Историю развития государства необходимо рассматривать как процесс взаимодействия с соседними государствами. Факторы, которые определяют взаимодействие — это геополитическое положение, экономический статус, нравы, традиции. Одним из механизмов формирования структуры взаимоотношений между странами является дипломатия.
Сегодня дипломатия использует новые формы, методы, технологии, и этому есть объяснение. За последний век произошла глобализация информационного пространства, развились транспортные коммуникации и, как следствие, изменилась мировая экономика и политика.
Однако единственный способ мирного урегулирования разногласий — это слово. Слово уважаемого человека, являющегося выразителем мнения большинства, подтверждающего мнение страны. В этом смысле дипломатия не претерпела изменений, так как это связано с неизменностью человеческой природы.
Дипломатия в Казахстане опиралась на особенности восточного менталитета. Как известно, на Востоке всегда высоко ценилось профессиональное мастерство послов, дипломатов, которые заставляли «звезды взойти на восходе переговоров», могли «отполировать зеркало приязни и заставить его блистать», «укреплять дружбу, напоминать умам прежнюю любовь, корни и основания которой незыблемы». Замечательный среднеазиатский мыслитель Ходжа Самандар Термези, например, считал, что посол улаживает такие дела, которые невозможно осуществить с помощью сотни храбрых войск.
Надо отметить, что дипломатические процедуры и обязанности, возложенные на дипломатов, в течение веков изменялись. Но проблема подбора квалифицированного дипломата осталась в XXI веке такой же, какой она была в средневековом обществе. Примером тому служит работа тюркского поэта-мыслителя XI века Юсуфа Баласагуни. Тюркский мыслитель, носивший титул хас-хаджиба, церемониймейстера при дворе караханидов, входивших в ареал арабо-мусульманского мира, считал, что посол должен быть мудрым, степенным, преданным, честным, прозорливым, должен владеть искусством элоквенции и многими языками. Для посла желательно знать астрономию, математику, отличаться умением игры в нарды, шахматы. Только овладев достаточными профессиональными качествами и искусствами, человек способен достичь цели, отмечает Юсуф в произведении «Наука быть счастливым». Идеальный дипломат – это тот, кто сочетает в себе разнообразные умения и качества, являющиеся результатом обучения, мастерства и опыта.
Идеи нашего предка Аль-Фараби актуальны и в современном мире. Взять ту же его концепцию о двойственной истине, которая была провозглашена им в далеком X веке и только в суверенном Казахстане воплотилась в жизнь.
Следует отметить, что казахская дипломатия опиралась на формы и методы из богатого арсенала предшественников – древних тюрков и золотоордынцев. В трудных условиях становления Казахского ханства доминировали силовые способы решения межгосударственных противоречий, дополнявшиеся временами дипломатическими мерами обретения союзников, переговорами по заключению мира.
С именем правителя Касым хана связано принятие свода законов «Қасымханның қасқа жолы» («Праведный путь Касым хана»), в котором имелся специальный раздел о посольском обычае, где оговаривались нормы и этикет международных сношений.
Послы, выполнявшие поручения своих правителей, были образованными людьми, с детства обученные грамоте, арабскому, чагатайскому, персидским языкам. По мере усложнения характера международных связей казахскими дипломатами использовались различные формы и методы дипломатической практики, исходя из обстановки решаемых задач, которые включали в себя переговорные процессы по заключению мирных и торговых договоров, междинастийных браков, поиск и нахождение союзников, принесение даров к иностранным дворам, вручение верительных грамот, обмен посланиями. Казахских послов того периода отличало владение искусством дипломатического общения. Послы были красноречивы и точны в ответах, отмечается в официальных документах того периода.
Казахстанская дипломатия была образована 13 апреля 1944 года в рамках советского МИДа — Казахстанское внешнеполитическое ведомство. Можно уверенно говорить, что без той пятидесятилетней истории МИДа Казахской ССР невозможно говорить о сегодняшнем дне казахстанской дипломатической службы.
История министерства неразрывно связана с именем Тулегена Тажибаева — первого наркома иностранных дел Казахстана и одновременно заместителя председателя Совмина республики. Под его руководством принимались первые решения, первые документы вновь образованного наркомата, заложившие основу его деятельности на десятилетия вперед Тажибаев был видным ученым, профессором, являлся ректором Казахского государственного университета. Наркомат иностранных дел он возглавлял, имея солидный опыт партийно-государственной работы. Позже долгое время работал в качестве советника-посланника в Посольстве СССР в Индии.
