Ягода-малина нас к себе манила

Местные аграрии в последние три-четыре года осваивают новый для региона вид сельскохозяйственного бизнеса – выращивание ягодных культур, а именно малины и клубники.

Где-то на вершине лета…
Разгар лета. Самое вкусное время года. Можно полакомиться свежими ягодами и фруктами. Местные фрукты, конечно, пойдут несколько позже, а вот ягода этого урожая уже есть на прилавках.
Малина, клубника и черная смородина – элита флоры дачных участков и придомовых хозяйств. В былые времена о промышленном производстве этих культур в нашей местности говорить как-то не приходилось. Чтобы отведать вкусные ягоды, их надо было либо вырастить самому, либо купить на базаре, либо у бабушек, торгующих возле магазинов. Цена, естественно, кусалась.
Но веление времени внесло свои коррективы. Слово «импорт» приобрело сладкий вкус. Ягоду в актюбинскую область завозят из Кыргызстана, Узбекистана и из южных регионов нашей страны. Про безвкусный импорт из дальнего зарубежья, напичканный консервантами и другой отравой, речь вести не будем.

Одной цифрой:
91 гектар занимают посадки малины в области

 

В середине мая в Актобе появилась клубника. Привозная. Как рассказали продавцы Центрального рынка, поступала она из Турции и Узбекистана. Цена первой клубнички варьировалась в пределах 2-2,5 тысячи за килограмм. Насчет вкуса ничего сказать не могу – не пробовал, но знакомые говорили, что не очень.

 

В начале июня сладкий десерт на местный рынок привозили из южных областей Казахстана и Кыргызстана. Цена варьировалась в пределах 800-1 200 тенге за килограмм. Активизировались и дачники. В небольших объемах первая клубника из актюбинских фазенд стала появляться в конце первой декады июня. Дачники продавали ее по 1 800-2 000 тенге за килограмм.
Сейчас в Актобе полным ходом уже идет клубничный сезон, который продлится примерно до начала июля. Цены на местную ягоду остаются в прежнем диапазоне, а вот привозную клубнику выше 1 000 тенге за килограмм не предлагают.

Сезон малины еще пока не наступил. Первая ягода начнет созревать к середине июля.

Государство активно поддерживает аграриев через различные программы
Как пояснили в областном управлении предпринимательства, один из кредитов ТОО «Болат ЛТД» получило в рамках программы «Даму-Өндіріс» под 6% годовых. По ней финансовые средства получают субъекты МСБ, реализующие или планирующие реализовать свои проекты в сфере обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности. По линии ФФПСХ предприятие в 2016 году получило 15 миллионов тенге в рамках программы «Бизнес-регионы».
Также через фонд финансовой поддержки сельского хозяйства в 2014-2017 годах на развитие ягодного направления (малина, клубника) еще четыре индивидуальных предпринимателя области и городских сельских округов по пяти проектам получили кредиты на общую сумму 30,5 миллиона тенге.
— Сельхозпроизодитель также может рассчитывать на возмещение до 30 процентов понесенных затрат по программе инвестиционного субсидирования, предоставив соответствующие документы через ЦОН, — прокомментировал заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства Асылхан Абтиев.

На индустриальные рельсы
В России, Беларуси и в Украине, например, клубника и малина выращиваются в промышленных объемах. Для нашей страны и для Актюбинской области, в частности, подобный бизнес является если не экзотическим, то довольно новым.
Еще 3-5 лет назад малину и клубнику в регионе выращивали только дачники. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Ягодный бизнес стал для предпринимателей привлекательным.
Как пояснили в областном управлении сельского хозяйства, клубнику выращивают в Каргалинском и Уилском районах. В этом году ТОО «Экоферма» из Актобе высадило на 1,5 гектара 100 тысяч саженцев клубники.

