Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Знания не купишь?

Учитель или репетитор дает сегодня больше знаний нашим детям? Мы неспроста задались таким вопросом в преддверии Дня учителя. Нисколько не умаляя роль педагога в обучении детей, мы склонны полагать, что все больше родителей обращается сейчас к услугам репетиторских учебных центров. Причем не только при подготовке школьника к ЕНТ, но и для выполнения домашних заданий в 1-2 классе. В Главной теме мы предлагаем вам выслушать мнения главного педагога страны, учителя, репетитора, руководителя учебного центра и самих школьников. Выслушать и сделать свои выводы.

На Все есть интернет

 

Корреспондент «АВ» поинтересовался на этот счет мнением

министра образования и науки РК Аслана САРИНЖИПОВА, побывавшего недавно с визитом в Актобе.

 

— Сейчас ученики с 1 по 11 классы занимаются с репетиторами. Не говорит ли это о низком качестве преподавания в школах? Не стоит ли возобновить работу групп продленного дня? — так звучали наши вопросы.

— Я думаю, что сейчас многие ученики стремятся поступить в Назарбаев интеллектуальные школы или Назарбаев университет. Для этого они занимаются дополнительно с репетиторами, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым этими учебными заведениями.

Как бывший руководитель Назарбаев университета могу сказать, что Актюбинская область всегда занимала одну из лидирующих позиций по количеству студентов. Поэтому однозначно говорить, что качество образования в вашем регионе хромает, нельзя.

Вторая часть вопроса — о продленных группах. Это тоже непростой вопрос. Педагоги знают, что учебная нагрузка — это важное понятие. Есть часы, отведенные на занятия в классе, на домашнюю работу. Они опираются на определенные требования, связанные со здоровьем школьников. В целом хочу отметить, что сегодня парадигма образования, педагогики коренным образом меняется. В наше время ученик, сидя в классе, может иметь моментальный доступ к любой информации через интернет, через различные девайсы. Сейчас мир генерирует очень большой объем знаний, заучить всю информацию невозможно. То есть нельзя решить вопрос качества образования за счет увеличения часов, этот вопрос необходимо решать за счет предоставления компетенций ученику. Учитель должен научить детей уметь правильно задать вопрос, искать, находить и осмысливать информацию, используя современные технологии. Учитель перестает быть источником информации, это изменение надо учитывать.

 

НЕ ЗАУЧИВАТЬ НАДО, А ДУМАТЬ

 

Учитель математики школы-гимназии № 17 Галина ЧЕРНОВА:

— Я категорически против репетиторов. На днях только ругала своих учеников: «Не нужны мне ваши репетиторы!». Другое дело, если, допустим, ребенок болел, месяц его не было в школе, необходимо «догнать» пропущенные темы. В таком случае он может обратиться за помощью со стороны. Я считаю, что ученикам достаточно один раз внимательно прослушать объяснения учителя. Прибегая к услугам репетиторов, дети теряют самостоятельность, у них появляются иждивенческие настроения. На уроках они невнимательно слушают тему, полагая, что репетитор все объяснит.

Говорят, сложные программы, учебники. Если учитель профессионал, он сможет быстро перестроиться на любой учебник или программу. Последние 10 лет я работаю только с 10-ми и 11-ми классами и могу сказать, что выпускники нашей школы, претендующие на «Алтын белгі», по математике получают «пятерки». Мы дополнительно занимаемся с учениками 11 класса, отдельно — с отличниками. Когда дети подтверждают свои знания, я от радости не знаю что и делать. Это высшая оценка моего труда.

Репетитор, я считаю, должен быть профессионалом, иметь опыт работы в школе. Иногда я замечаю, что репетиторы предлагают детям заучивать массу ненужных формул. Я объясняю детям, что нужно выучить лишь основные формулы. Математика — это, в первую очередь, логика, зубрежкой тут ничего не добьешься. Как-то ученики выполняли дома контрольную работу. Поставила одному мальчику «четверку», он стал возмущаться: «Я же решал с репетитором, в чем ошибка?». Я доказываю, что у него не ошибка, а нерационально решенная задача. И потом ведь я не репетитору ставлю оценку, а ученику.

