Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

За что перевозчик в ответе?

автопарк 2_reswm_1

В Актобе нужно разработать новую схему движения общественного транспорта и ввести электронное билетирование. Вот тогда водители автобусов перестанут лихачить на дорогах.
К такому мнению пришли участники круглого стола, состоявшегося в автопарке. Обсудить проблему общественного транспорта собрались представители автопарка, включая водителей и кондукторов, и работники горуправления по защите прав потребителей. Последние инициировали эту встречу и включили в повестку дня вопросы поведения водителей автобусов на дорогах и отношения кондукторов с пассажирами.
С жалобами на перевозку пассажиров в общественном транспорте горожане обращаются в управление часто. По этим обращениям и собственному анализу ситуации защитники прав потребителей составили целый список нарушений, с которыми пассажиры автобусов сталкиваются почти ежедневно. Изменение схемы маршрута движения автобуса и превышение скорости – одни из распространенных нарушений.
— Из-за пробок, ставших в последнее время частым явлением на дорогах, водители общественного транспорта самовольно меняют маршруты, объезжая пробки по другим улицам. Тем самым они вынуждают пассажиров пешком добираться до места своего назначения. Таким образом, нарушаются права пассажиров на получение услуги надлежащего качества, предусмотренной ст.7 Закона РК «О защите прав потребителей», — прокомментировал ситуацию главный специалист городского управления по защите прав потребителей Марат Бектасов.
Среди других нарушений назвали остановки автобусов на середине дороги для посадки или высадки пассажиров, гонки, которые устраивают между собой водители общественного транспорта, открытые зимой двери автобусов, грязь в салонах. Все это, как было отмечено, подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров, за которых перевозчик несет ответственность.
— Водители торопятся выполнить свой сменный план, потому и лихачат на дорогах. Тогда не проще было бы перевести их на должностной оклад и определить каждому определенное число рейсов в смену, — предложил представителям автопарка Марат Бектасов.
В ответ на обвинительную речь в адрес водителей юрист АО «Автопарк» Руслан Жилкаманов вступился за своих работников. Прежде всего, лихачество водителей автобусов на дорогах юрист списал на пробки и неудовлетворительное качество дороги. Да и другим прозвучавшим нарушениям представитель предприятия нашел оправдывающее объяснение.
— По какой причине у нас возникают пробки на дорогах? Все потому, что проезжая часть не рассчитана на такой поток транспорта. Из-за узких дорог в районе Колхозного рынка, автовокзала, железнодорожного вокзала, на мосту 5 микрорайона часто образуются заторы. Чтобы не мешать другим машинам, водители автобусов лавируют в пробках. Сейчас ставят светофоры для регулировки движения транспорта, но это не спасает. В мегаполисах специально выделены полосы для общественного транспорта, но у нас этот вопрос не решается, — стал перечислять Жилкаманов. – Интервал движения не выдерживается из-за пробок и из-за качества дорог. Водители автобусов вынуждены объезжать ямы на дорожном полотне, потому и останавливаются не на остановке. Мы писали письма в отдел ЖКХ, дорожную полицию с просьбой обследовать дороги, но так и не дождались ответа. Представители отдела ЖКХ даже не пришли на эту встречу, где мы могли бы высказать им свои претензии. У нас каждый день после смены 70 автобусов заезжают на ремонт. А ведь это новый транспорт, которому всего два года, — посетовал юрист автопарка.
Предложение же пересадить на оклад водителей и кондукторов Жилкаманов решил не комментировать.
Во время этой встречи вновь был поднят вопрос о недоступности общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями. Обращаясь к перевозчику, представитель Центра поддержки парализованных граждан Шахан Жолдаспаев указал на то, что в городе нет ни одного автобуса, приспособленного для проезда инвалидов-колясочников. Хотя этот вопрос поднимался ими не один раз.

 

Опрос показал
В 2015 году департамент по защите прав потребителей провел анкетирование актюбинцев, чтобы узнать довольны ли они услугами пассажирских перевозок.
Результаты опроса показали, что 45% респондентов удовлетворены услугами пассажирских перевозок в городе, а 55% — нет.
Оказалось, что только 80% опрошенных более-менее знают о своих правах как потребителей пассажирских услуг. Оставшиеся 20% пассажиров даже не задумывались об этом.
Вместе с тем 10% опрошенных на «хорошо» оценили работу кондукторов автобусов, 75% на «удовлетворительно», и только 15% выразили недовольство обращением кондукторов с пассажирами.
Не имеют претензий к схеме маршрутов, интервалам движения и времени работы маршрутных автобусов города всего 10% респондентов, 45% опрошенных высказали некоторые нарекания по поводу работы общественного транспорта, другие 45% высказали негативное отношение.
Цена за проезд устроила 65% опрошенных, оставшиеся 35% посчитали высокой.

Рассмотрели за круглым столом и поведение кондукторов. В управлении по защите прав потребителей на этот счет посоветовали в случае конфликта с кондуктором звонить на телефон горячей линии: 55-76-58. Каждое обращение будет рассмотрено, пообещали они. Жалобы на качество предоставляемых услуг в общественном транспорте можно оставлять и в соцсетях «ВКонтакте» и «Инстаграмме», в которых создана группа «Защита потребителей».
В заключение встречи участники круглого стола высказались за ввод электронных карт оплаты за проезд, на которые не так давно перешли в южной столице. Сошлись они и в едином мнении о необходимости пересмотреть схему движения автобусов: исключить дублирующие маршруты и охватить движением общественного транспорта другие улицы и районы.

 

К сведению пассажиров

Наказать штрафом
Если водитель автобуса курит за рулем (согласно Кодексу РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» ст.159 п.5 пп.6-1 запрещено курение в салонах автобусов, микроавтобусов при осуществлении перевозок пассажиров) ему грозит адмштраф в размере 3 МРП. 1 МРП – 2121 тенге.
Облив прохожих (ожидающих на остановке) грязью, водой из луж и т.п. приравнивается к мелкому хулиганству. За это штраф — 10 МРП.
За несоблюдение правил остановок транспортного средства – 5 МРП, нарушение правил остановки – 10 МРП и создание аварийной ситуации – 10 МРП (ст. 593, 597, 606 КоАП).
Посадка и высадка пассажиров при неполной остановке транспорта — штраф 1 МРП.
За переполненный салон автобуса штраф за каждого лишнего пассажира по 5 МРП.
Превышение скоростного режима (КоАП ст. 592 от 10-20 км/ч – 10МРП; от 20-40 км/ч -15 МРП; более 40 км/ч- 30 МРП).
Пользование сотовым телефоном во время движения – штраф 5 МРП.
О любом нарушении в общественном транспорте можно сообщить по телефонам диспетчерской службы «Автопарка»: 54-55-91 или 1361 (бесплатный звонок).

Айжан ШАУКУЛОВА

Колонка "Взгляд"