Предприниматель Айбек Сансызбаев в 2016 году в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» получил грант в размере 2 миллионов тенге на приобретение саженцев клубники. Его плантация находится в селе Косистек Каргалинского района. Под клубнику занято 20 соток земли, еще на 3 гектарах предприниматель высадил малину.
Так почему именно этот бизнес?
— Я часто бывал в Беларуси, России. Еще в 2012 году увидел, что там возделываются целые поля клубники и малины. Взял себе на заметку, подумал: «Надо и нам заняться». В то время мне некогда было заниматься этим, у меня был другой бизнес – поставка масел и оборудования для одного из заводов. Но через какое-то время стал проводить анализ именно по саженцам клубники и малины. Ягодным бизнесом тогда практически никто не занимался, и я в 2015 году решил занять эту нишу. Сравнивал цены в Беларуси, России и Украине. Остановил свой выбор на Украине – там цены были значительно ниже. Уже осенью 2015 года мы посадили саженцы малины, а в 2016 году высадили клубнику, — рассказал Айбек Сансызбаев.
Всего же в свой бизнес предприниматель вложил 17 миллионов тенге. Кредиты были получены по различным госпрограммам. Стоит отметить, что занятие это довольно дорогостоящее. Чтобы выращивать ягоду в промышленных объемах, кроме самих саженцев, необходимо оборудование для капельного орошения и многое другое.
Раньше в хозяйстве полив вели арычным методом. Но такая технология оказалась невыгодной. Большой расход воды, электроэнергии и ГСМ. В конечном итоге остановили свой выбор на капельном орошении и закупили оборудование в Украине. Кроме этого, понадобилась техника для грядообразования и специальная пленка. Пленка предотвращает испарение влаги, не позволяет расти сорнякам.
По словам Айбека Сансызбаева, полив стал обходиться гораздо дешевле, но оборудование потребовало больших финансовых вливаний.
— Постепенно капельное орошение окупает себя. Сейчас на поливе работают 5-6 человек. А при арычном поливе на каждый гектар необходимо привлекать до 10 человек. Учитывая, что с 1 гектара малины мы в этом году расширились до 3, то экономический эффект очевиден. В прошлом году мы собрали 3,8 тонны малины с гектара. А вот об урожае клубники говорить пока рано. Пока мы обрезаем верхушки кустов, чтобы шло усиленное образование усов. Это необходимо для рассады растений, — пояснил предприниматель.

Стоит ли есть привозные ягоды и как их выбирать?

— Клубника и малина — самые любимые ягоды. Думаю, что та же привозная клубника — это ягода хорошего качества. Но каждый продукт имеет свой срок годности. Недостаток ягоды издалека в том, что, пока она к нам добирается, теряет вкусовые качества. Вид вроде бы и неплохой, но время дает о себе знать. Естественно, на вкус такая клубника будет хуже нашей свежесобранной. Так что, на мой взгляд, ничего лучше нашей местной клубники нет. А как выбирать ягоду? Обращать внимание на свежесть, внешний вид и вкус. Если есть возможность, то попробовать перед покупкой, — говорит главный садовод Актобе Валентина Дынник.
Полезный совет от Валентины Дынник:
— Хотите зимой лакомиться свежей ягодой? И малину, и клубнику нужно перетереть с сахаром и заморозить. Килограмм ягоды я перетираю с 0,5 килограмма сахара-песка.

Вкусный бизнес
Если клубника в Актобе завозилась из других регионов, то малину купить можно было только у дачников по довольно высокой цене. А покупать эту ягоду на варенье или компоты было делом очень невыгодным.
Теперь же актюбинцы имеют
возможность не только покупать малину по приемлемым ценам, но и приобрести уже готовое малиновое варенье. Причем экологически чистое и безо всяких дополнительных прелестей в виде консервантов, красителей и загустителей.
Сейчас ТОО «Болат ЛТД» — крупнейший производитель малины в Республике Казахстан. В прошлом году предприятие под руководством Даната Шураханова с 10 гектаров собрало 35 тонн малины, которая реализовывалась в Актобе в виде свежей ягоды и варенья.
Напомним, ТОО «Болат ЛТД» — одна из первых компаний региона, подавшая заявку на участие в конкурсе «Лучший товар Казахстана».
Первый урожай ремонтантной малины с полей товарищества собрали в 2015 году. Тогда о таких промышленных масштабах, как сегодня, и не помышляли. Однако потребительский спрос продиктовал стратегию на увеличение площадей плантаций до 25 га. Плантация оснащена системой капельного орошения. А начинали когда-то
совсем с малого.
— Мы выращиваем ремонтантные саженцы польской селекции «Полана» и «Полка», которые являются лучшими сортами в Европе. В первый год (в 2014 году) мы и вовсе посадили всего один гектар. Потом было три, потом было пять гектаров. В прошлом году мы уже собирали урожай с 10 гектаров. В этом году расширились до 25 гектаров. На будущий год планируем 45 гектаров. В планах довести посадочные площади малины до 130 гектаров.
Мы хотели заняться сельскохозяйственным бизнесом. Делали выбор между клубникой, малиной и черной смородиной. Это те культуры, которые можно выращивать в нашем регионе. К тому же они востребованы на рынке. Остановились на малине, и этот проект оказался удачным, — рассказал директор ТОО «Болат ЛТД» Данат Шураханов.
По словам предпринимателя, на сегодняшний день в проект уже вложено свыше 60 миллионов тенге. Почти все это – заемные средства. Они получены под 6% годовых на пять лет в банке «ЦентрКредит» через фонд «Даму» и в фонде финансовой поддержки сельского хозяйства на этих же условиях. Возделывание любой сельскохозяйственной культуры в промышленных объемах требует вливания инвестиций. К тому же процесс возделывания и ухаживания за малиной трудоемкий. Но в этом случае овчинка выделки стоит. Каждый куст может давать до 6 килограммов урожая за сезон. Кустарник продолжает плодоносить до первых морозов.
— В прошлом году на сбор урожая мы привлекали до 150 человек. Арендовали автобус, привозили сборщиков урожая на поле. Помогали нам и учащиеся сельскохозяйственного колледжа. Они проходили у нас практику по системе дуального образования: изучали систему капельного орошения, мульчирования, внесение удобрений. Параллельно и подрабатывали. Штатных сотрудников, которые работают на поле, – 10 человек, — пояснил предприниматель.