Согласна, сейчас предъявляются завышенные требования к школьникам. В первом классе уже решаются уравнения, бедные дети только считать научились, они не понимают смысла этих уравнений. Начальная школа должна давать вычислительные навыки, ребенок должен уметь хорошо считать, знать таблицу умножения, решать задачи на движение, с предлогами «на», «в». Уравнения они успеют освоить в 6 классе, когда будут более подготовлены.

 

Планшет не заменит учебникРепетитор, бывший учитель химии Нина КУЧЕРЯВЕНКО:

— Школе я отдала 50 с лишним лет, сейчас давно на заслуженном отдыхе. Но и в свои 78 лет занимаюсь репетиторством. Это помогает оставаться в форме, является некой отдушиной в повседневности.

Ко мне приходят старшеклассники: кто-то готовится к ЕНТ, кто-то — к поступлению в медицинский вуз. Чаще всего у них абсолютно нулевой запас знаний по химии. В первые дни ребята сидят передо мной зажатые, загнанные, не смеют и слова сказать. А мне нужны ученики, которые могут рассуждать, если требуется, подсказать мне, поспорить со мной. И здесь главное — заинтересовать ученика своим предметом. Я говорю с ними на доступном языке, объясняю примерами из повседневной жизни. И тогда дети раскрываются, их глаза загораются, ведь химия — это интересная наука о природе, количественных и качественных изменениях веществ.

Как-то я сказала одной девочке: «Попроси учительницу, пусть она еще раз объяснит вам эту трудную тему». Школьница так и сделала, но учительница ответила: «Некогда мне объяснять, идите к репетиторам». Я не виню учителей ни в коем случае. Школа — это основа. Но, на мой взгляд, сегодня слишком быстро внедряются новые технологии. Интерактивная доска не заменит опытов, которые дети должны ставить сами, своими руками. Программы, я считаю, несовершенны, складывается впечатление, что разрабатывают их люди, далекие от работы в школе. К примеру, в 9 классе изучались сложные темы для детей, а недавно зачем-то объединили программы 9 и 10 классов, в 11 классе опять возвращаются к теме «Органика», которую уже проходили в

9-м. Дети затрудняются решать самостоятельно тесты по химии. Начинаешь разбираться и видишь: либо задание нелепое, либо с ошибкой.

Учебники составлены нелогично. Когда я работала в школе, дважды получала выговор за то, что не следовала утвержденной программе. А как заниматься по учебнику, если основы основ изложены в самом конце? Я переворачивала программу с ног на голову. Главным критерием моей работы было не мнение проверяющих комиссий, а прочные знания учеников. Поймите, ведь если пекарь плохо испек хлеб, а портной криво пришил рукав, кто виноват? Ответ напрашивается сам собой. А если ученик получил «двойку»? В этой оценке есть и моя доля. И еще, я считаю, слишком много сейчас лишних, дублирующих друг друга предметов. Это создает дополнительную нагрузку для детей.

В школе учителя ориентированы на среднего ученика. А отстающие просиживают уроки, думая: «Ай, все равно ничего не пойму». Заниматься с детьми легче с глазу на глаз, учитывая все его особенности, индивидуальность.

 

Рынок требует качества

 

В репетиторских центрах больше возможностей, в частности, финансовых, для достижения высокого качества обучения. Так считает основатель учебного центра «Мустахим» Ержан НУРГАЛИЕВ.

 

Беседа с Ержаном Маратовичем заняла немало времени. Будучи бизнес-тренером в сфере менеджмента, личностного роста, он иногда отвечал на вопросы своими, наводящими на ответ вопросами. Интервью временами превращалось в дискуссию, но тем оно и было интересно.

Свой центр Нургалиев открыл в 2009 году. По профессии он не педагог, ни одного дня не работал в школе. Это ему и не нужно. О том, как действует система общеобразовательных школ, он знает и как бывший ученик, и как отец школьника. Зато он отличный организатор, на практике применяющий знания маркетинга.

— Не спорю, советская система образования была и остается самой сильной. Но, вспомните, нас 10 лет учили, рассказывали про синусы и косинусы, твердили, что готовят к взрослой, самостоятельной жизни. И что? Мы выходили из стен альма-матер и понимали, что жизнь совсем другая. И нужны другие навыки, которые не входят в школьную программу, — начинает беседу Ержан Маратович.

Государственные школы унифицированы, работают по одним и тем же стандартам, утвержденным сверху. Кроме того, являются бюджетными организациями, то есть финансируются не так щедро, как частные школы.

