. Вместе эти вещества дают этакую патокообразную субстанцию. Ведь пектин — это полисахарид, склеивающий элемент. И плюс в составе еще химические добавки.
2. Повидло клубничное. Торговая марка «Золото глобуса». Масса — 600 граммов, цена — 324 тенге.
Состав: клубничное пюре, яблочное пюре, сахар-песок.
Как бы химические добавки в составе не указаны. Но кто его знает. А вот зачем здесь яблочное пюре?
3. Повидло клубничное. Производитель: Челябинский масложировой комбинат. Масса — 550 граммов, цена — 299 тенге.
Состав: клубничное пюре, сахар-песок, пектин, лимонная кислота, сорбат калия и бензоат натрия, ароматизатор «клубника», идентичный натуральному, краситель «понсо» — может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей.
Продукт действительно «изумительный»: на этикетке не указано, для чего та или иная химическая добавка. Спасибо, хоть честно предупредили, что краситель не так уж безопасен для здоровья.[divider]
Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"