Здесь на полях также применяется капельное орошение, что повышает эффективность полива и снижает затраты. Следовательно, уменьшается и себестоимость продукции. К тому же арычный и дождевальный полив для малины не подходят.
На вопрос о том, есть ли у ТОО конкуренты, Данат Шураханов ответил:
— Конкурентов пока у нас нет. Мы — самое крупное предприятие по выращиванию малины в Казахстане. Если говорить о спросе, то вся продукция, а это свежая ягода и варенье из малины, была реализована. Из собранных 35 тонн ягоды 16 тонн пошло на изготовление варенья. Акимат нам выделил торговые места в районах рынков и рядом с супермаркетами, — отметил предприниматель.
Продукция ТОО «Болат ЛТД» реализуется не только на местном рынке. Актюбинское варенье возят на ярмарки в Астану, Алматы и Оренбург. Были поставки в Уральск.
В Актобе 1 килограмм свежей малины предприятие в предоставленных торговых точках реализовывало по 1 500 тенге за килограмм. Варенье – по 1 000 тенге за килограмм в таре 1, 2 и 3 килограмма.
Варенье в своем составе имеет только малину и сахар-песок. Срок хранения – 2 года. Но, как отметил Данат Шураханов, вряд ли потребители будут его так долго хранить, ведь впереди новый урожай.

Не верь глазам своим!

На прилавках магазинов много варенья, повидла и джемов из малины и клубники. Однако прочитав их состав, напечатанный мелким шрифтом, который сливается с цветом этикетки, порой диву даешься.
«АВ» провел небольшой мониторинг в сетях наших супермаркетов.
1. Малина (клубника), перетертая с сахаром. Торговая марка «Заветный погреб». Масса — 550 граммов, цена — 376 тенге.
Состав: малина (клубника), сахар-песок, вода питьевая, загуститель (пектин), регулятор кислотности (лимонная кислота), ароматизатор пищевой («малина» или «клубника»), консервант сорбат калия.
Чтобы снизить себестоимость продукта, производитель вместо того, чтобы добавить только малину (клубнику) и сахар-песок, сдабривает все это водой и пектином. Вместе эти вещества дают этакую патокообразную субстанцию. Ведь пектин — это полисахарид, склеивающий элемент. И плюс в составе еще химические добавки.
2. Повидло клубничное. Торговая марка «Золото глобуса». Масса — 600 граммов, цена — 324 тенге.
Состав: клубничное пюре, яблочное пюре, сахар-песок.
Как бы химические добавки в составе не указаны. Но кто его знает. А вот зачем здесь яблочное пюре?
3. Повидло клубничное. Производитель: Челябинский масложировой комбинат. Масса — 550 граммов, цена — 299 тенге.
Состав: клубничное пюре, сахар-песок, пектин, лимонная кислота, сорбат калия и бензоат натрия, ароматизатор «клубника», идентичный натуральному, краситель «понсо» — может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей.
Продукт действительно «изумительный»: на этикетке не указано, для чего та или иная химическая добавка. Спасибо, хоть честно предупредили, что краситель не так уж безопасен для здоровья.

Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Аслана МУСЕНОВА

Новости "АВ"