— Согласитесь, небольшая зарплата учителей становится неким демотиватором, — продолжает собеседник. — А тут еще и мел, и методические пособия, которые они вынуждены покупать на собственные средства.

В репетиторском центре «Мустахим» таких проблем нет. Учителю предоставляется полная свобода в выборе программы, его зарплата зависит от количества учеников. Необходимое оборудование, методички он может получить при первом требовании. В то же время есть общие для всех учебных центров проблемы. Во-первых, это неуверенность в завтрашнем дне. Во-вторых, постоянная «борьба» за ученика.

В-третьих, руководителю требуется умение эффективно расходовать средства на аренду помещений, их обслуживание, покупку оборудования и т.д. Основное преимущество репетиторства — предоставление качественного обучения. Не будет качества — не будет учеников.

— Рынок диктует свои правила, поэтому я приглашаю на работу в центр только настоящих профессионалов, фанатов своего предмета. Еще древние греки утверждали, что «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», — цитирует Ержан Маратович. — Мы отслеживаем успеваемость детей, анализируем их успехи, неудачи. С учениками работает психолог, мы поддерживаем связь с родителями. Спрашиваем ученика: «Понравился ли тебе этот учитель?». Если нет — меняем учителя. Потому что от личных взаимоотношений педагога и ребенка зависит очень многое, в первую очередь — любовь к предмету.

— На ваш взгляд, почему сегодня учебные центры растут как грибы после дождя? Понятно, есть спрос, есть и предложение. Но почему в последние годы увеличился спрос на репетиторские центры?

— Я думаю, здесь несколько причин. Вслушайтесь в словосочетание: «общеобразовательная школа». То есть — общее образование. В классе сидят по 30-35 учеников, учитель не может охватить своим вниманием каждого. А программа сложная. В 4 классе дети уже рефераты пишут.

— Не дети, а их мамы с помощью интернета и принтера, — добавляю я свои «пять копеек».

— Да, это так. Без помощи родителей дети не могут выполнить домашнюю работу. Иной раз читаешь задачу из учебника начального класса и не то что решить — понять ее не можешь. Чувствуешь себя последним двоечником. Обращаешься к математику, он говорит: «В формулировке ошибка прошла. Имели в виду одно, написали другое, а требуют третье». А ведь не у всех родителей есть время заниматься с детьми. Тут и выручают учебные центры с группами продленного дня. Само слово «репетитор» означает «репетиция», то есть «повторение».

— Не утомительно ли ребенку в 1-4 классе весь день проводить за партой, сначала в школе, потом в продленной группе учебного центра?

— Вы правы, возможно, это и утомительно. Мы, загружая детей, порой лишаем их детства. Но продленки удобны работающим родителям, а с детьми мы стараемся проводить уроки в игровой форме.

— А зачем репетиторы забегают вперед, объясняют еще не пройденные в школе темы?

— Тут своя хитрость. Родителям ведь что надо? «Пятерки» в дневнике. А хорошую оценку легче получить, зная материал. Еще один момент: кому-то требуется только выполнить домашнее задание, кто-то отстает в предмете, упустил что-то, теперь наверстывает. А кто-то решает для себя углубленно изучать определенный предмет. К примеру, английский язык, который будет нужен ему в выбранной профессии.

На вопрос о востребованных предметах Нургалиев отвечает, что сегодня это все-таки математика. Раньше упор делался на языки, теперь школьники «подтягивают» точные науки, логику, без знания которых сложно сдать ЕНТ.

— Наша страна стремится в 30-ку высокоразвитых стран, а для этого будущему поколению казахстанцев необходимо иметь хорошие знания, — рассуждает он. — Сейчас не то время, когда при поступлении на работу главную роль играли деньги и связи, сегодня востребован профессионализм. Кроме того, личностные качества. В этом году мы вводим для наших учеников такие психологические тренинги, как коммуникация, конфликтология, толерантность, управление финансами. Полученные навыки позволят детям стать успешными, добиться поставленных целей в самостоятельной жизни. К сожалению, средняя школа сегодня не может позволить себе отойти от программы, от системы. Да, она дает знания, растит отличников, обладателей золотых медалей. Но может ли эта система воспитать успешного человека, личность? Сомневаюсь.

