К нам идет Курбан айт

16 ноября начинается главный праздник мусульман всего мира – Курбан айт. Его празднование считается кульминацией традиционного ежегодного паломничества правоверных в Мекку.
О том, как празднуется Курбан айт в Актобе, в чем его особенности – наша Главная тема.

Священная миссия
Хадж – паломничество мусульман в Мекку к мечети Масджид аль-Харам. В мусульманстве хадж считается пятым столпом Ислама. Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря.

История хаджа начинается с жизнеописания пророка Ибрахима. По велению Аллаха Ибрахим оставил в пустынном месте свою жену Хаджар с маленьким сыном.  В поисках пропитания, изнывая от голода и жажды, женщина с грудным ребенком на руках бродила меж двух холмов Сафа и Марва. Спустя некоторое время появился ангел Джабраил и одним ударом руки пробил воду из-под земли. Место, откуда вытекает источник, назвали Замзам. Другая история рассказывает о том, как пророк Ибрахим, также по велению Аллаха, должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Однако, когда он попытался вонзить нож в грудь своего сына, лезвие не прошло через тело юноши. Своими поступками Ибрахим доказал преданность служению Аллаху. И Всевышний указал Ибрахиму место, где можно будет зарезать барана.
Все эти поступки нашли отражение в обрядах хаджа. И хождение между двумя холмами Сафа и Марва, как делала это Хаджар,  и ритуал забрасывания камнями шайтана, который искушал Ибрахима и его жену с сыном, и стояние на горе Арафат, где пророк молился, и ночевка паломников  в местечке Муздали фа, где было совершено жертвоприношение.
Как рассказал нам имам-представитель Духовного управления мусульман  Казахстана по Актюбинской области Бауыржан Есмахан, согласно учению Ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать.  Сам имам со священной миссией побывал в Мекке уже три раза. По его словам, чтобы осуществить паломничество, необходимо иметь крепкое здоровье, достаточно средств и, самое главное, духовно настроиться на предстоящее паломничество. Хадж совершается один раз в жизни ради поклонения Аллаху. Считается, что в другие разы паломничество совершается за родственника, если он сам в силу слабого здоровья или других объективных причин не может отправиться в дорогу, но при этом обязан  оплатить все дорожные расходы. Совершить паломничество в Мекку можно и за умершего близкого родственника, который при жизни не смог сделать это сам.  Кстати, отправляются в Мекку и женщины. Но не одни. Каждую должен сопровождать муж, брат, отец или взрослый сын.
– Во время хаджа паломники становятся «гостями Аллаха» в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, – говорит Бауыржан Есмахан.
Что нужно знать, чтобы правильно совершить хадж? Прибывая в Мекку, все паломники облачаются в белые одеяния  – ихрам. Ихрам – это не просто одежда, это своего рода посвящение, по правилам которого совершается полное омовение тела и облачение в особые белые одеяния. Мужчины одевают два простых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на плечи. Женщины полностью облачаются в просторные белого цвета одежды, голову покрывают платком. Открытыми остаются только лицо и кисти рук.
– Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним, – замечает имам.
При совершении хаджа (говорят также – пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей, свататься или вступать в брак, гневаться и обижать кого-либо, а также бриться, стричь волосы и ногти, пользоваться туалетной водой,  надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.
– В Мекке паломники совершают поклонение Каабе  и обходят вокруг священного строения семь раз, целуя его.  После приступают к совершению обряда – бег между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. Этот обряд установлен по преданию в память о страданиях Хаджар, жене Ибрахима, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила. На этом заканчивается малый хадж – умра. Те, кто совершил умру, подстригают свои волосы.  Таким образом они как бы выходят из малого хаджа, – продолжает священнослужитель.
– Можно, конечно, ограничиться и малым паломничеством. Но обычно те, кто приезжает в Мекку, полностью совершают все обряды хаджа и не выходят из состояния ихрама до его окончания. Обряды малого хаджа, к слову, можно проделать в любое время, большой  же хадж совершается в строго определенные дни двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, – рассказывает имам.
Обряды большого хаджа совершаются коллективно и на протяжении четырех дней. Паломники, пересекая пешком долины Мина и Муздалифа, отправляются к горе Арафат, расположенной в 25 километрах от Мекки. Там совершается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат. Оно  начинается в полдень и завершается перед заходом солнца. На горе совершаются молитвы, обращенные к Аллаху. Читаются они многократно и громким голосом. После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа.  Здесь же они проводят ночь. Она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.
– Рано утром, совершив молитву, паломники вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов, символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. В последний из четырех дней совершается обряд жертвоприношения, – рассказывает Бауыржан Есмахан.
Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан айт. Совершив жертвоприношение, паломники коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы. В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой). Кисву, кстати, меняют ежегодно.  Шьют ее 250 мастеров. В течение года писцы расписывают серебром на черной материи новый аят Корана. Старую же материю разрезают на куски и раздают именитым гостям. После совершения хаджа паломники посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде.
По возвращении домой родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу.
– Молитвы человека, совершившего хадж, принимаются до 40 дней, – завершает свой рассказ имам-представитель ДУМК по Актюбинской области.