Свою лепту в повышение авторитета республиканского внешнеполитического ведомства внесла и Балжан Бультрикова. Она стала первой женщиной-министром иностранных дел республики. Бультрикова была незаурядным государственным деятелем. До назначения на этот пост она руководила двумя министерствами — социального обеспечения и просвещения. Обязанности министра иностранных дел она так же, как и Тажибаев, совмещала с функциями зампреда казахстанского правительства.
Важно отметить, что Тулеген Тажибаев и Балжан Бультрикова были первыми казахстанскими дипломатами, принимавшими в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века участие в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН и даже выступавшими с авторитетной трибуны Организации.
Заметной вехой в истории казахстанского МИДа в середине семидесятых стала работа Малика Фазылова. Во многом благодаря его профессионализму и настойчивости существенно изменился статус МИДа, повысилась его роль как самостоятельного учреждения (до той поры МИД в буквальном смысле был структурным подразделением аппарата Совета Министров республики и занимал два небольших кабинета в Доме Правительства).
При Фазылове к работе в МИД начали привлекаться профессиональные дипломаты, работавшие за рубежом, владеющие иностранными языками. Это, а также высокая требовательность министра ко всем сотрудникам, незамедлительно сказались положительно на эффективности и качестве работы небольшого аппарата министерства. Малик Сабирович Фазылов – дипломат-история, дипломат-фигура, в советское время он был единственным казахом — Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР.
Вне всякого сомнения, время и объем внешнеполитической работы требовали профессионалов. В это время к руководству казахстанским МИДом и пришел Михаил Иванович Исиналиев. Его профессионализм, великолепное знание тонкостей дипломатии, большой жизненный опыт явились определительной профессиональной планкой и нравственной меркой — какими материями руководствоваться дипломату в его серьезной и ответственной службе.
Прошло несколько десятилетий, как был создан Наркомат иностранных дел (министерство) Казахской ССР. В разные годы здесь работали те, кто стоял у истоков формирования внешних связей молодой независимой республики, в разные годы определял лицо и характер деятельности казахстанского МИДа и сегодня уверенно и твердо отстаивают интересы Республики Казахстан на международной арене. Их имена хорошо всем известны, об их делах знают далеко за пределами нашей Родины.
Главной задачей дипломатической службы Казахстана стало обеспечение благоприятных условий внешних факторов для проведения социально-экономических реформ в стране и привлечения иностранных инвестиций. Успехи отечественной дипломатии за годы независимости способствовали формированию позитивного образа Казахстана в мире.
В сфере международного экономического сотрудничества Казахстан продолжает следовать стратегическому курсу углубления интеграции в мировой рынок и формирования открытой национальной экономики. Закон «О дипломатической службе Республики Казахстан» был подписан Президентом РК 7 марта 2002 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23 ноября 2015 года). Он регламентирует правовую основу и порядок организации деятельности казахстанской дипломатической службы.
Глава государства отвел дипломатической службе роль важного инструмента, обеспечивающего высокий авторитет нашей страны в международном сообществе. Такая дипломатия включает в себя многоплановые действия – от укрепления международных позиций Казахстана как региональной державы, играющей заметную роль в мировой политике, до активного привлечения в страну финансовых средств.
Глава государства привлек внимание дипломатов к наступлению нового этапа в развитии внешней политики Казахстана. Установки Главы государства легли в основу Концепции внешней политики Казахстана, подтвердившей свою жизнеспособность на практике. Последовательная реализация данного документа – основа деятельности Министерства иностранных дел.
В Концепции подчеркивается необходимость усиления экономической дипломатии в решении задач по обеспечению благоприятных условий для осуществления реформ в нашей стране. Особое значение придается и активизации взаимодействия с мировым сообществом в борьбе против международного терроризма, экстремизма и сепаратизма. Концепция предусматривает активную деятельность в вопросах формирования нового миропорядка и равноправной системы международных отношений.
Годы независимости убедительно показали, что дипломатический потенциал Казахстана в мире действительно востребован. Казахстанская дипломатическая служба внесла свой реальный вклад в укрепление международного авторитета страны. Стремительная динамика международной обстановки, необходимость адаптации к реалиям глобализации стали подлинной проверкой умения казахстанской дипломатии адекватно реагировать на происходящие в мире и в различных его регионах события, правильно вычленить и отстаивать национальные интересы страны.
В результате Казахстану удалось еще более упрочить свои международные позиции, расширить круг партнеров и союзников. Имеются все основания утверждать, что разносторонняя внешняя политика Казахстана окончательно сложилась и работает на благо страны и процветания ее народа.