В завершение руководитель центра еще раз подчеркивает:

— Некоторые родители покупают своему ребенку самые дорогие игрушки, айфоны последней марки, упуская из виду его обучение. Я считаю, что инвестировать нужно в знания детей. Вкладывать деньги в то, что никогда не потеряется, не сломается, в то, что не украдут и не отнимут.

 

Устами

школьника

Стараясь понять позицию школьников, мы провели небольшой опрос. Помогли нам в этом ученики городских школ Элина БАЧАЕВА, Алия САПАРКЕЛЬДЫЕВА и Кирилл ЛАЕВСКИЙ.

 

Вопросы анкеты звучали так:

1. В каком классе ты учишься?

2. Есть ли у тебя репетитор?

3. Если есть, то по каким предметам?

4. Сколько раз в неделю ты занимаешься с репетитором?

5. Сколько стоят услуги твоего репетитора?

6. Почему ты решил заниматься дополнительно?

В опросе приняли участие 68 учеников 7-11 классов. 41 из них занимаются с репетиторами, в учебных центрах или на дополнительных платных занятиях в школах.

В том числе:

английский язык дополнительно изучают 30 учеников,

математику (алгебру) — 19,

физику — 20,

другие предметы (химия, история, геометрия) — 6.

Большая часть опрошенных занимается с репетитором по 3 раза в неделю, остальные — по два раза.

Занятие длится обычно 45 минут или 1 час, средняя стоимость — 800, 900, 1 000 тенге в час, 1 500 или 2 000 за полтора часа.

На последний вопрос большинство школьников ответили в том смысле, что «учитель объясняет не конкретно тебе, а всем сразу, при этом не уделяется внимание тому, что ты недопонял». Те, кто не занимается с репетитором (27 человек), ответили: «Мне достаточно объяснений учителя».

 

Приведем примеры наиболее интересных и характерных ответов (стилистика сохранена):

 

— Учусь в 9 классе. Хожу в английский центр два раза в неделю. Стоимость одного урока равна 800-м тенге. Учителям важно отработать свои часы, а за оценками мы должны следить сами. Я хожу в центр потому, что школьные учителя не стремятся дать знания каждому из учеников.

 

— Я учусь в 9 классе. В занятиях с репетиторами есть очень много плюсов. Лично я дополнительно занимаюсь с репетиторами уже на протяжении 9 лет. Для себя решила усиленно изучать несколько предметов. Это английский, математика, физика, химия и русский язык. У меня было множество репетиторов, но от большинства из них я отказывалась уже на втором занятии. У каждого преподавателя своя методика работы и свои расценки за определенное время работы. На данный момент за индивидуальные уроки я плачу по 1 000 тенге за 1 час, и 6 000 тенге в месяц за занятия в группе из 3-5 человек (мы занимаемся по полтора часа 2 раза в неделю). Заниматься на дому буду продолжать и дальше, так как занятия с хорошим репетитором дают свои плоды.

 

— Учусь в 10 классе. Занимаюсь в центре «Асерас». Раньше платили по 5 000 тенге, сейчас — 8 000. Я считаю, что объяснений учителя вполне хватает, просто у детей нашего поколения образуется большое количество свободного времени, которое мы тратим на ненужные для нашего образования дела. Лишних знаний никогда не бывает, это хорошо для каждого — изучать что-то углубленно, даже если знания в порядке. А если ребенок не успевает или ему сложно воспринимать информацию из уст учителя, то репетитор здесь крайне необходим.

 

— Мне, чтобы лучше понять тему, не хватает одного-двух часов в школе, и для закрепления приходится отдавать деньги репетитору, ведь сам себе не объяснишь что к чему.

 

— Я собираюсь поступать в КТЛ, а там нагрузка больше, чем в школе, и, чтобы не отстать от программы, занимаюсь платно.

 

— Мама считает недостаточным обучение в школе и ищет репетиторов.

 

— Я с детства люблю химию, а в школе не дадут делать опыты или углубленно изучать органику, поэтому и занимаюсь дополнительно ради интереса.

 

— Я занимаюсь с одним преподавателем одновременно физикой, алгеброй и геометрией по 45 минут, стоимость этого времени – 2 000 тенге. В прошлом году к нам приходил репетитор по химии, в этом году планирую заняться также английским. Все это мне нужно для хороших оценок в аттестате и для того, чтобы, поступив в университет, я хоть что-то знала.

 

Над Главной темой работала Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"