Дорога ли в Мекку дорога?
Сто актюбинцев совершают священный хадж в Мекку в этом году.

– Это в два раза больше в сравнении с прошлым годом, – рассказывает  имам-представитель Духовного управления мусульман Казахстана по Актюбинской области Бауыржан Есмахан. – Всего же для Казахстана Саудовская Аравия выделила квоту на четыре тысячи мест. Квота – это разрешение въезда на территорию приглашаемой страны определенного количества человек. Проезд и проживание в Мекке оплачивается самими паломниками. В 1997-1999 годах король Саудовской Аравии высылал странам СНГ по пятьдесят пригласительных мест. Каждый приглашенный считался гостем короля и въезжал бесплатно. Сегодня такие привилегии отменены.
Впервые в 1991 году паломничество в Мекку совершили казахстанские студенты, обучающиеся в Турции. Затем из Казахстана совершали хадж по два-три человека. Массовое паломничество началось у нас с 2000 года.
Самое большее число паломников сегодня из Индонезии, Малайзии, Турции – до ста тысяч человек из каждой страны.
Как же желающие совершить хадж попадают в Мекку из Актобе?
– По путевкам, которые можно приобрести в туристических фирмах, – отвечает имам.
Фирм, имеющих право на организацию паломничества, в Актобе пять. Стоимость путевки варьируется от 2,5 до 4 тысяч долларов. В нее входит проезд, проживание в гостинице и одноразовое питание в обеденное время. Можно, конечно же, выбрать 4-5-звездочные отели, трехразовое питание, но придется и платить соответственно. В Мекке паломники обычно пребывают 10-15 дней.
– Есть у турфирм и вип-услуги. Шведский стол, гостиница «5 звезд», чьи двери выходят к площади, расположенной у Каабы. Такая путевка рассчитана на 5-7 дней и предназначается для деловых людей, ограниченных во времени. Ее стоимость достигает 10 тысяч евро. В Актобе таких дорогих путевок не предлагают, – сразу же оговаривается Бауыржан Есмахан.
В Саудовскую Аравию все казахстанские паломники попадают только воздушным путем по двум направлениям – Алматы-Джидда и Алматы-Медина. Туристическая компания закрепляет за каждой группой своего гида, который ознакамливает паломников с правилами прохождения хаджа. Рассказывает о цели паломничества, обрядах хаджа, в том числе и о том, как избежать проблем, которые могут возникнуть во время семикратного обхода вокруг Каабы. Как уже известно, во время данного ритуала в огромной давке гибнут люди, оказываясь попросту затоптанными.
– Отправляющийся в хадж паломник для начала должен знать, что представляет собой хадж, и должен осознавать, что совершает он его не для того, чтобы получить титул «қажы». Все это так условно. Согласно исламу, хадж совершается не ради получения титула, а прежде всего знаменует собой приближение к Аллаху и является одним из основополагающих принципов Ислама, – объясняет имам.


Во имя Аллаха

В этом году Курбан айт приходится на 16, 17, 18 ноября.  Чуть ранее  люди дают шектік, то есть поминают ушедших. Некоторые, чтобы убить двух зайцев, приносят жертвоприношение в этот день. Наиб-имам городской центральной мечети Берик Дариев говорит, что это неправильно.
– Если резать барана днем ранее или позже, то это уже не будет считаться жертвоприношением, а расценивается как обычный садака, – объяснил корреспонденту «АВ» имам, –  приносить жертву надо строго в установленные дни. Хозяин дома должен сам резать жертвенное животное. Если не может, то желательно, чтобы он хотя бы стоял у изголовья жертвенного скота.
Также, по словам имама,  во время жертвоприношения в Курбан айт необходимо читать специальную молитву – Такбир Ташрих. Считается, что тот, кто выполнил жертвоприношение – один из столпов Ислама, –  обеспечивает семье благополучную жизнь.  Мясо жертвенного животного делят на три части – одну часть оставляют себе, а две оставшиеся раздают бедным, сиротам, малоимущим.
По словам Берика Дариева, каждый год в Курбан айт в старой мечети закалывают полторы сотни жертвенных животных. В других Домах Аллаха, а их по городу восемь, примерно столько же. Большая часть мяса раздается бедным, домам престарелых, инвалидов, детским домам.
– У жертвенного животного не должно быть изъянов. Оно должно быть здоровым. Также желательно приносить в жертву мужскую особь. Если эта самка, то, не дай бог, она носит детеныша под сердцем. Такое жертвоприношение не засчитывается, – говорит Берик Дариев.
– Праздник жертвоприношения Курбан Байрам  приходится на десятый день лунного месяца Зуль-хиджа и совпадает с окончанием хаджа, – продолжает Берик Дариев, – последующие за Курбан Байрамом три дня  называются днями «ташрика». В этот день  посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника.


ГОТОВЬТЕ баранов!

Городские имамы просят торговцев скотом не сильно поднимать цены во время Курбан Байрама.
В прошлый Курбан айт  цены на добротного барана подскочили до 35 тысяч тенге.  Продавцы животных не поместились на мал базары. Многим пришлось торговать жертвенными животными рядом с ним.  Жанибек Уразалин занимается продажей  баранов несколько лет. Говорит, что наплыв покупателей приходится именно на мусульманские праздники.
– Хорошо идет торговля во время Ораза айта и во время Курбан айта. Ну и, конечно, в пятницу тоже посетители бывают – это священный день у мусульман, – говорит он.
В праздник Курбан айт, по его словам, в день он продает по 8-10 баранов.
В настоящее время цена каждого барана колеблется от 11 тысяч до 25 тысяч тенге.
Крупный рогатый скот на мал базары продают по 100-120 тысяч тенге за голову. Предполагается, что во время праздника их стоимость возрастет до 200 тысяч тенге.
В то же время духовенство призывает продавцов скота не слишком завышать цены на животных.
– Конечно, мы не имеем права вмешиваться в ценовую политику, но мы же – мусульмане, поэтому хотелось бы, чтобы в этот светлый праздник люди, в первую очередь, думали не о материальных благах, а о духовных. Все мы под Богом ходим. Цены должны быть доступны,  – говорят представители мечети.

Как правильно выбирать жертвенное животное
Выбор жертвы для Курбан айта строго регламентирован Кораном.
Животному должно быть не менее года и чтобы было здоровым. У него не должно быть серьезных изъянов: отрезанных ушей, сломанных одного или двух рогов, отсутствия большинства зубов или большей части хвоста. К тому же животное не должно быть слепым на один или оба глаза. Особь с подобными изъянами не может быть принесена в жертву.
Из всех видов животных в жертву допустимо приносить только верблюдов, коров или быков, буйволов, баранов, овец.
Также при выборе жертвенного животного надо обращать внимание на возраст. Жертвенному, допустим, барану должно быть не менее шести месяцев, корове – не менее двух лет. Крупный рогатый скот можно приносить в жертву, сложившись по семь человек.  Перед забоем полагается прочесть молитву, положить животное головой в сторону Мекки, а затем перерезать ему сонную артерию, обеспечив полное удаление крови из туши, так как употреблять ее правоверным нельзя.
Должно выполняться еще одно обязательное условие – животное перед убоем не должно видеть ни забоя других животных, ни туш, ни крови собратьев. От плохих эмоций животное следует оберегать, к тому же адреналин, который вырабатывается в его организме от переживаний, может испортить вкус мяса. Если не будут соблюдены все эти условия, то мясо животного употреблять в пищу запрещено.
Тот, кто совершил жертвоприношение, не может ничего продать от жертвенного животного – ни мяса, ни шкуры.
Мясо жертвенного животного, согласно предписанию исламских норм, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе.
Шкуру или шерсть можно дарить или отдать бедным, использовать шкуру в качестве молитвенного коврика, но продавать запрещено.

Даты празднования Курбан Байрама до 2017 года
2010 – 16 ноября
2011 – 6 ноября
2012 – 26 октября
2013 – 15 октября
2014 – 4 октября
2015 – 23 сентября
2016 – 11 сентября
2017 – 1 сентября

Над Главной темой работали Айжан ШАУКУЛОВА и Кундыз КАСЕНОВА